Кабанильес, Хуан Баутиста Хосеп
1644 - 1712

Назад

Хуан Баутиста Хосеп Кабанильес (Juan Bautista Josep Cabanilles) - Испанский композитор и органист

Родился 6 сентября 1644 года, Альгемеси, Северная Валенсия - умер 29 апреля 1712 года, Валенсия. 

Имя “Хосе Кабанильяс”, которого раньше считали другим музыкантом, теперь, как известно, отождествляется с ним. Можно предположить, что сначала он был певчим в хоре Альгемеси, а затем в кафедральном соборе Валенсии. 15 мая 1665 года он был единогласно назначен вторым органистом, хотя еще не был священником, как того требовал капитул собора. Однако в следующем месяце он принял духовный постриг и 22 сентября 1668 года был рукоположен в сан священника. Между тем, примерно в апреле 1666 года он стал первым органистом и оставался на этом посту до самой своей смерти (после 1703 года у него было слабое здоровье, и ему часто требовалась замена); с 1675 по 1677 год он также отвечал за благосостояние и музыкальное образование мальчиков из церковного хора. Его ученик Хосе Элиас оставил рукопись, ныне утраченную, в которой говорится, что Кабанильеса часто приглашали играть в различных французских церквях по большим праздникам.
О высоком уважении, с которым современники относились к музыке Кабанильеса, свидетельствует ее широкое распространение в рукописях. В нем воплотились иберийские традиции органной музыки от Кабесона до Агилеры де Эредиа, Корреа де Арауксо и Родригеса Коэльо. Благодаря богатству идей, мастерству контрапункта, владению формой и благородству своих концепций, он был величайшим испанским органистом XVII века. Тот факт, что он жил в космополитичной Валенсии, позволял ему поддерживать контакты с международными музыкальными течениями, особенно с южной Италией (Майоне, Трабачи, Сальваторе) и, возможно, также с Нидерландами и Германией. Тем не менее, его музыка типично испанская в том смысле, что она представляет собой развитие стиля Ренессанса, а не характерного для других стран стиля барокко.
Большая часть объемной музыки Кабанильеса состоит из органной музыки, в которой "тьенто" (музыкальный жанр, зародившийся в Испании в середине 15 века) составляют самую многочисленную категорию. Несмотря на сходство с произведениями более ранних композиторов, они более содержательны в контрапунктическом плане, более целостны в общем плане и менее склонны к рутинному фигуративному написанию. Большинство из них состоят из серии имитационных фрагментов на разные темы, хотя часто встречается тонкое заимствование материала из вступительной темы; встречаются также токкатоподобные фигуры и гомофонические фрагменты. Общей чертой является повторение фразы четыре или пять раз подряд, каждый раз с модуляцией доминанты, - прием, используемый, в частности, Агилерой де Эредиа и Пабло Бруной, но более искусно и эффективно Кабанильесом. Во многих тиенто используется “сломанная клавиатура” (medio registro, т.е. верхняя и нижняя части органа регистрируются независимо друг от друга), чтобы придать одной руке характер соло, которое может сопровождаться виртуозными пассажами. Кабанильес преуспел в "tientos de falsas", относительно коротких монотематических произведениях, почти лишенных орнаментальной формы и отличающихся резкими диссонансами, необычными мелодическими интервалами и эмоциональными и неожиданными гармоническими переходами. В трех "тьенто" используется простая мелодия гимна, каждая фраза которого служит предметом подражательной фугальной части в стиле хорального мотета. Некоторые из них называются "баталья" и изображают шум битвы; однако хорошо известная из них, приписываемая Кабанильесу, на самом деле написана Дж.К. Керллом.
Одна группа произведений – пассакали, пасео, галлардас и ксакара – представляет собой непрерывные вариации на басовую тему. Только пассакали и два пасео выполнены в традиционном трехдольном размере, даже пять галлард – в двудольном. Вероятно, эти произведения не имели ничего общего с танцевальной музыкой (как можно было бы подумать в некоторых случаях), а предназначались для богослужебного использования. Восемь недавно обнаруженных священных хоровых произведений, вероятно, представляют собой лишь часть некогда существовавшего репертуара. В них Кабанильес был сосредоточен в основном на разнообразных ритмических и гармонических эффектах и массированном хоровом звучании, возникающем в результате противопоставления, взаимодействия и комбинации двух или трех хоров; сложный контрапункт "тьенто" в большинстве случаев отсутствует.

Ноты сочинений Хуана Кабанильеса на сайте библиотеки IMSLP