Кальвизиус, Зетус
1556 - 1615

Назад

Зетус Кальвизиус (Sethus Calvisius) - Немецкий музыкальный теоретик, композитор, педагог, хронолог и астроном

Родился 21 февраля 1556 года, Горслебен, северный Саксенбург, Тюрингия - умер 24 ноября 1615 года, Лейпциг. 

Кальвизиус был одним из самых влиятельных немецких теоретиков своего времени и выдающимся деятелем музыкальной и интеллектуальной жизни Лейпцига.

После посещения школ во Франкенхаузене и Магдебурге Кальвизиус начал свое обучение в университете Гельмштедта в 1579 году и продолжил его с Пасхи 1580 года в Лейпцигском университете, куда он поступил в 1576 году. В 1581 году он стал кантором в церкви Паулинеркирхе в Лейпциге, но в ноябре 1582 года по рекомендации лейпцигского богослова Николауса Зельнекера переехал в Шульпфорту в качестве кантора Фюрстеншуле. Он провел там 12 плодотворных лет не только как вдохновляющий преподаватель, но и в изучении истории, хронологии и теории музыки. В мае 1594 года он был отозван в Лейпциг в качестве кантора церкви Томаскирхе, сменив Валентина Отто. В течение короткого периода, примерно с 1605 года, он также руководил музыкой в университетской церкви. Незадолго до этого, в результате травмы колена, из-за которой он был прикован к постели более чем на год и постоянно хромал, он нашел время завершить свой Opus chronologicum (1605), свою самую важную немузыкальную работу. Лейпцигский университет отклонил его "Elenchus Calendarii Gregoriani" (1613), но благодаря его "Opus chronologicum" ему были предложены должности в университетах Франкфурта-на-Одере и Виттенберга, но ни в одном из них он не работал. У него был широкий круг друзей-ученых, в том числе астроном Йоханнес Кеплер, Михаэль Преториус и теоретики музыки Абрахам Бартолус, Хенрикус Барифонус, Николаус Генгенбах и Йоханнес Липпиус. Среди его многочисленных учеников были Эрхард Боденшатц и Мартин Ринкарт. Он умер со словами "Домино Мориар". Я буду жить вечно.; на его похоронах хор церкви Томаскирхе исполнил его последнее сочинение - восьмичастный мотет "Unser Leben währet siebnzig Jahr". После его смерти его репутация возросла, и уже в 1690 году им с энтузиазмом восхищался В.К. Принц в своей книге “История искусства эдельвейсов”.

Главным теоретическим трудом Кальвизиуса по музыке является "Мелопея" (1592), теория композиции, основанная на сочинении Царлино "Об установлении гармонии" (1558), которое, вместе с несколько более поздней композицией "Регельн", которую когда-то считал автором Свелинк, впервые передало теоретические идеи Зарлино немецким музыкантам в доступной форме. Он убедительно изложил свои знания в 21 главе, составленной в соответствии с методикой. В связи с прогрессиями он впервые провел четкое различие между совершенными и несовершенными созвучиями. Он был более позитивен, чем Зарлино, в отношении 4-го аккорда как созвучия, и этот момент Маттесон подчеркнул более столетия спустя в своем "Оркестре форшенде" (1721). В отличие от Зарлино, Кальвизиус различал фугу-сольюту (фугато) и фугу-лигату (канон). В главе 18 "Об ораторском искусстве" он по-новому рассматривает взаимоотношения между поэтическими и музыкальными фигурами. При этом он объединился со сторонниками поэтической музыки, и, "поскольку это доставляет двойное удовольствие" из-за присутствия слов, он считал вокальную музыку более совершенной, чем инструментальную. Compendium musicae (1594) - это дидактический труд; третье издание (1612), упрощенное, под названием Musicae artis praecepta, посвящено элементарной теории музыки. "Музыкальное упражнение в терции" (1609) предлагает еще более базовые теоретические знания, при этом значительно упрощается представление речей, лигатур и пропорций. Первая часть "Музыкальных упражнений для дуэтов" (1600) посвящена ладам, в то время как вторая включает историю теории музыки. Как и в своем "Compendium musicae", Кальвизиус здесь яростно отстаивает семисложную систему вокализации при пении с листа, в которой традиционные сольмизационные слоги заменены на бо, се, ди, га, ло, ма и ни, которые, по-видимому, были введены Хьюбертом Вельрантом. В 1609 году дирижер Ипполит Хубмайер яростно критиковал этот метод, а позже в том же году Кальвизиус опроверг его аргументы в своем "Упражнении в музыке третьей".
Сочинения Кальвизиуса были в первую очередь педагогическими, особенно латинские и немецкие гимны, написанные для хоровой школы в Шульпфорте в 1594 году, бициния на латинские отрывки из Евангелий и 22 трицинии, которые "должны были исполняться, а также разучиваться на инструментах", и являются амбициозными произведениями, многие из которых каноничны. Он также опубликовал 43 переложения из четырех частей для псалтири Корнелиуса Беккера, изданной в 1605 году. В качестве кантора церкви Томаскирхе он также выпустил первый лейпцигский сборник церковных гимнов Harmonia cantionum ecclesiasticarum (1597).; она содержит 115 четырехголосных переложений, в которых мелодия помещена в верхней части. Книга выдержала пять изданий вплоть до 1622 года, прежде чем в 1627 году была заменена канталями Шейна. В своих немногих сохранившихся песнопениях на шесть, восемь и 12 голосов Кальвизиус предстает как позднейший приверженец традиций Ласса и Якоба Хандля, хотя в его трактовке слов то тут, то там отчетливо прослеживаются черты автора "Мелопеи" и сторонника поэтической музыки.

 

Ноты сочинений Зетуса Кальвизиуса на сайте библиотеки IMSLP