Батон, Анри
конец 17 века - 1728
Назад
Анри Батон (Henri Bâton) - Французский лютнист и исполнитель на мюзетте и шарманке
Родился в конце 17 века - умер в 1728 году, Версаль.
Еще в 1672 году Боржон де Шеллери отметил популярность мюзетт среди французской знати и шарманки среди благородных дам. Батон л'Айне воспользовался продолжающейся модой на деревенские инструменты и постарался превратить мюзетт и шарманку из народных инструментов в художественные. Его младший современник Террасон писал: Мистер Батон, мастер-литейщик в Версале, был первым, кто усовершенствовал шарманку [vielle]: у него было несколько старых гитар, которыми долгое время не пользовались. В 1716 году ему пришла в голову идея превратить их в шарманки, и он осуществил это изобретение с таким большим успехом, что люди захотели иметь только шарманки, установленные на корпусах гитар; и такие шарманки действительно обладают более сильным и в то же время более приятным звучанием, чем другие гитары. это из-за старых шарманщиков. Мистер Батон также добавил к клавиатуре этого инструмента низкое "е" и высокое "ф".; он украсил свои шарманки резьбой из слоновой кости, придал грифу более красивую форму, очень похожую на гриф бас-виолы, так что все дамы захотели играть на шарманке, и вскоре предпочтение этому инструменту стало отдаваться все чаще. general...Mr Батон вообразил, что, поскольку шарманка-каталки, установленные на корпусах гитар, пользовались таким успехом, что этот инструмент приобрел бы еще более сочное звучание, если бы его установили на корпуса лютен и теорб. Соответственно, в 1720 году он осуществил эту новую идею, и шарманки в виде лютни имели еще больший успех, чем другие. Именно тогда шарманка начала конкурировать с другими инструментами и допускаться на концерты: господа Батист (Ане) и Буамортье даже сочинили дуэты и трио для шарманки и мюзетт, и все пьесы, которые ранее были написаны для мюзетт, также стали шарманкой.кусочки каталки. Об успехе идей Батона можно судить по многим показателям: по количеству картин и гравюр того периода, на которых представители знати изображались играющими на мюзетках или шарманках, по количеству театральных постановок того периода, в которых фигурировал этот инструмент, по многочисленным титульным листам, на которых предлагались что их музыка подходит для этих инструментов, можно судить по нескольким изданным инструкциям, по количеству производителей, которые выпускали эти инструменты, и по количеству виртуозов, играющих на них. Эти инструменты звучали на концертах "Спиричуэл" на Рождество 1731, 1732 и 1733 годов, и их хвалили те, кто был рад услышать простые мелодии, но критиковали те, кто считал деревенские инструменты слишком примитивными.
Ноты сочинений Анри Батона на сайте библиотеки IMSLP