Камбер, Робер
1628 - 1677
Назад
Робер Камбер (Robert Cambert) - Французский композитор и органист
Родился в 1628 году, Париж - умер в феврале или марте 1677 года, Лондон.
Он был одним из создателей французской оперы вместе с Пьером Перреном. Ученик Шамбоньера, он был назначен органистом в Сент-Оноре в Париже в 1652 году. Он начал сотрудничать с Перреном в 1657 году, когда тот поставил сарабанду "Filles du ciel", поэму, посвященную возвращению кардинала Барберини во Францию. По словам Менестрие, несколько арий-диалогов Камберта и Перрена были исполнены для кардинала делла Ровере в период с 1656 по 1659 год. В 1658 году Камбер сочинил "Неблагодарную муэтту", элегию для трех голосов в диалоге, которая, как он утверждал, была результатом его "давнего желания привнести во Францию музыкальные комедии, подобные тем, что можно найти в Италии". Это значительное произведение длилось не менее 45 минут, оно исполнялось на концертах и, по словам Камберта, вдохновило Перрена на написание либретто для его первого сценического произведения. Получившаяся в результате "Пастораль" (1659) стала первой крупной совместной работой Камбера и Перрена. Перрен объявил ее "премьерой французской музыкальной комедии" (сомнительное утверждение, поскольку "Триумф любви" Шарля де Бея и Мишеля де Ла Герра 1655 года почти наверняка соответствовала тем же критериям), и для ее постановки потребовались три сопрано, высокий тембр, тенор, баритон и бас. В начале апреля 1659 года она была поставлена восемь или десять раз в доме месье де ла Хэя в Исси; позже она стала известна как "Пастораль д'Исси". Поскольку Перрен в то время находился в тюрьме, Камбер должен был организовать все мероприятие. Хотя музыка утрачена, известно, что каждый акт начинался и заканчивался инструментальной симфонией и что сцены были связаны короткими ритурнелями. Пять актов были относительно короткими, и пьеса длилась полтора часа. Возможно, из-за своей скромной продолжительности "Пастораль" имела большой успех у французов, которые до этого ставили слишком длинные итальянские оперы, слова которых мало кто мог понять. Жан Лоре (1659) утверждал, что каждое представление посещало около 300 человек. После специального королевского представления в Венсенне в конце апреля или начале мая кардинал Мазарини, любитель оперы, предложил Камберу написать вторую пастораль. Камбер и Перрен, соответственно, написали "Ариану" или "Свадьбу Бахуса". Музыка не сохранилась, но из либретто ясно, что Камберт попытался создать более амбициозную партитуру, включающую хор корибантов, а также восемь сольных партий, четыре антракта, каждый из которых состоит из двух вступлений, ударные инструменты (тарелки и тамбурины) на сцене и трубы и деревянные духовые в некоторых инструментальных партиях. Несмотря на публичные репетиции в Париже, примерно в 1660-1661 годах, работа не была официально исполнена, а смерть Мазарини в 1661 году фактически положила конец экспериментам Камбера и Перрена. Согласно Лоре и Робине, Камбер руководил несколькими духовными концертами в монастырях и других местах в конце 1650-х и 1660-х годах. В 1662 году он стал музыкальным руководителем королевы-матери Анны Австрийской. В течение следующих нескольких лет его единственным сценическим произведением, по-видимому, было трио-буффе "Бон ди Каризелли". Его сборник "Арий в буаре", опубликованный в 1665 году, включает в себя переложения на тексты Перрена. В марте 1669 года, когда королевская привилегия на создание оперных академий во Франции была уже не за горами, Камбер и Перрен возобновили сотрудничество и снова начали репетировать "Ариану". Официальная привилегия была предоставлена Перрину 28 июня, и вскоре после этого они с Камбером приступили к созданию собственной компании. К апрелю 1670 года четыре или пять певцов были набраны в церквях Лангедока и доставлены в Париж, где Камберт приступил к длительному процессу их обучения. Примерно в это же время от планов исполнить "Ариану" отказались, и к репетициям была привлечена новая группа, "Помоне". Наконец, в марте 1671 года "Помон" открылся в театре на улице Бутей. По мнению современных исследователей, это была первая настоящая французская опера, включавшая в себя балеты (исполнявшиеся танцорами-мужчинами под руководством Пьера Бошана и Де Бросса), зрелищные постановки и сложные механические эффекты (разработанные маркизом де Сурдеаком). Спектакль имел большой успех у зрителей, и представления продолжались в течение семи или восьми месяцев. Робине ("Письма к господину", 18 апреля 1671 г.; перев. в Нуттере и Тойнане) восхищался многими слуховыми и визуальными прелестями: Я в этой опере... И я думаю, что это не из-за тебя... Это из -за любви к тебе и к ореолам, из-за того, что ты такой редкий. Что ты делаешь со мной?, И что это за человек на самом деле. Но за кулисами не все было гладко: никто из сотрудников компании, по–видимому, не получал зарплату, включая Камбера, которому было обещано жалованье в размере 250 ливров в месяц, из–за махинаций деловых партнеров Перрена, Сурдеака и Шамперона; а в июне 1671 года Перрен был заключен в тюрьму за долги. Впоследствии Камбер сотрудничал с драматургом Габриэлем Жильбером над второй оперой "Люди и любовные утехи" (1672). Сент-Эвремон счел ее лучшим произведением, чем "Помона", и, похоже, она будет пользоваться большим успехом. Однако выступления были внезапно прекращены 1 апреля 1672 года, когда королевским указом Академии были закрыты, а Люлли захватил контроль над этой привилегией. Примерно во время первого исполнения "Les Peines" также были планы по созданию расширенной версии "Ariane", хотя неясно, написал ли Камберт какую-либо дополнительную музыку. В 1673 году Камберт переехал в Лондон, где Людовик XIV устроил его музыкальным наставником Луизы де Керуаль, герцогини Портсмутской и главной любовницы Карла II. В начале 1674 года его похожий на пастораль балет и музыка для дивертисмента короля Великой Бретани были поставлены при дворе в честь бракосочетания Джеймса, герцога Йоркского, и Марии Моденской. Затем (30 марта) состоялось торжественное открытие Королевской академии музыки во французском стиле с постановкой переработанной и дополненной "Арианы". Либретто было доработано еще до отъезда Камбера из Парижа и по масштабу сравнялось с "Помоне". В Лондоне был добавлен новый пролог с уклоном в английский роялизм (рис.2). Луис Грабу принимал активное участие в продюсировании и, как полагают, сотрудничал с Камбером, написав если не всю, то часть дополнительной музыки. Проект не увенчался успехом, и с тех пор Камберт, похоже, держался в тени. В англоязычных источниках нет никаких свидетельств в поддержку идеи (впервые выдвинутой Бодероном де Сенеке) о том, что Камбер был убит. Камбер известен прежде всего тем, что написал музыку к первой французской опере. Его достижения как композитора трудно оценить, поскольку сохранилось очень мало его произведений. В 1671 году Кристоф Баллард начал печатать партитуры "Помоны" и "Людей и наслаждений", но, возможно, из-за обострения дел в академиях, не закончил их. Отсутствие сохранившейся первой партии сопрано в "Песнях буара" делает неисполнимыми все партии, кроме одной ("Сус, сус, пинте и фагот"); ее верхняя часть была обнаружена Анри Прюньером в рукописи, датируемой серединой 1680-х годов. Оперы Камбера, по сути, представляли собой смесь арий, отрывков, ансамблей, танцев и зрелищ. Каждая начиналась с увертюры и хвалебного пролога в адрес монарха. Увертюры к "Помоне" и "Людям и наслаждениям" написаны для струнного оркестра из четырех частей (Люлли использовал ансамбль из пяти частей); в каждой из них кажущееся величественным вступление сменяется более быстрыми, контрастными фрагментами танцевальной музыки. Духовые инструменты указаны в ритуалах с индивидуальными номерами. Сохранившиеся басовые партии, такие как "Voila le prix" (Pomone, акт 1), позволяют предположить, что инструментальное дублирование мелодии двумя аккомпанирующими высокими инструментами, возможно, было излюбленным приемом. Создание музыки для танцев и зрелищ было важной частью работы Камбера. Он написал множество антрактов для вставок в спектакли или между ними и, возможно, предполагал, что некоторые хоровые ансамбли, исполненные в трехметровых танцевальных ритмах, будут сопровождать танцы и зрелища. Говорят, что он был особенно искусен в сочинении выразительных мелодий и речитативов. Сент-Эвремон писал, что "плач в "Ариане" не уступает лучшей музыке Люлли", и хвалил погребальную "Клименскую гробницу" в "Людях и наслаждениях". Хотя оба отрывка утрачены, в сохранившихся речитативах есть хорошие примеры эмоционального подбора слов. В отрывке из первого акта "Людей и наслаждений" Камбер помещает выразительную вокальную строку над нисходящим хроматическим басом. Он также демонстрирует мастерство в управлении вокальными ансамблями: чаще всего встречаются дуэты и трио, но в "Людях и наслаждениях" есть музыка для четырех и даже шести партий голоса.
Ноты сочинений Робера Камбера на сайте библиотеки IMSLP