Калегари, Франческо Антонио
1656 - 1742
Назад
Calegari, Francesco Antonio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Антонио Калегари был итальянским композитором и теоретиком. Он принял монашеский обет как францисканец в монастыре Пальма-дель-Фриули в Венеции и получил степень бакалавра в францисканской семинарии в Ассизи; затем он изучал контрапункт у Лотти. Первого сентября 1700 года он был избран maestro di cappella (руководителем капеллы) при церкви Сан-Франческо в Болонье. Позже он занимал ту же должность в церке Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в Венеции с 1701 по 1703 год и в базилике Сант-Антонио в Падуе с 3 мая 1703 года по 5 апреля 1727 года. Он поменялся должностями с Джузеппе Антонио Риналди, руководителем капеллы при Фрари (1715–1727), и таким образом вернулся во Фрари, чтобы провести свои последние годы. При жизни Калегари был хорошо известен своей музыкой и обширными познаниями в области музыкальной теории. Бенедетто Марчелло отправлял Калегари свои псалмы "Поэтико-гармонический вдох" и свой "Теоретико-музыкальный трактат" для критики; письма-отзывы Калегари (1724 и 1726 годов) были опубликованы вместе с псалмами.
Калегари изложил теорию обращения аккордов немного раньше Рамо, что ясно показано в генерал-басе кирие, датированном 1721 годом. Однако, в отличие от теорий Рамо, теории Калегари так и не были опубликованы; поэтому они оказали лишь местное влияние, в основном на его учеников, среди которых был Франческо Антонио Валлотти. Эти композиторы, особенно сам Калегари, использовали обращения диссонирующих аккордов в такой степени, что их называли «Школой обращений»; их правила были рационально объяснены Джордано Риккати в коротком трактате, опубликованном в 1762 году. Важнейший теоретический трактат Калегари — "Обширное доказательство гармониальных музыкальных тонов" (1732), который содержит несколько новых и уникальных концепций, среди них необычная трактовка диссонанса. Калегари объяснял, что при написании генерал-баса композитор может использовать цифры 2, 4 и 6 для удобства, но исполнитель должен понимать, что они представляют собой диссонансы ноны, ундецимы и терцдецимы соответственно. Гармонический словарь Калегари действительно включает аккорды ноны, ундецимы, терцдецимы и квартдецимы, и он показал замечательное мастерство в их обращении. Однако он не показал, как следует реализовывать цифры в своих музыкальных примерах. В примере 1 неясно, должен ли исполнитель реализовывать все цифры или, если да, то должны ли они исполняться строго в заданном вертикальном порядке. Ранняя музыка Калегари часто выдержана в легком стиле бассо континуо. Но по мере того, как он изучал музыку Палестрины и развивались его собственные теории, его музыка приобретала более полное, сложное полифоническое звучание, для которого он часто использовал до восьми голосов. Эти более поздние работы показывают, как Калегари обращался с некоторыми из рассматриваемых диссонансов. Пример 2 (из псалмов на Терцию, 1731) показывает поразительный диссонанс, где первое сопрано вступает после паузы, звуча как нота разрешения против задержания во втором сопрано. В отличие от многих теоретиков своего времени, Калегари никогда не ссылался в своих трудах на акустику или математику.
Франческо Антонио Калегари был выдающимся итальянским композитором и музыкальным теоретиком эпохи барокко, чьи новаторские идеи в области гармонии опередили свое время. Его теоретические работы, хотя и не опубликованные при жизни, содержали передовые для его эпохи концепции, такие как систематическое использование обращения аккордов и расширенной тональности. Его композиторский стиль эволюционировал от относительно простых произведений с бассо континуо к сложной полифонии для многих голосов, находясь под влиянием строгого стиля Палестрины. Будучи педагогом, он основал так называемую «Школу обращений», воспитав плеяду композиторов, что обеспечило сохранение и развитие его идей. Его обширное творческое наследие включает разнообразные духовные сочинения и светские кантаты, отмеченные смелым гармоническим языком.
Духовная музыка
Антифоны
Респонсории
Гимны
Псалмы
Прочие сочинения
Светская музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Франческо Антонио Калегари на сайте библиотеки IMSLP