Каччини, Франческа
1587 - 1641
Назад
Caccini, Francesca
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческа Каччини была итальянским композитором и певицей, старшей дочерью Джулио Каччини. Она является первой известной женщиной, сочинившей оперу, и, вероятно, самой плодовитой женщиной-композитором своего времени.
Будучи дочерью, сестрой, женой и матерью певцов, Франческа Каччини была погружена в музыкальную культуру своей эпохи с самого раннего детства. Помимо обучения пению, игре на гитаре, арфе, клавишных инструментах и композиции, она, должно быть, получила и литературное образование, так как известно, что она писала стихи на итальянском и латинском языках. Вместе со своей сестрой Сеттимией и мачехой Маргеритой делла Скала она, как предполагается, входила в число «женщин Джулио Романо» (Джулио Каччини), которые выступали в «Эвридике» Якопо Пери и «Похищении Цефала» ее отца в 1600 году и которые доминировали в официальной камерной музыке двора Медичи в первое десятилетие XVII века. После 1611 года этот ансамбль был заменен группой, описываемой в придворных дневниках как «синьора Франческа и ее ученицы», которые регулярно исполняли камерную музыку для женских голосов вплоть до конца 1620-х годов.
Франческа получила свое первое самостоятельное предложение о работе от королевы Франции Марии Медичи во время пребывания ее семьи при французском дворе в 1604–1605 годах. Письма ее отца, Джулио Каччини, позволяют предположить, что великий герцог Тосканский Фердинандо I отказал ему в разрешении принять от ее имени предложение о штатной должности и приданом в 1000 скуди. К концу 1606 года Джулио договорился о месте для Франчески с принцессой Маргеритой делла Сомалья-Перетти, невесткой кардинала Монтальто; эта должность также включала бы жалованье, приданое и обещание найти подходящего мужа. Но в марте 1607 года, после того как музыка Франчески для карнавального развлечения «Рабыня» была описана как «удивительная музыка», Джулио разорвал контракт. В ноябре, по приказу великой герцогини Кристины Лотарингской, Франческа поступила на службу к Медичи и вышла замуж за небогатого придворного певца Джованни Баттисту Синьорини (15 ноября 1607 года в церкви Санта-Мария-Маджоре, Флоренция). На ее приданое в 1000 скуди Синьорини купил в 1610 году два смежных дома на виа Вальфонда близ Санта-Мария-Новелла, где они жили до его смерти; их единственный ребенок, Маргерита (род. 9 февраля 1622 года), стала певицей и монахиней.
С 1607 по 1627 год Франческа служила Медичи в качестве певицы, учительницы и композитора, став в 1620-х годах самым высокооплачиваемым музыкантом в штате Медичи. После своего композиторского дебюта с «Рабыней» она внесла часть или всю музыку как минимум для 13 других придворных развлечений. Наиболее значительными из них были «Маскарад нимф Сены» Ринуччини (1611), комедии Буонарроти «Танча» (1611), «Времяпрепровождение» (1614) и «Ярмарка» (1619), «Танец цыганок» Фердинандо Сарачинелли (1615) и «Мученичество святой Агаты» Якопо Чиконьини (1622). Ее единственная сохранившаяся опера, «Освобождение Руджеро с острова Альчины», была исполнена 3 февраля 1625 года на вилле Поджо-Империале в честь визита польского принца Владислава на карнавал. Помимо работы композитором, ее придворные обязанности включали пение служб на Страстной неделе; пение на приемах, устраиваемых великой герцогиней и эрцгерцогиней; обучение пению принцесс, фрейлин и по крайней мере одной монахини; а также обучение младших служанок пению, игре на инструментах и композиции. Весной 1616 года она совершила поездку в Рим в свите кардинала Карло Медичи; в 1617 году она и Синьорини гастролировали в Генуе, Савоне и Милане, и ее виртуозность заслужила похвалу Габриэлло Кьябреры. В зимний сезон 1623–24 годов Франческа вновь отправилась в Рим в свите Карло Медичи, где он и поэт Джованни Баттиста Марино вовлекли ее в состязание по импровизации с певицей-композитором Андреаной Базиле. Марино объявил, что Каччини обладает более глубокими музыкальными познаниями, а Базиле — лучшим голосом и подвижностью в быстрых пассажах.
В августе 1618 года Каччини опубликовала 32 сольные песни и четыре дуэта для сопрано и баса под названием «Первая книга музыки». Один из самых больших и разнообразных сборников ранней монодии, он, по-видимому, был задуман как педагогический сборник, поскольку оглавление отражает общепринятый порядок ознакомления учеников-певцов с жанрами их искусства: сонеты, мадригалы, арии, романesки, мотеты, гимны и канцонетты. Нетипично для того времени, 19 из 36 произведений положены на духовные тексты, семь из них на латыни. Практически все песни построены как строфические вариации, даже сонеты и мадригалы. Как и ее отец, Каччини обладала даром создавать мелодичные мелодии; ее мелодии тщательно отражают как скрытые метафоры, так и внешние технические детали стихов. Она редко использовала такие приемы новой музыки, как неподготовленные диссонансы, хроматизм или сложные мелодические скачки для выразительного эффекта. Вместо этого она полагалась на тонкости фразировки и орнаментики и на удивительно тщательную тональную планировку для создания тонко нюансированных, глубоких прочтений в песне. Ее романeски особенно примечательны внутренними транспозициями знакомой темы для выразительных целей. Ее тщательная нотация передает разнообразие итальянских речевых ритмов с редкой точностью и изяществом, а также отражает мимолетные изменения в интенсивности.
Партитура Каччини для «Освобождения Руджеро» была опубликована в 1625 году под покровительством регентши Флоренции эрцгерцогини Марии Магдалины Австрийской, которая заказала это произведение. «Освобождение» аллегорически исследует отношения женщин с властью через сюжет, в котором добрая, андрогинная колдунья соревнуется со злой, сексуально притягательной колдуньей за контроль над молодым рыцарем Руджеро. Музыка Каччини использует как стиль, так и тональную организацию, чтобы различать женщин. Сквозной речитативный стиль, спетый в «натуральном» гексахорде (хотя и нотированный в «мягком» ладу), характеризует добрую колдунью, в то время как все более свободные вариации на ее начальный речитатив и удивительные тональные экскурсии к самым дальним точкам как «мягкой», так и «твердой» систем характеризуют злую. Кроме того, партитура демонстрирует мастерское владение Каччини жанровыми отсылками: канцонетты для трех сопрано (вызывающие звучание традиции «концерта женщин», в которой Франческа долго работала) и тщательно орнаментированные строфические арии обрамляют первоначальное счастье влюбленных; неорнаментированный речитативный стиль отмечает серьезные обмены репликами между главными персонажами, особенно после «освобождения»; и пятиголосный мадригальный стиль используется для хоров зачарованных растений. Произведение возрождалось в Кёльне (1983), Ферраре (1987), Стокгольме (1990) и Миннеаполисе (1991).
Вскоре после смерти Синьорини в декабре 1626 года Франческа договорилась о новом замужестве и отъезде из Флоренции. 4 октября 1627 года она вышла замуж за аристократа и мецената из Лукки Томазо Раффаэлли; согласно Банкьери, она одновременно поступила на службу к наследнику банкирского дома из Лукки Винченцо Буонвизи. В течение трех лет замужества Франческа, возможно, сочиняла интермедии, спонсируемые Академией Скрытых Раффаэлли. Его смерть в апреле 1630 года оставила Франческу богатой землевладелицей и матерью сына, Томазо, родившегося осенью 1628 года. После почти трех лет карантина в Лукке во время чумы Каччини вернулась на службу к Медичи весной 1633 года; ее имя регулярно появляется в записях двора великой герцогини до конца 1637 года. Современные письма указывают на то, что она и ее дочь Маргерита выступали в качестве камерных певиц, что она обучала пению монахинь и что она сочиняла и направляла развлечения для молодой великой герцогини Виттории делла Ровере. В январе 1637 года она отказалась позволить Маргерите петь на сцене в комедии, аргументируя это тем, что такое выступление может скомпрометировать шансы 15-летней девушки на почетное помещение в монастырь или замужество, и что, запятнав социальное положение ее сына, это нарушит условия завещания Раффаэлли. 8 мая 1641 года Франческа во второй раз покинула службу у Медичи, имея на руках патентные письма, обещавшие ей пожизненную защиту Медичи в награду за ее долгую службу и ее «замечательную и плодотворную виртуозность». Она, возможно, умерла (или вышла замуж) к февралю 1645 года, когда опекунство над ее сыном перешло к его дяде Джироламо Раффаэлли.
В свое время Франческа Каччини вызывала смешанные реакции. Один современник вспоминал ее как «гордую и беспокойную», вовлеченную в многолетнюю вражду с придворным поэтом Андреа Сальвадори из-за его предполагаемого соблазнения молодых певиц. Тем не менее, корреспонденты Микеланджело Буонарроти описывали ее как «всегда милую и щедрую» и как женщину редкого остроумия. Ее способности как певицы, учительницы и композитора повсеместно вспоминаются как выдающиеся.
Франческа Каччини — центральная фигура в музыке раннего итальянского барокко, наиболее известная как первая женщина, сочинившая оперу. Ее творчество сосредоточено на вокальной музыке, особенно в жанре сольного пения с бассо континуо, который она унаследовала и развила вслед за своим отцом, Джулио Каччини. Ее стиль характеризуется мелодической изобретательностью, тщательным соответствием музыки поэтическому тексту — как его общей эмоциональной концепции, так и ритмическому рисунку — и тонким использованием музыкальных украшений. В отличие от некоторых современников, она редко прибегала к резкому хроматизму или диссонансам для выразительности, предпочитая достигать глубины воздействия через нюансы фразировки, тщательную тональную планировку и изящную ритмическую гибкость. Ее сборник «Первая книга музыки» 1618 года является важным педагогическим и художественным памятником эпохи, демонстрирующим мастерское владение различными формами — от арий и мадригалов до духовных мотетов. Ее сохранившаяся опера «Освобождение Руджеро с острова Альчины» 1625 года показывает ее драматический талант, умелое использование различных музыкальных стилей (речитатив, ария, мадригал) для характеристики персонажей и построения драматургии, а также новаторский подход к тональной организации.
Сценические произведения
(музыка утрачена, если не указано иное)
Прочие вокальные сочинения
Ноты сочинений Франчески Каччини на сайте библиотеки IMSLP