Камбефор, Жан де
1605 - 1661

Назад

Cambefort, Jean de

  • Дата рождения: около 1605 года
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: 4 мая 1661 года
  • Место смерти: Париж

Биография

Жан де Камбефор был французским композитором и певцом. Он начал свою карьеру певцом в личной капелле кардинала Ришельё. После смерти Ришельё в 1642 году он перешел на службу к кардиналу Мазарини, который всегда оставался его верным покровителем и которому он посвятил свою вторую книгу придворных арий. В 1644 году, благодаря влиянию Мазарини, он сменил Франсуа де Шанси на посту руководителя детского хора королевских покоев и сразу же столкнулся с конкуренцией со стороны Жана-Батиста Буэссе, которого защищал Жан Батист Кольбер. В 1650 году, вновь благодаря влиянию Мазарини, он стал композитором камерной музыки Людовика XIV. В 1655 году, по приказу короля, он отправился в Лангедок для набора новых хористов. Когда пять лет спустя он не получил пост руководителя музыки королевы, он написал жалобное письмо Мазарини. Это показывает его высокое мнение о себе, поскольку он считал, что и Ле Камю, и Буэссе, которые получили должность, не обладали необходимыми для этого качествами. Тем не менее, он занимал должность суперинтенданта королевской музыки (которую Люлли получил после его смерти). Он был женат на племяннице Поля Оже.

Творчество

Жан де Камбефор был видной фигурой во французской музыке середины XVII века, переходного периода перед эпохой Люлли. Он написал всю музыку, исполненную в "Балете ночи", который Менестье считал самым совершенным из всех придворных балетов. Он также contributed, по крайней мере, одну арию для "Балета времени" (1654) и в том же году исполнил несколько песен в опере Карло Капроли "Свадьба Пелея и Фетиды". Несомненно, он был искусным певцом, который, оставаясь невосприимчивым к экстравагантному итальянскому стилю, например, Луиджи Росси, разработал свой собственный драматический стиль, не жертвуя при этом своими лирическими дарованиями. Его балетные арии примечательны своими свободными и парящими лирическими качествами и мастерским способом, которым он адаптировал свои мелодии к правилам просодии, уважая и рифму, и цезуру. Эти характеристики, как заявил Андре Даникан Филидор в начале своего собрания, выделяли его как одного из первых, кто предвосхитил стиль Люлли. Хор часов в диалоге с луной, также в "Балете ночи", исследует последовательность гармоний, которые также предвосхищают стиль Люлли. Камбефор также был одним из последних композиторов придворных арий. Репутация и успех Люлли были таковы, что Камбефор, разочаровавшись, в последние годы отошел от светских произведений. Его церковная музыка, однако, не сохранилась, но Жан Лоре в своем письме от 23 апреля 1661 года восхищался мастерством его последнего религиозного произведения, которое было исполнено за несколько дней до его смерти.

Произведения

Балеты:

  • "Балет ночи" ("Ballet de la nuit"), 1653
  • "Ария Времени и четырех времен года" ("Récit du temps et des quatre saisons") в "Балете времени" ("Ballet du temps"), 1654

Придворные арии:

  • "Придворные арии" ("Airs de cour") для 4 голосов (Париж, 1651), не полностью
  • "Вторая книга арий" ("IIe livre d’airs") для 4 голосов (Париж, 1655), не полностью
  • 17 арий для 1 голоса и basso continuo (аранжировки арий из изданий 1651 и 1655 годов)

Ноты сочинений Жана де Камбефора на сайте библиотеки IMSLP