Калегари, Франческо Антонио
1656 - 1742
Назад
Франческо Антонио Калегари (Francesco Antonio Calegari) - Итальянский композитор и теоретик
Родился в 1656 году, Венеция - умер 12 ноября 1742, Венеция.
Он принял постриг францисканца в монастыре Пальма-дель-Фриули в Венеции и получил степень бакалавра во францисканской семинарии в Ассизи; затем он изучал контрапункт у Лотти. 1 сентября 1700 года он был избран маэстро капеллы Святого Франческо в Болонье. Позже он занимал ту же должность в церкви Святой Марии Глориозы деи Фрари в Венеции с 1701 по 1703 год и в базилике Святого Антонио в Падуе с 3 мая 1703 по 5 апреля 1727 года. Он поменялся должностями с Джузеппе Антонио Ринальди, маэстро капеллы Фрари (1715-27), и, таким образом, вернулся во Фрари, чтобы провести там свои последние годы. При жизни Калегари был хорошо известен своей музыкой и обширными познаниями в теории музыки. Бенедетто Марчелло прислал Калегари свои "Поэтико-армонические псалмы" и "Тратто-музыкально-теоретические сочинения" для критики; критические письма Калегари (1724 и 1726) были опубликованы вместе с "псалмами". Калегари изложил теорию инверсии аккордов немного раньше Рамо, что ясно видно на фигурных басах Кирие, датированных 1721 годом. Однако, в отличие от теорий Рамо, теории Калегари никогда не публиковались; поэтому они оказали лишь локальное влияние, в основном на его учеников, среди которых был Франческо Антонио Валлотти. Эти композиторы, особенно сам Калегари, использовали инверсии диссонирующих аккордов до такой степени, что их стали называть "Скуола деи ривольти"; их правила были рационально объяснены Джордано Риккати в коротком трактате, опубликованном в 1762 году. Наиболее важным теоретическим трактатом Калегари является "Усиление гармонии музыкальных инструментов туони" (1732), в котором содержится несколько новых и уникальных концепций, в том числе необычная трактовка диссонанса. Калегари объяснил, что при написании фигурного баса композитор может использовать цифры 2, 4 и 6 для удобства, но исполнитель должен понимать, что они представляют собой диссонансы 9-го, 11-го и 13-го соответственно. Гармонический словарь Калегари действительно включает аккорды 9-го, 11-го, 13-го и 14-го, и он продемонстрировал замечательное мастерство в их инверсии. Однако он не показал, как должны быть выполнены фигуры в его музыкальных примерах. В примере 1 неясно, должен ли игрок выполнить все фигуры, и если да, то должны ли они быть воспроизведены строго в заданном вертикальном порядке. Ранняя музыка Калегари часто написана в стиле бассо континуо с легкой текстурой. Но по мере того, как он изучал музыку Палестрины и развивал свои собственные теории, его музыка приобретала более полное и продуманное полифоническое звучание, для которого он часто использовал целых восемь партий. Эти более поздние работы показывают, как Калегари справился с некоторыми из рассматриваемых диссонансов. Пример 2 (из "Псалмов для терции", 1731) демонстрирует поразительный диссонанс, когда первое сопрано вступает после отдыха, звуча решительной нотой на фоне паузы во втором сопрано. В отличие от многих теоретиков своего времени, Калегари никогда не ссылался в своих трудах на акустику или математику.
Ноты сочинений Франческо Антонио Калегари на сайте библиотеки IMSLP