Камбфор, Жан де
1605 - 1661

Назад

Жан де Камбфор (Jean de Cambefort) - Французский композитор и певец

Родился в 1605 году - умер 4 мая 1661 года, Париж. 

Свою карьеру он начал как певец в частной часовне кардинала Ришелье. После смерти Ришелье в 1642 году он перешел на сторону кардинала Мазарини, который всегда оставался его верным покровителем и которому он посвятил свою вторую книгу "Придворные дамы". В 1644 году, благодаря влиянию Мазарини, он сменил Франсуа де Шанси на посту управляющего королевскими покоями и сразу же обнаружил соперника в лице Жан-Батиста Боэссе, которому покровительствовал Жан-Батист Кольбер. В 1650 году, опять же под влиянием Мазарини, он стал камерным композитором Людовика XIV. В 1655 году по приказу короля он отправился в Лангедок набирать новых мальчиков для хора. Когда пять лет спустя ему не удалось получить должность королевского музыканта, он направил Мазарини письмо с жалобой. Это свидетельствует о его высоком мнении о себе, поскольку он считал, что и Ле Камю, и Боэссе, которые были успешны, не обладали качествами, необходимыми для этой должности. Однако он сохранил за собой должность управляющего королевской музыкой (которую Люлли получил после его смерти). Он был женат на племяннице Поля Оже.
Камбефор написал всю музыку, исполняемую в "Ночном балете", который Менестриер считал самым совершенным из всех придворных балетов. Он также написал по крайней мере одну арию к "Временному балету" (1654) и в том же году исполнил несколько песен в опере Карло Капроли "Свадьба Пелео и Тети". Несомненно, он был искусным певцом, который, оставаясь равнодушным к экстравагантному итальянскому стилю, например, Луиджи Росси, разработал свой собственный драматический стиль, не пожертвовав ни одним из своих лирических талантов. Его балетные арии отличаются свободой и возвышенным лиризмом (например, "Песнь Венеры" в балете "Ночь", акт 2, сцена i) и мастерством, с которым он адаптировал свои мелодии к правилам просодии, соблюдая как рифму, так и цезуру. Эти характеристики, как отметил Андре Даникан Филидор в начале своей коллекции, выделили его как одного из первых, кто предвосхитил Люлли. Хор "Часов в диалоге с луной", также из балета "Ночь", раскрывает последовательность гармоний, которые также предвосхищают стиль Люлли; ‘Время и четыре сезона" во временном балете звучит аналогично. Камбефор также был одним из последних композиторов "придворной песни".
Репутация и успех Люлли были таковы, что Камбефор, разочаровавшись, в последние годы жизни отвернулся от светской деятельности. Его церковная музыка, однако, не сохранилась, но Жан Лоре в своем письме от 23 апреля 1661 года ("Исторический музей", Париж, 1650-65) восхищался мастерством его последнего религиозного произведения, которое было исполнено за несколько дней до его смерти.

Ноты сочинений Жана де Камбфора на сайте библиотеки IMSLP