Бём, Георг
1661 - 1733

Назад

Георг Бём (Georg Böhm) - Немецкий композитор и органист

Родился 2 сентября 1661 года, Хоэнкирхен, графство Ордруф - умер 18 мая 1733 года. 

Он особенно важен благодаря своему влиянию на молодого И.С. Баха. 

Раннее музыкальное образование Бём получил у своего отца, который был школьным учителем и органистом; предположительно, это было связано с посещением Ордруфа, где кантором был Иоганн Генрих Хильдебранд. Его отец умер в 1675 году, и он продолжил свое образование в поздней школе в Гольдбахе, а затем в гимназии в Готе, которую окончил в 1684 году. В обоих городах, особенно в Готе, которая была резиденцией герцога, были канторы и органисты, которые, подобно Хильдебранду, обучались у членов семьи Бах, Генриха Арнштадтского и Иоганна Кристиана Эрфуртского, и которые могли способствовать развитию Бёма. 28 августа 1684 года он поступил в Йенский университет. В 1693 году он переехал в Гамбург. Нет никаких сведений о том, что он занимал там какую-либо церковную должность, но, будучи хорошо образованным человеком в большом, процветающем городе, он, без сомнения, нашел другую подходящую работу, когда довольно поздно закончил музыкальное обучение. В Гамбурге на него многое повлияло: Куссер, ученик Люлли, ставил в опере французские и итальянские произведения; в Санкт-Катаринене Й.А. Рейнкен был мастером игры на большом органе с четырьмя ручными инструментами; возможно, он также слышал Винсента Любека на соседнем стадионе или Букстехуде в Любеке. В 1697 году Кристиан Флор, органист Иоганнискирхе в Люнебурге, умер, и Бем обратился в городской совет с просьбой о прослушивании, намекнув, что у него нет постоянной работы. Он был избран единогласно и занимал этот пост до своей смерти. В 1712-1714 годах Маттиас Дропа руководил полной перестройкой органа Иоаннискирхе. Вопрос о его преемнике не обошелся без серьезных разногласий. Из его пятерых сыновей Якоб Кристиан подавал большие надежды и вполне мог бы занять эту должность, но он умер до того, как его музыкальное образование было завершено. Затем власти выбрали Брэнда Тобиаса Людольфа, который, несмотря на физические недостатки, получил музыкальное образование, но скоропостижно скончался в мае 1732 года. В конце концов эта должность перешла к зятю Бёма, Людвигу Эрнсту Хартманну. 

Влияние на И.С. Баха. Хотя связь между Бёмом и молодым Бахом представляется весьма вероятной, заявление К.Ф.Э. Баха Форкелю в 1775 году о том, что его отец "любил люнебургского органиста Георга Бёма и изучал его творчество", стоит особняком. Официальной связи между церковью Бёма и Михайловской школой, которую Бах посещал с 1700 по 1703 год, не существовало, а орган в Иоганнискирхе был в плохом состоянии, что не позволяло брать частные уроки. Социальные и личные связи очень слабы. Например, старший брат и опекун Баха в Ордруфе с 1695 по 1700 год, Иоганн Кристоф Бах, был шурином другого горожанина, Иоганна Бернхарда Фонхоффа, который учился в гимназии в Готе вместе с Бёмом. Однако, как отметил Уолтер Эмери, тот факт, что Бах назначил Бёма агентом по продаже своих партитур на севере.2 и 3, указывает на то, что они подружились, скорее всего, в Люнебурге, чем позже. Несмотря на отсутствие прямых ассоциаций, Бём оказал сильное влияние на сочинение Бахом хоралов, особенно в его партиях. 

К концу XVII века литургический органный хорал и нелитургическая партита, или вариация, были объединены в немецкую хоральную партиту, в которой хоральная мелодия заменила светский танец или песню, ранее использовавшиеся в качестве основы вариаций. Форма множественного числа термина partite (форма единственного числа "партита" является ошибочной) обычно применялась как к этой новой форме, так и к вариациям хорала, но они отличаются в нескольких важных аспектах. В частности, хоральные партии, как правило, более гомофоничны и более строго придерживаются фразовой структуры оригинальной мелодии. Вероятно, Бём предназначал свою хоральную партию для домашнего исполнения на клавире или педальном клавире, а не для литургического использования на органе; например, "Ach wie nichtig" опускается ниже диапазона клавишных инструментов органа до "А". Он проявлял сильную симпатию как к партиям, так и к вариациям и использовал несколько различных композиционных приемов для синтеза различных национальных стилей. Например, "Вариации на тему смерти", богато украшенное произведение в стиле французской клавесинной музыки, представляет собой короткий вариант хорала с повторяющимся басом. Бах также использовал этот итальянский девиз в своей партии bwv766–8. (Спитта предположил, что Бем был первым композитором, который объединил настройки хорала с помощью таких трансформаций темы, а также самой основной мелодии). Букстехуде также оказал непосредственное влияние на Бема, особенно в том, что касается игры на клавишных инструментах и использования танцевальных форм ("Моя любовь"). В "сарабанде" bwv768 Бах следовал той же практике. В "Партии Иисуса" Й.Г. Вальтера, "Майне Фрейд" также прослеживается прямая связь. Копии, которые он сделал с произведений Бема, позволяют предположить, что после 1705 года Бем мало писал клавишную музыку. Он написал только одну хоральную фантазию "Христос лаг в Тодесбандене". Она гораздо более консервативна, чем "фантазии" его современников, в ней нет эхо-секций и очень мало красок. Бах выбрал ту же мелодию для "фантазии" (bwv718), которая отражает практику Бема. За исключением выразительной колоратурной постановки "Фатер ансер", остальные органные хоралы практически неотличимы от хоралов Букстехуде. Эрхальт унс, герр (buxwv, №11) на самом деле был приписан как Бему, так и Букстехуде. Из трех прелюдий Бема для органа, ре минор, вероятно, самая ранняя; Букстехуде использовал пятичастную форму - прелюдию, фугу, среднюю часть в стиле токкаты, 3/4 фуги и заключительную токкату. В двух других произведениях прослеживается итальянское влияние, полностью отсутствующее в "прелюдиях" северонемецких композиторов, таких как Брюнс и Любек; это особенно заметно в последовательных эпизодах фуг. Именно клавишные произведения Бема раскрывают его самые сильные стороны. Расширенная прелюдия, фуга и постлюдия соль минор, в которых удачно сочетаются французская грация и очарование с северонемецкой интенсивностью и глубиной чувств, являются одним из важнейших произведений того периода. За исключением великолепной французской сюиты ре мажор (и несоответствий в двух сюитах фа минор, вторую из которых Шульце считает работой Маттесона), 11 сюит Бема написаны в четырех частях - аллеман, куранта, сарабанда и жиге, – созданных Фробергером, и многие из них также принадлежат перу Бема. продемонстрируйте тонкое мелодическое очарование Фробергера. Прелюдия в F, напечатанная как самостоятельное произведение в Sämtliche Werke, вполне может принадлежать Сюите в F, с которой у нее есть сильное тематическое сходство. Хоровые произведения Бема гораздо более разнообразны, чем его инструментальная музыка. Его мотеты, например, неотличимы от произведений второстепенных тюрингских композиторов того времени, а его кантаты восходят к более ранним образцам 17-го века. Три из шести несомненно подлинных кантат, написанных им, полностью или частично основаны на хоралах. За исключением песен, которые он включил в сборник 1700, на его арии не повлияли итальянские формы, хотя текст и музыка тесно связаны. Маркс убедительно доказывает, что "Страсти по Иоанну", долгое время приписываемые Генделю и, в свою очередь, Бему, являются произведением Кристиана Риттера.

Ноты сочинений Георга Бёма на сайте библиотеки IMSLP