Цезарь, Иоганн Мельхиор
1648 - 1692
Назад
Caesar, Johann Melchior
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Мелхиор Цезарь был немецким композитором. Своё первое музыкальное образование он, вероятно, получил от Урбана Людвига Муршхаузера (отца Франца Ксавера Муршхаузера), школьного учителя в Цаберне. В 1663 году он поступил в Вюрцбургский университет; его музыкальный талант, несомненно, поощрялся в этом городе известными музыкантами Филиппом Фридрихом Бухнером и Тобиасом Рихтером, занимавшими должности капельмейстеров собора и двора в княжестве-епископстве Вюрцбург и в Майнце. 2 июля 1677 года он был назначен в собор Бреслау на должность капельмейстера кардинала и князя-епископа Фридриха, ландграфа Гессенского. Он вернулся в Вюрцбург в 1679 году в качестве придворного и соборного капельмейстера князя-епископа Вюрцбургского и Бамбергского Петера Филиппа фон Дернбаха. В январе 1685 года он сменил И.М. Глетле на посту капельмейстера в Аугсбургском соборе, где его поддерживал князь-епископ Иоганн Кристоф, барон фон Фрейберг-Айзенберг, и, в частности, Иоганн Рудольф, граф Фуггер фон Кирхберг унд Вайсенхорн, для которого он сочинял и исполнял большое количество застольной музыки вплоть до своей ранней смерти.
Цезарь, которого Принц в 1690 году относил к числу «более новых и знаменитых композиторов», был уважаемым музыкантом, публиковавшим как духовную, так и светскую музыку. Его печатные работы, сохранившиеся лишь в нескольких полных экземплярах, включают сборник из 22 офферториев, 8 месс, 12 произведений застольной музыки (сольные кводлибеты, дуэтные сцены, терцеты и серия различных балетов с юмористическим названием «Музыкальное отвращение к печали»), 26 вечерних псалмов с 2 песнопениями «Величит душа Моя» и 40 гимнов. Предположительно утеряны сборник «Веселые балеты. Первая часть» и музыка для школьной драмы под названием «Маттиас Корвинус». Хотя «Веселая застольная музыка, в 6 частях… с приложенными 60 балетами» была анонсирована в каталогах Лейпцигской и Франкфуртской ярмарок 1682 года, она, вероятно, так и не была опубликована.
Как и церковная музыка его предшественников в Аугсбургском соборе, Баудрекеселя и Глетле, духовные произведения Цезаря находятся под влиянием итальянского концертного инструментального стиля. Однако некоторые отдельные балеты обнаруживают французское влияние. Разнообразие использованных им составов (от 1 до 6 голосов, с рипиено и без) могло удовлетворять как благоприятным, так и более ограниченным условиям исполнения на практике. Использование кратких струнных ритурнелей для формального завершения и его приятные, непритязательные мелодии помогли тому, что церковная музыка Цезаря продолжала переиздаваться аугсбургским музыкальным издательством Лоттер вплоть до далеко зашедшего XVIII века. Его юмористический «Вендунмут», частично написанный на диалекте, ставит Цезаря в типично южнонемецкую традицию кводлибета, центром которой был Аугсбург и которая простиралась от Маттиаса Кельца через И.В. Ратгебера до Моцарта.
Духовная музыка
Светская музыка