Цезарь, Иоганн Мельхиор
1648 - 1692

Назад

Caesar, Johann Melchior

  • Дата рождения: около 1648 года
  • Место рождения: Цаберн (ныне Саверн, Эльзас)
  • Дата смерти: 18 октября 1692 года
  • Место смерти: Аугсбург

Биография

Иоганн Мелхиор Цезарь был немецким композитором. Своё первое музыкальное образование он, вероятно, получил от Урбана Людвига Муршхаузера (отца Франца Ксавера Муршхаузера), школьного учителя в Цаберне. В 1663 году он поступил в Вюрцбургский университет; его музыкальный талант, несомненно, поощрялся в этом городе известными музыкантами Филиппом Фридрихом Бухнером и Тобиасом Рихтером, занимавшими должности капельмейстеров собора и двора в княжестве-епископстве Вюрцбург и в Майнце. 2 июля 1677 года он был назначен в собор Бреслау на должность капельмейстера кардинала и князя-епископа Фридриха, ландграфа Гессенского. Он вернулся в Вюрцбург в 1679 году в качестве придворного и соборного капельмейстера князя-епископа Вюрцбургского и Бамбергского Петера Филиппа фон Дернбаха. В январе 1685 года он сменил И.М. Глетле на посту капельмейстера в Аугсбургском соборе, где его поддерживал князь-епископ Иоганн Кристоф, барон фон Фрейберг-Айзенберг, и, в частности, Иоганн Рудольф, граф Фуггер фон Кирхберг унд Вайсенхорн, для которого он сочинял и исполнял большое количество застольной музыки вплоть до своей ранней смерти.

Цезарь, которого Принц в 1690 году относил к числу «более новых и знаменитых композиторов», был уважаемым музыкантом, публиковавшим как духовную, так и светскую музыку. Его печатные работы, сохранившиеся лишь в нескольких полных экземплярах, включают сборник из 22 офферториев, 8 месс, 12 произведений застольной музыки (сольные кводлибеты, дуэтные сцены, терцеты и серия различных балетов с юмористическим названием «Музыкальное отвращение к печали»), 26 вечерних псалмов с 2 песнопениями «Величит душа Моя» и 40 гимнов. Предположительно утеряны сборник «Веселые балеты. Первая часть» и музыка для школьной драмы под названием «Маттиас Корвинус». Хотя «Веселая застольная музыка, в 6 частях… с приложенными 60 балетами» была анонсирована в каталогах Лейпцигской и Франкфуртской ярмарок 1682 года, она, вероятно, так и не была опубликована.

Творчество

Как и церковная музыка его предшественников в Аугсбургском соборе, Баудрекеселя и Глетле, духовные произведения Цезаря находятся под влиянием итальянского концертного инструментального стиля. Однако некоторые отдельные балеты обнаруживают французское влияние. Разнообразие использованных им составов (от 1 до 6 голосов, с рипиено и без) могло удовлетворять как благоприятным, так и более ограниченным условиям исполнения на практике. Использование кратких струнных ритурнелей для формального завершения и его приятные, непритязательные мелодии помогли тому, что церковная музыка Цезаря продолжала переиздаваться аугсбургским музыкальным издательством Лоттер вплоть до далеко зашедшего XVIII века. Его юмористический «Вендунмут», частично написанный на диалекте, ставит Цезаря в типично южнонемецкую традицию кводлибета, центром которой был Аугсбург и которая простиралась от Маттиаса Кельца через И.В. Ратгебера до Моцарта.

Произведения

Духовная музыка

  • «Музыка для хора для омовения ног в Великий Четверг», для 4 голосов (C.A.T.B.) и органа
  • «Оффертории на весь год по римскому миссалу», для 4 голосов, 2 скрипок
  • «Трисвятое музыкальное, содержащее все оффертории… по римскому градуалу», для 4 голосов, 2 скрипок, соч. 1 (Вюрцбург, 1682–83)
  • «Восемь коротких месс», для 4 голосов, 2 скрипок, бассо континуо, соч. 2 (Аугсбург, 1686–87)
  • «Двадцать шесть воскресных и праздничных вечерних псалмов на год с 2 песнопениями "Величит"», для 4 голосов, 2 скрипок, соч. 4 (Аугсбург, 1690)
  • «Гимны на воскресенья и праздники… для вечерней службы», для 2–4 голосов, инструменты ad libitum, бассо континуо, соч. 5 (Аугсбург, 1691–92)
  • «Псалмы на весь год», с 2 трубами

Светская музыка

  • «Веселые балеты. Первая часть, состоящая из 60 различных интрад, аллеманд, курант, сарабанд, гавотов, буре, менуэтов, жиг и арий», для скрипки, виолетты, альта, виолы да гамба, бассо континуо (Вюрцбург, 1684) — утеряно
  • «Веселая застольная музыка, в 6 частях… с приложенными 60 балетами», для 1–6 голосов/инструментов (Вюрцбург, 1684) — утеряно
  • «Маттиас Корвинус», школьная драма иезуитов (Аугсбург, 1687) — музыка утеряна
  • «Музыкальное отвращение к печали, состоящее из различных веселых кводлибетов и забавных немецких концертов; для использования в застольной музыке», для 1–5 голосов/инструментов, бассо континуо (Аугсбург, 1688)