Кальвизиус, Зетус
1556 - 1615
Назад
Calvisius, Sethus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Зетус Кальвизиус был немецким музыкальным теоретиком, композитором, педагогом, хронологом и астрономом. После обучения в школах Франкенхаузена и Магдебурга он начал свои занятия в университете Хельмштедта в 1579 году и продолжил их в Лейпцигском университете с 1580 года. В 1581 году он стал кантором в церкви Святого Павла в Лейпциге, а в ноябре 1582 года перешел в школу-интернат Шульпфорта в качестве кантора, где провел 12 плодотворных лет, занимаясь преподаванием и научными изысканиями. В мае 1594 года он был назначен кантором церкви Святого Фомы в Лейпциге, сменив Валентина Отто, и занимал этот пост до своей смерти. В течение короткого периода около 1605 года он также руководил музыкой в университетской церкви. Из-за травмы колена, которая приковала его к постели более чем на год, он смог завершить свой важнейший немузыкальный труд "Хронологический труд" ("Opus chronologicum") (1605). Он обладал широким кругом научных связей, включая астронома Иоганна Кеплера, композитора Михаэля Преториуса и нескольких музыкальных теоретиков. Среди его многочисленных учеников были Эрхард Боденшатц и Мартин Ринккарт. Он умер со словами: «Господу умру. Я хочу умереть для Господа»; на его похоронах хор церкви Святого Фомы исполнил его последнее сочинение, восьмиголосный мотет "Жизнь наша длится семьдесят лет" ("Unser Leben währet siebnzig Jahr").
Зетус Кальвизиус был одной из самых влиятельных фигур в немецкой музыкальной науке и практике рубежа XVI-XVII веков. Его главный труд по музыкальной теории "Мелопея" ("Melopoeia") (1592), основанный на "Установлениях гармонии" ("Le istitutioni harmoniche") Дзарлино (1558), вместе с несколько более поздними "Правилами композиции" ("Composition Regeln"), которые когда-то приписывались Свелинку, впервые передал теоретические идеи Дзарлино немецким музыкантам в доступной форме. В связи с последовательностями он впервые провел четкое различие между совершенными и несовершенными консонансами. Он был более позитивен, чем Дзарлино, в отношении кварты как консонанса, на что указал Маттесон более чем столетие спустя в своем "Исследующем оркестре" ("Forschende Orchestre") (1721). В отличие от Дзарлино, Кальвизиус различал "свободную фугу" (fugato) и "связанную фугу" (канон). В главе 18, "О речи или тексте", он проложил новый путь в своем рассмотрении взаимосвязи между поэтическими и музыкальными фигурами. При этом он присоединился к сторонникам "музыкальной поэтики" (musica poetica), и, поскольку она "доставляет двойное удовольствие" из-за наличия слов, он считал вокальную музыку superior инструментальной. "Краткое руководство по музыке" ("Compendium musicae") (1594) является дидактическим трудом; третье издание (1612), упрощенное, под названием "Правила музыкального искусства" ("Musicae artis praecepta"), посвящено элементарной музыкальной теории. "Третье музыкальное упражнение" ("Exercitatio musica tertia") (1609) предлагает еще более базовое теоретическое обучение, причем изложение пауз, лигатур и пропорций значительно упрощено. Первая часть "Двух музыкальных упражнений" ("Exercitationes musicae duae") (1600) посвящена ладам, а вторая включает историю музыкальной теории. Как он уже делал в своем "Кратком руководстве по музыке", Кальвизиус здесь яростно отстаивал систему сольмизации с семью слогами, в которой традиционные сольмизационные слоги заменяются на bo, ce, di, ga, lo, ma и ni, которые, по-видимому, были введены Хубертом Ваэльрантом.
Композиции Кальвизиуса имели в основном педагогическую направленность, в частности, латинские и немецкие гимны, написанные для хоровой школы в Шульпфорте в 1594 году, двухголосные произведения на латинские тексты из евангелий и 22 трехголосных произведения, которые "должны были петься, а также исполняться на инструментах" и являются сложными пьесами, многие из них канонические. Он также опубликовал 43 четырехголосных обработки для издания Псалтыря Корнелиуса Беккера 1605 года. Как кантор Томаскирхе он также создал первый лейпцигский сборник гимнов "Гармония церковных песнопений" ("Harmonia cantionum ecclesiasticarum") (1597); он содержит 115 четырехголосных обработок, в которых мелодия помещена в верхний голос. Книга выдержала пять изданий до 1622 года, прежде чем была заменена в 1627 году "Песенником" ("Cantional") Шайна. В своих немногих сохранившихся мотетах, для шести, восьми и двенадцати голосов, Кальвизиус предстает как поздний последователь традиции Лассо и Якоба Хандля, хотя то здесь, то там в его работе со словами явно прослеживается автор "Мелопеи" и сторонник "музыкальной поэтики".
Теоретические труды (только относящиеся к музыке):
Гимны:
Прочая духовная музыка:
Ноты сочинений Зетуса Кальвизиуса на сайте библиотеки IMSLP