Калегари, Франческо Антонио
1656 - 1742

Назад

Calegari, Francesco Antonio

  • Дата рождения: 1656 год
  • Место рождения: Венеция
  • Дата смерти: 12 ноября 1742 года
  • Место смерти: Венеция

Биография

Франческо Антонио Калегари был итальянским композитором и теоретиком. Он принял монашеский обет как францисканец в монастыре Пальма-дель-Фриули в Венеции и получил степень бакалавра в францисканской семинарии в Ассизи; затем он изучал контрапункт у Лотти. Первого сентября 1700 года он был избран maestro di cappella (руководителем капеллы) при церкви Сан-Франческо в Болонье. Позже он занимал ту же должность в церке Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в Венеции с 1701 по 1703 год и в базилике Сант-Антонио в Падуе с 3 мая 1703 года по 5 апреля 1727 года. Он поменялся должностями с Джузеппе Антонио Риналди, руководителем капеллы при Фрари (1715–1727), и таким образом вернулся во Фрари, чтобы провести свои последние годы. При жизни Калегари был хорошо известен своей музыкой и обширными познаниями в области музыкальной теории. Бенедетто Марчелло отправлял Калегари свои псалмы "Поэтико-гармонический вдох" и свой "Теоретико-музыкальный трактат" для критики; письма-отзывы Калегари (1724 и 1726 годов) были опубликованы вместе с псалмами.

Калегари изложил теорию обращения аккордов немного раньше Рамо, что ясно показано в генерал-басе кирие, датированном 1721 годом. Однако, в отличие от теорий Рамо, теории Калегари так и не были опубликованы; поэтому они оказали лишь местное влияние, в основном на его учеников, среди которых был Франческо Антонио Валлотти. Эти композиторы, особенно сам Калегари, использовали обращения диссонирующих аккордов в такой степени, что их называли «Школой обращений»; их правила были рационально объяснены Джордано Риккати в коротком трактате, опубликованном в 1762 году. Важнейший теоретический трактат Калегари — "Обширное доказательство гармониальных музыкальных тонов" (1732), который содержит несколько новых и уникальных концепций, среди них необычная трактовка диссонанса. Калегари объяснял, что при написании генерал-баса композитор может использовать цифры 2, 4 и 6 для удобства, но исполнитель должен понимать, что они представляют собой диссонансы ноны, ундецимы и терцдецимы соответственно. Гармонический словарь Калегари действительно включает аккорды ноны, ундецимы, терцдецимы и квартдецимы, и он показал замечательное мастерство в их обращении. Однако он не показал, как следует реализовывать цифры в своих музыкальных примерах. В примере 1 неясно, должен ли исполнитель реализовывать все цифры или, если да, то должны ли они исполняться строго в заданном вертикальном порядке. Ранняя музыка Калегари часто выдержана в легком стиле бассо континуо. Но по мере того, как он изучал музыку Палестрины и развивались его собственные теории, его музыка приобретала более полное, сложное полифоническое звучание, для которого он часто использовал до восьми голосов. Эти более поздние работы показывают, как Калегари обращался с некоторыми из рассматриваемых диссонансов. Пример 2 (из псалмов на Терцию, 1731) показывает поразительный диссонанс, где первое сопрано вступает после паузы, звуча как нота разрешения против задержания во втором сопрано. В отличие от многих теоретиков своего времени, Калегари никогда не ссылался в своих трудах на акустику или математику.

Творчество

Франческо Антонио Калегари был выдающимся итальянским композитором и музыкальным теоретиком эпохи барокко, чьи новаторские идеи в области гармонии опередили свое время. Его теоретические работы, хотя и не опубликованные при жизни, содержали передовые для его эпохи концепции, такие как систематическое использование обращения аккордов и расширенной тональности. Его композиторский стиль эволюционировал от относительно простых произведений с бассо континуо к сложной полифонии для многих голосов, находясь под влиянием строгого стиля Палестрины. Будучи педагогом, он основал так называемую «Школу обращений», воспитав плеяду композиторов, что обеспечило сохранение и развитие его идей. Его обширное творческое наследие включает разнообразные духовные сочинения и светские кантаты, отмеченные смелым гармоническим языком.

Произведения

Духовная музыка

  • "Месса" для 4 голосов, струнных и бассо континуо, на праздник Святого Франциска, 1700
  • 2 "Кирие" для 4 голосов, струнных и бассо континуо, 1721, 1736
  • "Глория" для 4 голосов, трубы, гобоя, струнных и бассо континуо, 1733

Антифоны

  • "Радуйся, Царица" ("Ave regina") для сопрано, струнных и бассо континуо, 1733
  • "Благословен Господь Бог Израилев" ("Benedictus Dominus Deus Israel") для 4 голосов и бассо континуо, 1705
  • "Жертва Богу" ("Sacrificium Deo") для 4 голосов и бассо континуо
  • "Спаси, Царица" ("Salve regina") для сопрано, струнных, 2 гобоев и бассо континуо, 1717
  • "Радуйся, Святой Отец" ("Salve, sancte Pater") для 8 голосов и бассо континуо, 1739

Респонсории

  • Пригласительный антифон для альта, баса, хора 4 голосов и бассо континуо и респонсории для 4 голосов и бассо континуо, на праздник Святого Франциска, 1708
  • Пригласительный антифон с респонсориями для альта, тенора, баса, хора 4 голосов и бассо континуо, на Пятидесятницу
  • Респонсории Страстной недели для 4 голосов и бассо континуо, 1705
  • "Если ты ищешь чудес" ("Si quaeris miracula") для 4 голосов, струнных и бассо континуо, 1730

Гимны

  • "Ныне, Святой Дух, нам" ("Nunc Sancte nobis Spiritus") для 8 голосов и бассо континуо
  • "Воспой, язык" ("Pange lingua") (3 версии): для 4 голосов, 2 труб, струнных и бассо континуо (датирована 1726); для 4 голосов, струнных и бассо континуо (1718); для 4 голосов, 2 труб, виолы и бассо континуо (1719)
  • "Посему столь великому" ("Tantum ergo") для 4 голосов и бассо континуо
  • "Тебе, Бога, хвалим" ("Te Deum") для 8 голосов и бассо континуо, 1702
  • "Тебе, света" ("Te lucis") для 1 голоса, струнных и бассо континуо

Псалмы

  • "На Тебя, Господи" ("In te Domine") для сопрано, альта, струнных и бассо континуо
  • "Помилуй меня, Боже" ("Miserere") для 4 голосов, струнных и бассо континуо, 1705
  • Псалмы на Терцию для 8 голосов и бассо континуо, 1731

Прочие сочинения

  • Вечерня для 4 голосов и бассо континуо, 1728
  • Вечерня для 4 голосов, струнных и бассо континуо, 1730
  • "Легкие ветры, дышите", мотет для баса, струнных и бассо континуо, 1701
  • "Защитник наш", мотет для 4 голосов и бассо континуо
  • "Пурпурные прекрасные розы", мотет для баса, струнных и бассо континуо, 1707
  • Литании Пресвятой Богородице для 8 голосов и бассо континуо, 1739
  • Хоральные литании Пресвятой Богородице (3 версии: для тенора, тенора, баса; для тенора, тенора, баса, органа; для 4 голосов и бассо континуо), 1717
  • "Страсти по Матфею" на Вербное воскресенье для сопрано и бассо континуо, 1718
  • "Страсти по Иоанну" на Страстную пятницу для сопрано и бассо континуо, 1718
  • "Все вы, проходящие путем" ("O vos omnes") для 4 голосов

Светская музыка

  • 3 кантаты для баса и бассо континуо: "Прекрасная дама, которая танцует" ("Bella donna che balla"); "Прекрасная дама, которая спит" ("Bella donna che dorme") (на 2 разных текста)

Теоретические труды

  • "Обширное доказательство гармониальных музыкальных тонов" ("Ampla dimostrazione degli armoniali musicali tuoni"), 15 августа 1732
  • "Диссертация о известном каноне Анимуччиа" ("Dissertazione sul noto canone dell'Animuccia"), 30 октября 1732
  • "Решение канона, сочиненного покойным Джованни Анимуччиа Флорентийцем" ("Risoluzione del canone composto dal fu Giovanni Animuccia Firentino"), 1732
  • "Первая часть латинской и современной музыки, или же Согласие и порядок гармонического числа" ("Parte prima della latina, e moderna musica, ovvero siasi Concordanza, ed ordine dell'armonico numero")
  • "Первая практика музыкальных гармонических созвучий и несозвучий" ("Prima prattica delle musicali armoniche consonanze e dissonanze")
  • Неозаглавленное эссе в 6 главах, начинающееся «Каково есть звучное число» ("Qual sia il sonoro numero")

Ноты сочинений Франческо Антонио Калегари на сайте библиотеки IMSLP