Ке д'Эрвелуа, Луи де
ок.1680 - 1759

Назад

Луи де Ке д'Эрвелуа (Louis de Caix d’Hervelois) - Французский композитор и виолончелист

Родился около 1680 года - умер в 1755 году. 

Нет убедительных доказательств того, что он был членом семьи де Ке, но тот факт, что он играл на том же инструменте, публиковал свои произведения в Лионе и назвал пьесу "Мария-Анна де Ке", указывает на то, что он мог им быть. Вероятно, он был племянником Луи де Ке, капеллана церкви Святой Шапели в Париже, родом из Амьена; в 1697 году Луи де Ке искал помещение, где его племянник мог бы заниматься игрой на виоле. Ке д'Эрвелуа, по-видимому, не получил назначения при дворе, хотя он посвятил свой последний том "Пьес для виолы" дочери Людовика XV. К 1731 году он жил напротив церкви Святого Эсташа, в доме часовщика на улице Жур.
Музыкальный язык Ке д'Эрвелуа убедительно свидетельствует о том, что он был учеником Марина Марэ. Его пять сборников пьес для виолы имеют огромное значение в репертуаре французской музыки для виолистов. Его первая книга (1708) раскрывает его элегантное французское чувство мелодии, его утонченное понимание гармонии и его усовершенствованное идиоматическое использование верхних позиций. Его чуткость к современным итальянским веяниям проявляется в его пристрастии смешивать мажорные и минорные пьесы с общей тоникой в сюите, а также, начиная с 1731 года, в его все более частом использовании движений да капо и в его склонности к написанию трех взаимосвязанных пьес, таких как "Три кузины" ("Скромница")., ‘L'enjoüée" и "La folichonne") 1748 года. Однако он никогда не пытался соперничать с техническими достижениями скрипки в стиле Форкере. Считается, что Ке д'Эрвелуа был первым композитором, опубликовавшим сонаты для виолы в 1740 году; но части в этих сонатах неотличимы от частей в его сюитах. Более того, в книге 1748 года "сонаты" являются частью сюиты.
Примерно с 1720 года появилась мода на дуэты для двух равноправных инструментов; Ле Блан заявил, что это “окончательное решение дам, что ничто в мире не может сочетаться с двумя виолами для идеальной передачи верхних и нижних голосов”. В коллекциях Ке д'Эрвелуа 1719 и 1731 годов есть по одному произведению "Для дуэта двух виол"; они, очевидно, пользовались успехом, и его первая книга (1740) полностью посвящена дуэтам виол. Пьесы с клавишным континуо вновь появляются в сборнике 1748 года, но две сонаты в этом томе являются дуэтами.

Большинство пьес в сборниках Ке д'Эрвелуа для пардессю де виола и его томов для флейты, по собственному признанию композитора, являются аранжировками его произведений для бас-виолы. Интересно, что он использует отдельные пьесы и перестраивает их, добавляя несколько свежих фрагментов, в новые сюиты с общей тоникой. Его переложения для пардессю были выполнены с особой тщательностью; великолепная аппликатура говорит о том, что он был опытным исполнителем на этом инструменте.

Ноты сочинений Луи де Ке д'Эрвелуа на сайте библиотеки IMSLP