Каччини, Джулио Ромоло
1551 - 1618

Назад

Джулио Ромоло Каччини (Giulio Romolo Caccini) - Итальянский композитор, певец, преподаватель пения и музыкант-инструменталист

Родился 8 октября 1551 года, Рим - умер 10 декабря 1618 года, Флоренция. 

Он был одним из трех сыновей Микеланджело Каччини, плотника из Монтополи, недалеко от Пизы: его старший брат Орацио был музыкантом в Риме, а младший брат Джованни - скульптором во Флоренции. С середины октября 1564 года Каччини был “a treble singer” (сопрано-певцом) в капелле Джулия в Риме, обучаясь у маэстро капеллы Джованни Анимуччи. Затем флорентийский посол Аверардо Серристори пригласил его выступить на торжествах по случаю свадьбы принца Франческо Медичи и Иоганны Австрийской во Флоренции в декабре 1565 года; он исполнил партию Психеи в пятой интермедии оперы Франческо д'Амбры "Кофанария", исполнив плач Алессандро Стриджио "Fuggi, speme mia". К 29 апреля 1566 года Каччини жил во Флоренции у придворного музыканта Симоне Понте и учился у знаменитого виртуоза Сципионе делле Палле, у которого, по его словам, он научился “благородной манере пения”. Самое позднее с июня 1568 года он получал от двора пособие на проживание, а также случайные выплаты на одежду; к 1 мая 1573 года он снимал дом на Виа Кьяра во Флоренции. Его сомнительная роль информатора привела к убийству Элеоноры ди Гарсия да Толедо в июле 1576 года ее мужем Пьетро Медичи из-за ее неверности Бернардо Антинори. Каччини стал членом труппы дель Арканджело Рафаэлло в 1575-1576 годах и впоследствии неоднократно выступал на ее собраниях; к тому времени он также готовил молодых певцов для придворной службы. В 1579 году он выступал на "карро делла Нотте" во время турнира по случаю свадьбы герцога Франческо I и Бьянки Капелло, а также был включен в список придворных музыкантов с месячным окладом в 13 скудо (вскоре его повысили до 16).
Каччини пользовался покровительством Джованни де Барди, который в 1578-1579 годах обратился к нему с "Беседой... о древней музыке и хорошем пении" и у которого, как позже утверждал Камерата Каччини, он научился большему, чем за 30 лет занятий контрапунктом. Барди и его коллеги, Джироламо Мэй и Винченцо Галилей, вдохновили Каччини на разработку новых стилей сольной песни во Флоренции. Вместе с Барди Каччини посетил Феррару в феврале 1583 года, где услышал знаменитый концерт Донне и произвел впечатление на герцога Альфонсо II д'Эсте своим пением; он достаточно поднаторел в феррарской практике, чтобы Алессандро Стриджио был достаточно уверен в себе, чтобы посылать из Феррары мадригалы в феррарском стиле, для которых Каччини во Флоренции мог импровизировать аккомпанемент для лютни или клавесина. В 1584 году Каччини женился на певице Лючии ди Филиппо Ганьоланти (ум. в 1593 году), от которой у него родились две дочери, Франческа и Сеттимия, которые также стали певицами и композиторами. 
Наследование престола великим герцогом Фердинандо создало трудности для тех художников и других деятелей, которым покровительствовал его старший брат, великий герцог Франческо: Лючия была уволена, и даже в 1588 году было высказано предположение, что Каччини могут переманить в Феррару; феррарский посол во Флоренции отметил его способности как певца и исполнителя на арфе. лира да Браччо (он также играл на теорбо и китарроне), а также Каччини славился как замечательный садовник. Однако у Каччини были и другие покровители во Флоренции, в том числе "преемник" Барди на посту ведущего музыкального мецената города Якопо Корси. В 1592 году Каччини работал секретарем у Барди в Риме, хотя ближе к концу того же года он пел и преподавал в Ферраре, а затем вернулся во Флоренцию, где в декабре 1592 года был вовлечен в драку с Антонио Сальвиати, любовником одной из его учениц. Это привело к тому, что в июле 1593 года Каччини был отстранен от придворной службы; феррарский посол снова предположил, что Феррара может сделать ему предложение (и Каччини присутствовал на свадьбе Карло Джезуальдо и Леоноры д'Эсте в феврале 1594 года), хотя сам Каччини подумывал о переезде в Рим. Трое флорентийских дворян предложили ему жалованье в размере 300 скудо в год за то, чтобы он оставался во Флоренции, а летом 1595 года Каччини рассматривал аналогичное предложение от группы генуэзских дворян (Пьеро Строцци отговорил его принимать его). Тем не менее, он продолжал жить во Флоренции, время от времени посылая свои произведения другим меценатам (в том числе Вирджинио Орсини в 1596 году) и пытаясь заработать на жизнь, обучая частных учеников (в том числе Франческо Раси) и монахинь, а также тех, кого присылал ему кардинал Федерико Борромео из Милана в 1598-1599 годах.).
Каччини воспользовался празднествами по случаю свадьбы Марии Медичи и Генриха IV Французского, чтобы 1 октября 1600 года вновь поступить на придворную службу со своим прежним жалованьем в 16 скудо в месяц. Он написал большую часть музыки для главного представления - "Похищение Чефало" Габриелло Кьябреры (часть из которых позже была включена в "Новую музыку"), а также принудительно вставил свою собственную музыку в "Эвридику" Оттавио Ринуччини в постановке Якопо Пери на том основании, что певцы, зависящие от него, не должны петь. Музыка Пери. Затем Каччини в декабре 1600 года отправил в печать свою полную версию либретто Ринуччини, опередив Пери примерно на два месяца. Празднества 1600 года не увенчались успехом, и Каччини, похоже, отдалился от Эмилио де Кавальери, чье положение при дворе Медичи было на исходе. Действительно, Каччини, Пери и Кавальери (а также Ринуччини) выдвинули целый шквал претензий и контрпретензии, касающихся их первенства в изобретении новых стилей лирической и драматической сольной песни.
"Новая музыка" явно была частью этого шквала критики. Она должна была появиться в начале 1602 года (посвящение Лоренцо Сальвиати, написанное Микеланджело Буонарроти иль Джоване, датировано 1 февраля 1601 года в стиле Фиорентино), но смерть печатника Джорджо Марескотти задержала публикацию до июля, и к тому времени Доменико Мелли выпустил в свет то, что стало первым собранием произведений искусства. монодии. В важном предисловии к "Новой музыке" Каччини отметил, что его песни были написаны в разное время, начиная с середины 1580-х годов, и циркулировали в рукописном виде в руках недобросовестных исполнителей, которые ничего не знали о изящном пении. Он утверждал, что эстетическое превосходство принадлежит стилю песни, в котором "можно было почти говорить в тон ["favellare in armonia"], используя в песне определенную благородную небрежность ["una certa nobile sprezzatura di canto"]" – важный термин "sprezzatura" происходит от Кастильоне – и он также упомянул о новых стилях написания канцонетты, вдохновленных поэзией Кьябреры. Далее он прокомментировал использование нового стиля в "фаволах, которые были исполнены в песне ["rappresentate cantando"] во Флоренции". Это явно вводит в заблуждение: его собственная "Эвридика" была полностью исполнена только 5 декабря 1602 года, и, несмотря на все его заявления в предисловии к "Новой музыке и новой манере письма", Каччини, похоже, никогда не ставил "Дафну" Ринуччини ("первую" оперу 1598 года на музыку Якопо). Корси и Пери).
В отчете о придворной музыкальной жизни за 1603 год мажордом Энеа Вайни отметил, что Каччини был "самым полезным на службе музыке", отчасти из-за его композиторских способностей, но еще больше из-за его концерта. В его состав входили его вторая жена (до 1604 года) Маргарита ди Агостино Беневоли делла Скала (вероятно, ученица Виттории Арчилеи), его дочери Франческа и Сеттимия и его незаконнорожденный сын Помпео; группа была чем-то вроде более раннего "концерта ди Донне" из Феррары. В конце 1604 года Мария Медичи пригласила семью (вместе с ученицей) в Париж; они проехали через Модену, Милан, Турин и Лион и прибыли в начале 1605 года. Королева потребовала постановки "Дафны" (неизвестно, на чью музыку), которая так и не состоялась, но концерт Каччини, и особенно Франчески Каччини, имел большой успех. Планам продлить поездку в Англию не суждено было осуществиться, и семья вернулась во Флоренцию в середине 1605 года.
Придворная служба включала в себя создание музыки для придворных развлечений (например, для комедии, которая должна была состояться 10 мая 1604 года) и священных праздников (пасхальная музыка в Пизе в 1602, 1606, 1610 и 1614 годах), сочинение песен (некоторые из них были отправлены герцогу Мантуанскому 1 мая 1606 года и в октябре 1609 года), обучение как местных, так и иностранных учеников, общение с другими музыкантами, пение по команде и другие услуги. Каччини активно участвовал в торжествах по случаю свадьбы принца Козимо Медичи и Марии Магдалены Австрийской, обучая музыке певцов и, вероятно, написав музыку, по крайней мере, к финальному балу "интермедии", который сопровождал постановку пьесы Буонарроти "Джоване" "Джудицио ди Париде". Он также стремился найти мужей для обеих своих дочерей – в какой–то момент Фрескобальди предлагали на роль Сеттимии, но переговоры провалились - и должность для своего сына. В его доме собирались великие певцы: Сигизмондо д'Индия (согласно предисловию к его мюзиклу 1609 года) исполнял там свои песни во время репетиций к празднествам 1608 года, а в июне 1610 года у него останавливалась неаполитанская певица Адриана Базиле, направлявшаяся в Мантую.

В 1614 году Каччини опубликовал свой второй сборник песен "Новая музыка для новой манеры письма"; музыкальный сборник "Фуггилотио" 1613 года, который, как когда-то считалось, был написан Каччини, вероятно, принадлежит Джулио Романо (ii). Коллекция 1614 года посвящена Пьеро Фальконьери, сыну Паоло Фальконьери, который, по-видимому, поддерживал Каччини в Риме (неясно, когда именно). Также имеется предисловие, в котором подробно излагается концепция sprezzatura, более подробно обсуждаемая в письме Вирджинио Орсини от 6 сентября 1614 года, к которому прилагается копия гравюры (см. Бойер, 1934). Его личные разногласия продолжились в 1615 году ссорой с Оттавио Арчилеи (сыном придворных певцов Виттории и Антонио Арчилеи), которая привела к домашнему аресту Каччини (на виа Джино Каппони). Инсульт также подорвал его здоровье: он был прикован к постели, когда подписывал свое завещание 27 сентября 1617 года. К этому времени Каччини все чаще обращался к садоводству (новой моде во Флоренции) как к источнику дохода, что стало темой нескольких писем, написанных в последние месяцы его жизни. 6 декабря 1618 года он подписал дополнение к своему завещанию и вскоре после этого умер.
Вдова Каччини, Маргарита, прожила до 1636 года, а его дочери Франческа и Сеттимия продолжали делать выдающуюся карьеру. Его сын Помпео был повесой, певцом и художником, учился у Людовико Чиголи: он объединил оба искусства, участвуя в римской премьере оперы Филиппо Витали "Аретуза" (1620), для которой он написал декорации и исполнил роль Альфео. От обоих браков было еще по меньшей мере пятеро детей: Дианора (калека), Джованни Баттиста, Джулио (который стал монахом в 1615 году), Микеланджело и Сципионе (который пел при дворе в начале 1620-х годов).
Каччини, по-видимому, был трудным, гордым человеком, что, пожалуй, неудивительно, учитывая его попытки подняться по социальной лестнице с помощью своего искусства. Как и большинство его современников, он использовал свои связи с высшими классами в своих интересах: Барди и Корси искренне поддерживали его, и, похоже, он подружился с бенедиктинским аббатом и поэтом Анджело Грилло. Многие поддерживали заявления Каччини о том, что он изобрел "новую музыку" и внес значительный вклад в развитие флорентийского речитатива, в том числе Грилло (до 1602 года) и вероятный ученик Каччини Северо Бонини (в посвящении его мадригалов "e canzonette spirituali" 1607 года и гораздо более позднего "Prima parte de‘ "Дискурсы и история современной музыки") и Антонио Брунелли (в посвящении его "Канони" (1612), которое также содержит важные биографические подробности; см. Хичкок, 1973). Среди других музыкантов, которые с похвалой отзываются о нем, - Оттавио Дуранте, Филиппо Витали, Алессандро Пиччинини, Винченцо Джустиниани, Пьетро де Барди и Дж.Б. Дони, а поэт Габриэлло Кьябрера написал трогательную эпитафию. Только Пьетро делла Валле придерживался более критического тона.

Ноты сочинений Джулио Ромоло Каччини на сайте библиотеки IMSLP