Батон, Шарль
ок.1700 - ок.1754

Назад

Шарль Батон (Charles Bâton) - Французский композитор

Родился в начале 18 века, Версаль – умер  после 1754 года, Париж. 

Виртуоз игры на шарманке, сын Анри Батона, который произвел революцию в создании инструмента. Юрист Антуан Террассон, современник Батона ле Жен, любитель Вейля и автор книги "История Виеля", рассказал о своем прогрессе.:

Мистер Батон старался максимально использовать работу своего отца и, улучшив свои навыки игры на шарманке, как и в сочинении музыки, заработал себе репутацию, которая обеспечила ему честь обучать игре на этом инструменте нескольких принцесс. Мистер Батон, после долгого времени успешного исполнения музыки, написанной для мюзета и для шарманки, первым приступил к сочинению произведений специально для шарманки, то есть произведений, выполненных в соответствии с положением рук и характерными чертами, соответствующими этому инструменту. Именно в этом стиле г-н Батон выпустил первый том, который он посвятил покойной Мадемуазель (племяннице короля); несколько лет спустя он выпустил второй том, который он посвятил мадам герцогине (Орлеанской); наконец, он только что выпустил новый том, посвященный покойной мадемуазель (племяннице короля); и, наконец, он только что выпустил новый том, посвященный мадемуазель ла Дюшес (Орлеанской). третий том состоит из шести сонат, которых достаточно, чтобы показать, что шарманка способна обладать всей красотой и всем выражением других инструментов.

Батон считался, наряду с Данги, одним из выдающихся игроков своего времени. Его музыка состоит почти исключительно из сюит, танцевальных движений и характерных произведений. Эти произведения раскрывают изысканность в сочетании с виртуозностью, состоящей из быстрых гамм и арпеджио, легко исполняемых на шарманке. Многие артикуляционные маркировки служат полезным источником для изучения исполнительской практики, связанной с инструментом. Наборы для двух шарманок построены на основе равенства и устанавливают диалог и взаимообмен между двумя инструментами. Его сонаты, хотя и не являются самыми технически сложными произведениями для шарманки, в полной мере используют возможности инструмента. Они раскрывают понимание галантного стиля в своих гармоничных ритмах и мелодиях. В этих произведениях Батон иногда раздвигает гармонические границы для шарманки: например, в заключительной части второй сонаты он исследует диссонанс, вводя неаполитанские гармонии (ре-с) на фоне дронов си-джи.

Батон продолжил работу своего отца, ища способы улучшить шарманку, чтобы сделать ее более приемлемой в качестве инструмента для камерной музыки. Подробное уведомление под названием "Труа касается дополнений и замены места" появилось в газете Mercure de France в сентябре 1750 года. В нем описывался новый дизайн шарманки Батона, выполненный Франсуа Фери, который расширил диапазон инструмента и предложил более удобную раскладку его клавиатуры. Второе, более краткое сообщение в "Мерсюр де Франс", июнь 1752 г., озаглавленное "Новая жизнь’, и пространное эссе под названием "Мемуары о новой жизни" в том же журнале (143-57) в октябре того же года показали, что Батон и Фьюри создали инструмент, который, по их мнению, был более совершенным. диапазон почти в три октавы (d'-c""). Введение настройки D-A, в отличие от стандартной настройки C–G, сделало возможным исполнение многих произведений, написанных для флейты или скрипки. Кроме того, Батон исключил тромпетту, вибрирующий мост, который создает резкую артикуляцию в начале каждой ноты, в пользу артикуляции, которая возникает в результате нажатия самих клавиш пальцами левой руки, что приводит к более легатому исполнению. В заключение он говорит, что после того, как Мария Лечинская, королева Людовика XV и заядлая любительница шарманки, изучила эссе, он устроил ей демонстрацию в Компьене 20 июля 1752 года, повторив демонстрацию на следующий день для мадам ла Дофин (Мари-Жозеф), и что они должны были прочитать ее. все остались довольны новым инструментом. Несмотря на этот первоначальный успех, новый инструмент так и не получил публичной апробации, на которую надеялся Батон.

В 1753 году Батон поступил в Университет Буффонов с брошюрой "Экзамен по литературе М. Руссо", посвященной музыке Франсуа Лекеля, "План развития музыкальной школы Нотр-Дам" (Париж, 1954). Рецензент написал: "Вот противник, который ограничивается здравым смыслом, человек, который нападает на М. Руссо не потому, что его зовут Жан-Жак, и не потому, что он родился в Женеве" (Journal de trévoux). В своей брошюре Батон согласился с Руссо в том, что итальянский язык имеет преимущества перед французским в плане лирической поэзии и певучести, но не согласился с тем, что французская музыка в значительной степени бесполезна, и решительно опроверг мнение Руссо о том, что фуги, контрапункт и сложная гармония были (по выражению Руссо) "несочетаемыми". Возможно, из-за того, что брошюра была так хорошо написана, другой участник спора обвинил Дидро в ее написании, а Батона в том, что он просто выдавал себя за ее автора, но доказательств этого нет. Позднее французские писатели обвинили Батона в том, что он сделал вид, что спорит с Руссо только для того, чтобы согласиться с ним; это несправедливое обвинение, возможно, возникло из-за рассудительности Батона и его осторожного избегания полемического тона и нападок на персонажей, которые так свободно использовались многими противниками Руссо.

Ноты сочинений Шарля Батона на сайте библиотеки IMSLP