Берар, Жан-Антуан
1710 - 1772
Назад
Bérard, Jean-Antoine
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Антуан Берар был французским певцом-контратенором, учителем музыки, виолончелистом и композитором. Его дебют в 1733 году в Парижской Опере, согласно Жану-Бенжамену де Лаборду, состоялся в монологе Пелея "Небеса! При виде этого грозного храма" из третьего акта оперы Мишеля Колласа "Фетида и Пелей". Вскоре он присоединился к итальянской труппе, выступая в дивертисментах между актами опер. Спустя три года он вернулся в Оперу и исполнял несколько второстепенных ролей между 1737 и 1745 годами в произведениях Жана-Филиппа Рамо: Атлет в "Касторе и Поллуксе", Сон в "Дардане", Ликург в "Празднествах Гебы" и Такмас (заменив известного контратенора Пьера Желиота) в третьем действии "Галантной Индии". В 1743 году он исполнил заглавную партию на премьере балета-комика Жана-Батиста Бойзмортье "Дон Кихот у герцогини", где знаменитая сопрано Мари Фель пела партию Альтисидоры. Два года спустя он оставил оперу, чтобы посвятить себя преподаванию и игре на виолончели. Он стал первой виолончелью оркестра "Комеди Итальенн" в 1762 году и в том же году женился на мадемуазель Дешан, актрисе "Опера-Комик". Он был "хорошим музыкантом", играл на гитаре и арфе и был автором сборника "Пьесы для гитары".
В своем трактате "Искусство пения", посвященном мадам де Помпадур, он обсуждал физические и анатомические аспекты звукоизвлечения. Он разделил звуки на два разных класса: первый включал звуки "мощные", "прерывистые", "величавые" и "приглушенные", а второй — звуки "легкие", "нежные" и "манерные". Он подчеркивал важность характера каждого звука и уместной орнаментики, прилагая ценные примеры из произведений Жана-Батиста Люлли, Андре Кампра, Жана-Жозефа де Мондонвиля, Жана-Филиппа Рамо и других, в которых он указывал желаемый тон и подходящие украшения с помощью знаков собственного изобретения. Хотя многие пассажи в трактате Берара и аббата Шарля Бланше совпадают, Лаборд высоко оценивал труд Берара и признавал его суммированием вокальной практики эпохи от Люлли до Рамо.
Педагогические труды
Инструментальная музыка