Цезарь, Иоганн Мельхиор
1648 - 1692
Назад
Иоганн Мельхиор Цезарь (Johann Melchior Caesar) - Немецкий композитор
Родился в 1648 году, Цаберн (ныне Саверн), Эльзас - умер 18 октября 1692 года, Аугсбург.
Вероятно, свое первое музыкальное образование он получил у Урбана Людвига Муршхаузера (отца Франца Ксавера Муршхаузера), школьного учителя в Цаберне. В 1663 году он поступил в Вюрцбургский университет; его музыкальный талант, несомненно, поощрялся в этом городе выдающимися музыкантами Филиппом Фридрихом Бюхнером и Тобиасом Рихтером, соборными и придворными капельмейстерами в принц-епископстве Вюрцбург и в Майнце. 2 июля 1677 года он был назначен капельмейстером кафедрального собора Бреслау при кардинале принце-епископе Фридрихе, ландграфе Гессенском. В 1679 году он вернулся в Вюрцбург в качестве придворного капельмейстера принца-епископа Вюрцбургского и Бамбергского Петера Филиппа фон Дернбаха. В январе 1685 года он сменил Дж.М. Глетле в качестве капельмейстера в кафедральном соборе Аугсбурга, где он пользовался поддержкой князя-епископа Иоганна Кристофа, барона фон Фрейберг-Айзенберга, и, в частности, Иоганна Рудольфа, графа Фуггера фон Кирхберга и Вайсенхорна, для которого он написал и исполнил большое количество тафельмузыки вплоть до своей ранней смерти. Цезарь, которого Принц в 1690 году причислил к "более поздним и известным композиторам", был уважаемым музыкантом, издававшим как духовную, так и светскую музыку. Его печатные работы, сохранившиеся всего в нескольких экземплярах, включают в себя 22 сборника, 8 месс, 12 произведений тафельмузыки (сольные кводлибеты, дуэтные сцены, терцеты), а также серию различных балетов с юмористическим названием "Musicalischer Wendunmuth", 26 вечерних псалмов с двумя магнификатами и 40 гимнов. Предположительно, утрачена коллекция балетов Люстигера Эрстера Тейла и музыка к школьной драме "Матиас Корвин" (поставленной в иезуитской гимназии в Аугсбурге в 1687 году). Несмотря на то, что о нем было объявлено в каталогах Лейпцигской и Франкфуртской ярмарок 1682 года, "Люстиг Тафель-Мюзик" в 6 "Штюккен ... мит бейгефюгтен 60", вероятно, так и не был опубликован. Подобно церковной музыке его предшественников в Аугсбургском кафедральном соборе, Бодрекселя и Глетле, на духовные произведения Цезаря оказал влияние итальянский инструментальный стиль концертанте. Однако в некоторых отдельных балетах прослеживается французское влияние. Разнообразие ансамблей, которые он использовал (от 1 до 6 партий, с рипьено и без него), могло соответствовать как благоприятным, так и более ограниченным условиям исполнения на практике. Использование лаконичных струнных ритурнелей для формального завершения и его приятные, непринужденные мелодии помогли изданию церковной музыки Цезаря в аугсбургском музыкальном издательстве "Лоттер" продержаться в печати до конца 18-го века. Его юмористический "Вендунмут", частично написанный на диалекте, относит Цезаря к типично южногерманской традиции кводлибета, центр которой находился в Аугсбурге и которая шла от Маттиаса Кельца через И.В. Ратгебера к Моцарту.