Каччини, Франческа
1587 - ок.1641

Назад

Франческа Каччини (Francesca Caccini) - Итальянский композитор и певица

Родилась 18 сентября 1587 года, Флоренция - умерла после июня 1641года. 

Старшая дочь Джулио Каччини. Она была первой известной женщиной, написавшей оперу, и, вероятно, самой плодовитой женщиной-композитором своего времени.
Будучи дочерью, сестрой, женой и матерью певцов, Франческа Каччини с раннего детства была погружена в музыкальную культуру своего времени. В дополнение к обучению пению, игре на гитаре, арфе и клавишных, а также композиции, она, должно быть, получила литературное образование, поскольку известно, что она писала стихи на итальянском и латыни. Предполагается, что вместе со своей сестрой (3) Сеттимией и мачехой Маргаритой делла Скала она была одной из "донн ди Джулио Романо" (Джулио Каччини), которые выступали в "Эвридике" Якопо Пери и "Рапименто ди Чефало" ее отца в 1600 году и которые доминировали в официальной камерной музыке Италии. двор Медичи в первом десятилетии 17 века. После 1611 года этот ансамбль сменила группа, описанная в придворных дневниках как "la sig.a Francesca e le sue figliuole" (Франческа и ее ученицы), которая регулярно исполняла камерную музыку для женских голосов вплоть до конца 1620-х годов.
Франческа получила свое первое независимое предложение о работе от королевы Франции Марии Медичи во время пребывания ее семьи при французском дворе в 1604-1605 годах. Письма ее отца Джулио Каччини свидетельствуют о том, что великий герцог Тосканы Фердинандо I отказал ему в разрешении принять от ее имени предложение о высокооплачиваемой должности и приданом в размере 1000 скудо. К концу 1606 года Джулио договорился о должности для Франчески с принцессой Маргаритой делла Сомалья-Перетти, свояченицей кардинала Монтальто; эта должность также включала жалованье, приданое и обещание, что будет найден подходящий муж. Но в марте 1607 года, после того как музыка Франчески для карнавального представления "Ла Стиава" была названа "грандиозной музыкой", Джулио разорвал контракт. В ноябре по приказу великой герцогини Кристины Лотарингской Франческа поступила на службу к Медичи и вышла замуж за обедневшего придворного певца Джованни Баттисту Синьорини (15 ноября 1607 года в Санта-Мария-Маджоре, Флоренция). На свое приданое в 1000 скудо Синьорини купил в 1610 году два соседних дома на виа Вальфонда недалеко от Санта-Мария-Новелла, где они прожили до его смерти; их единственная дочь, Маргарита (родилась 9 февраля 1622 года), стала певицей и монахиней.
С 1607 по 1627 год Франческа служила Медичи в качестве певицы, преподавателя и композитора, став в 1620-х годах самым высокооплачиваемым музыкантом в штате Медичи. После своего композиторского дебюта в La stiava она частично или полностью использовала музыку еще как минимум для 13 придворных представлений. Наиболее значительными из них были "Маскарадная ночь Сенны" Ринуччини (1611), комедии Буонарроти "Танец" (1611), "Пассатемпо" (1614) и "Фиера" (1619), "Бал в Зингане" Фердинандо Сарацинелли (1615) и "Мартиро ди Агата" Якопо Чиконьини (1622). Ее единственная сохранившаяся опера "Освобождение Руджеро д'Изола д'Альчина" была поставлена 3 февраля 1625 года на вилле Поджо Империале в честь приезда польского князя Владислава на карнавал. Помимо работы в качестве композитора, в ее обязанности при дворе входило пение на богослужениях Страстной недели; пение на приемах, устраиваемых великими герцогинями и эрцгерцогинями; обучение пению принцесс, фрейлин и, по крайней мере, одной монахини; а также обучение молодых служанок пению, инструментальному исполнению и композиции. Весной 1616 года она отправилась в Рим в свите кардинала Карло Медичи; в 1617 году они с Синьорини совершили турне по Генуе, Савоне и Милану, и ее виртуозность заслужила похвалу Габриелло Кьябреры. Во время зимнего сезона 1623/1624 годов Франческа снова отправилась в Рим в окружении Карло Медичи, где он и поэт Дж. Б. Марино пригласили ее принять участие в конкурсе импровизаций с певицей и композитором Андреаной Базиле. Марино заявил, что Каччини обладает более глубокими музыкальными познаниями, а Базиле - лучшим голосом и ловкостью в игре на пассаджи.
В августе 1618 года Каччини опубликовал 32 сольные песни и четыре дуэта сопрано и баса под названием "Il primo libro delle musiche". Это одно из самых больших и разнообразных собраний ранней монодии, которое, по-видимому, задумывалось как педагогическая коллекция, поскольку в оглавлении отражен общий порядок ознакомления студентов-певцов с жанрами их творчества: сонетами, мадригалами, ариями, романскими песнопениями, мотетами, гимнами и канцонеттами. Как правило, в 19 из 36 произведений содержатся священные тексты, семь из них на латыни. Практически все песни построены в виде строфических вариаций, даже сонеты и мадригалы. Как и ее отец, Каччини обладала даром создавать мелодичные мелодии; ее стихи скрупулезно отражают как глубинные замыслы, так и поверхностные технические детали. Она редко использовала такие приемы, как неподготовленные диссонансы, хроматизм или сложные мелодические переходы, для достижения выразительного эффекта. Вместо этого она полагалась на тонкости фразировки и орнаментики, а также на удивительно тщательное тональное планирование, чтобы создать в песне очень тонкое прочтение. Ее романские пьесы особенно примечательны своим внутренним переложением знакомой темы в выразительных целях. Ее тщательная нотация передает разнообразие ритмов итальянской речи с редкой точностью и изяществом, а также отражает мимолетные изменения в интенсивности.
Партитура Каччини к "Освобождению Руджеро" была опубликована в 1625 году под покровительством регентши Флоренции эрцгерцогини Марии Магдалены Австрийской, которая заказала эту работу. "Освобождение" аллегорически исследует отношение женщин к обладанию властью с помощью сюжета, в котором добрая волшебница-андрогин соперничает со злой, сексуально привлекательной колдуньей за контроль над молодым рыцарем Руджеро. Музыка Каччини использует как стиль, так и тональную организацию, чтобы различать женщин. Тщательно продуманный стиль речитатива, исполняемый в "естественном" гексахорде (хотя и записанный в "моллис"), характеризует добрую волшебницу, в то время как все более свободные вариации ее вступительного речитатива и удивительные тональные экскурсии в самые отдаленные уголки систем "моллис" и "дурус" характеризуют злую волшебницу. Кроме того, партитура демонстрирует мастерство Каччини в обращении с жанрами: канцонетты для трех сопрано (напоминающие о традициях концерта делле донне, в котором долгое время работала Франческа) и искусно украшенные строфические арии подчеркивают подлинное счастье влюбленных; безукоризненный стиль речитатива знаменует серьезные отношения между главными героями, особенно после "освобождения"; а для припевов "зачарованных растений" используется стиль мадригала из пяти частей. Эта работа была возрождена в Кельне (1983), Ферраре (1987), Стокгольме (1990) и Миннеаполисе (1991).
Вскоре после смерти Синьорини, в декабре 1626 года, Франческа решила снова выйти замуж и покинуть Флоренцию. 4 октября 1627 года она вышла замуж за луккезского аристократа и мецената Томазо Раффаэлли; по словам Банчиери, она одновременно поступила на службу к наследнику луккезского банковского дома Винченцо Буонвизи. В течение трех лет своего замужества Франческа, возможно, сочиняла "интермедии", спонсируемые Академией Оскури Раффаэлли. После его смерти в апреле 1630 года Франческа стала богатой землевладелицей и матерью сына Томазо, родившегося осенью 1628 года. После почти трехлетнего карантина в Лукке во время эпидемии чумы Каччини вернулась на службу к Медичи весной 1633 года; ее имя регулярно появлялось в записях двора великой княгини до конца 1637 года. Из писем современников следует, что она и ее дочь Маргарита выступали как камерные певицы, что она преподавала пение монахиням и что она сочиняла и ставила спектакли для молодой великой княгини Виттории делла Ровере. В январе 1637 года она отказалась разрешить Маргарите петь на сцене в комедии, мотивируя это тем, что такое появление может подорвать шансы 15-летней девочки на почетное место в монастыре или замужество, а также тем, что, запятнав социальное положение ее сына, это нарушит условия завещания Рафаэлли. 8 мая 1641 года Франческа во второй раз покинула службу у Медичи, вооружившись патентными письмами, обещавшими ей пожизненное покровительство семьи Медичи в награду за долгую службу и ‘замечательную и плодотворную виртуозность’. Возможно, она умерла (или снова вышла замуж) к февралю 1645 года, когда опекунство над ее сыном перешло к его дяде Джироламо Раффаэлли.
В свое время Франческа Каччини вызвала неоднозначную реакцию. Один современник запомнил ее как "fiera e irrequeta" (свирепую и неугомонную), вовлеченную в многолетнюю вражду с придворным поэтом Андреа Сальвадори из-за его предполагаемого обольщения молодых певиц. Тем не менее, корреспонденты Микеланджело Буонарроти описывали ее как "всегда любезную и щедрую" и как женщину редкого ума. Ее способности как певицы, педагога и композитора известны всем как замечательные.

Ноты сочинений Франчески Каччини на сайте библиотеки IMSLP