Камбер, Робер
1628 - 1677

Назад

Cambert, Robert

  • Дата рождения: около 1628 года
  • Место рождения: Париж
  • Дата смерти: февраль/март 1677 года
  • Место смерти: Лондон

Биография

Робер Камбер был французским композитором и органистом. Он стал соавтором, вместе с Пьером Перреном, французской оперы. Ученик Шамбоньера, он был назначен органистом в церкви Сен-Оноре в Париже в 1652 году. Он начал сотрудничать с Перреном к 1657 году, когда положил на музыку в виде сарабанды стихотворение "Дочери небес", посвященное возвращению кардинала Барберини во Францию. По словам Менестье, несколько арий в диалоге Камбера и Перрена были исполнены для кардинала делла Ровере между 1656 и 1659 годами. В 1658 году Камбер сочинил "Немая неблагодарная" ("La muette ingratte"), элегию для трех голосов в диалоге, которую он назвал результатом своего «давнего желания ввести во Франции музыкальные комедии, подобные тем, что существуют в Италии». Это значительное произведение, длящееся не менее 45 минут, исполнялось на концертах и, по словам Камбера, вдохновило Перрена на написание либретто для его первой сценической работы. Получившаяся "Пастораль" (1659) стала первым крупным сотрудничеством Камбера и Перрена. Перрен объявил ее «первой французской музыкальной комедией» (спорное утверждение, поскольку "Триумф Любви" Шарля де Бея и Мишеля де Ла Гера 1655 года почти наверняка удовлетворял тем же критериям) и требовала трех сопрано, высокий тенор, тенор, баритон и бас. Она была поставлена восемь или десять раз в доме господина де ла Ая в Исси в начале апреля 1659 года; позже она стала известна как "Пастораль из Исси". Так как Перрен в то время был в тюрьме, Камберу пришлось организовать все предприятие. Хотя музыка утрачена, известно, что каждый акт открывался и закрывался инструментальной симфонией, а короткие ритурнели связывали сцены. Пять актов были относительно короткими, и произведение длилось полтора часа. Возможно, из-за своей скромной продолжительности "Пастораль" имела большой успех у французов, которых до этого подвергали слишком длинным итальянским операм, слова которых мало кто понимал. Жан Лоре (1659) утверждал, что на каждом представлении присутствовало около 300 человек.

После специального представления по королевскому приказу в конце апреля или начале мая в Венсене, любящий оперу кардинал Мазарини предложил Камберу сочинить вторую пастораль. Камбер и Перрен соответственно создали "Ариадна, или Брак Вакха" ("Ariane, ou Le mariage de Bacchus"). Музыка не сохранилась, но из либретто ясно, что Камбер попытался создать более амбициозную партитуру, с хором корибантов, а также восемью сольными партиями, четырьмя антрактами, каждый из которых состоял из двух выходов, ударными инструментами (тарелки и тамбурины) на сцене и трубами с деревянными духовыми в некоторых инструментальных номерах. Несмотря на публичные репетиции в Париже около 1660–1661 годов, работа так и не была официально поставлена, а смерть Мазарини в 1661 году фактически положила конец экспериментам Камбера и Перрена. По словам Лоре и Робинэ, Камбер дирижировал несколькими духовными концертами в монастырях и других местах в конце 1650-х и 1660-х годах. В 1662 году он стал руководителем музыки у королевы-матери, Анны Австрийской. В течение следующих нескольких лет его единственной сценической работой, по-видимому, была комическая сценка "Бон ди Каризелли" ("Bon di Cariselli"). Его сборник "Застольные песни" ("Airs a boire"), опубликованный в 1665 году, включает обработки текстов Перрена.

В марте 1669 года, когда королевская привилегия на создание во Франции Оперных академий была на подходе, Камбер и Перрен возобновили свое партнерство и снова начали репетировать "Ариану". Официальная привилегия была предоставлена Перрену 28 июня, и вскоре после этого он и Камбер начали создавать полноценную труппу. К апрелю 1670 года четыре или пять певцов были набраны из церквей Лангедока и привезены в Париж, где Камбер начал долгий процесс их обучения. Планы поставить "Ариану" были оставлены примерно в это время, и начались репетиции нового совместного произведения — "Помона" ("Pomone").

"Помона" наконец открылась в театре на улице Жё-де-Пом-де-ла-Бутей в марте 1671 года. Считающаяся современными учеными первой настоящей французской оперой, она включала балеты (танцуемые мужчинами-танцорами под руководством Пьера Бошана и Де Бросса), зрелища и сложные машинерии (спроектированные маркизом де Сурдеаком). Она имела большой успех у публики, и представления продолжались в течение семи или восьми месяцев. Робинэ восхищался многими слуховыми и визуальными удовольствиями. Но за кулисами было не все благополучно: никто из труппы, по-видимому, не получал платы — включая Камбера, которому было обещано жалованье в 250 ливров в месяц — из-за махинаций деловых партнеров Перрена, Сурдеака и Шамперона; и в июне 1671 года Перрен был заключен в тюрьму за долги. Камбер впоследствии сотрудничал с драматургом Габриэлем Жильбером над второй оперой, "Труды и удовольствия любви" ("Les peines et les plaisirs de l'amour") (1672). Сент-Эвремон счел ее произведением лучшим, чем "Помона", и она, казалось, была обречена на долгий успех. Однако представления были внезапно прекращены 1 апреля 1672 года, когда Академии были закрыты королевским указом, а Люлли захватил контроль над привилегией. Примерно во время первого представления "Трудов" существовали также планы постановки расширенной версии "Ариадны", хотя неясно, написал ли Камбер какую-либо дополнительную музыку.

В 1673 году Камбер переехал в Лондон, поскольку Людовик XIV договорился, чтобы он стал руководителем музыки у Луизы де Керуаль, герцогини Портсмутской и главной фаворитки Карла II. В начале 1674 года его пасторалеподобный "Балет и музыка для развлечения короля Великобритании" ("Ballet et musique pour le divertissement du roy de la Grande-Bretagne") был исполнен при дворе в честь брака Джеймса, герцога Йоркского, и Марии Моденской. Затем последовало (30 марта) открытие Королевской академии музыки во французском стиле постановкой переработанной и расширенной "Ариадны". Либретто было расширено до отъезда Камбера из Парижа и было сопоставимо по масштабу с "Помоной". В Лондоне был добавлен новый пролог с английской роялистской направленностью. Луис Грабу был глубоко вовлечен в постановку и, как полагают, сотрудничал с Камбером, написав часть, если не всю, дополнительную музыку. Предприятие не увенчалось успехом, и Камбер, по-видимому, в дальнейшем держался относительно в стороне. Нет свидетельств в английских источниках, поддерживающих идею (впервые выдвинутую Бодероном де Сенесе) о том, что Камбер был убит.

Творчество

Робер Камбер является ключевой фигурой в зарождении национальной французской оперы. Вместе с либреттистом Пьером Перреном он создал первые образцы жанра, которые, несмотря на утрату большей части музыки, заложили его основные принципы. Его творчество эволюционировало от камерных диалогических арий к масштабным сценическим произведениям, сочетавшим вокальные номера, инструментальные симфонии и хоры. Его оперы представляли собой смесь арий, речитативов, ансамблей, танцев и зрелищных эффектов. Каждая начиналась с увертюры и хвалебного пролога, посвященного монарху. Увертюры к "Помоне" и "Трудам и удовольствиям любви" написаны для струнного ансамбля из четырех партий (Люлли использовал ансамбль из пяти партий). Сохранившиеся басовые арии позволяют предположить, что инструментальное удвоение мелодии под двумя сопровождающими верхними инструментами могло быть излюбленным приемом композитора. Создание музыки для танца и зрелищ было важной частью его работы. Говорили, что он был особенно искусен в сочинении выразительной мелодии и речитатива. Сент-Эвремон писал, что «жалобы в "Ариадне" были равны finest музыке Люлли». Столкнувшись с интригами при дворе и конкуренцией со стороны Жана-Батиста Люлли, Камбер был вынужден эмигрировать в Англию, где также способствовал развитию местной музыкальной традиции. Его наследие, хотя и фрагментарное, отмечает crucial переходный момент от придворного балета к самостоятельному оперному искусству во Франции.

Произведения

Сценические произведения

  • "Пастораль" ("Пастораль из Исси") ("Pastorale d'Issy"), пастораль в музыке в 5 актах, либретто П. Перрена, Исси, дом господина де ла Ая, начало апреля 1659 года; музыка утрачена.
  • "Ариадна, или Брак Вакха" ("Ariane, ou Le mariage de Bacchus"), музыкальная комедия (пролог, 5 актов), либретто П. Перрена, 1659 год; не поставлена, музыка утрачена. Переработанная версия (опера), Лондон, Друри-Лейн, 30 марта 1674 года, в сотрудничестве с Л. Грабу; музыка утрачена.
  • "Бон ди Каризелли" ("Bon di Cariselli"), комический трио для тенора, баритона и баса, исполнена в пьесе "Ревнивый невидимка" ("Le jaloux invisible") Ж.М. де Брекура, 1666 год.
  • "Помона" ("Pomone"), пастораль (пролог, 5 актов), либретто П. Перрена, Париж, Зал для игры в мяч на улице Бутей, 3 марта 1671 года; сохранились увертюра, пролог, первый акт и часть второго акта.
  • "Труды и удовольствия любви" ("Les peines et les plaisirs de l'amour"), героическая пастораль (пролог, 5 актов), либретто Г. Жильбера, Париж, Зал для игры в мяч на улице Бутей, февраль/март 1672 года; сохранились увертюра, пролог и первый акт.
  • "Балет и музыка для развлечения короля Великобритании" ("Ballet et musique pour le divertissement du roy de la Grande-Bretagne"), либретто С. Бремона, Лондон, при дворе, 31 января – 6 февраля 1674 года; сохранилась одна ария для одного голоса.

Прочие произведения

  • "Застольные песни на 2 и 3 голоса" ("Airs a boire a 2 et a 3 parties") (Париж, 1665); сохранились не полностью (только партии второго сопрано, баса и basso continuo).
  • 6 арий для одного голоса.

Утраченные произведения

  • Сочинения на стихи П. Перрена, упомянутые в его сборниках, включая: "Дочи небес" ("Filles du ciel"), сарабанда, 1657; "Концертная пьеса для свадьбы" ("Pièce de concert pour un mariage"), 1661.
  • "Немая неблагодарная" ("La muette ingratte"), элегия для трех голосов, 1658.
  • Органная музыка, упомянутая в "Предисловии" Роберде к его "Фугам и каприччио" ("Fugues, et caprices") (1660).
  • Мотеты, упомянутые в предисловии к "Застольным песням".

Ноты сочинений Робера Камбера на сайте библиотеки IMSLP