Бёрд (2 окончание), Уильям
1540 - 1623

Назад

Byrd (2 ending), William

  • Дата рождения: около 1540 года
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: 4 июля 1623 года
  • Место смерти: Стондон Мэсси, Эссекс, Англия

Биография (продолжение)

Между публикацией "Песнопений" в 1575 году и "Священных песнопений" в 1591 году приходится самый плодотворный период творчества Берда как композитора, но и самый бурный в его личной жизни. Религиозный конфликт в Англии фатально обострился в конце 1570-х годов с прибытием семинарских священников из-за рубежа и основанием Английского колледжа в Риме. Поворотным моментом стала жестокая казнь Эдмунда Кэмпиона и двух других иезуитов в 1581 году; это событие потрясло всю Англию, а не только католическую общину, и положило начало мрачной цепи религиозных преследований елизаветинской эпохи. Хорошо известное подстрекательское стихотворение об их казни "Зачем я использую бумагу, чернила и перо?" нашло своего автора; песня Берда привлекла внимание по крайней мере одного современника, и в более спокойные времена он действительно опубликовал ее (разумеется, без каких-либо подстрекательских строф). Законы против рекузантства (отказа посещать богослужения Англиканской церкви) начали применяться примерно в 1577 году; в том же году Джулиан Берд была упомянута в Харлингтоне, графство Мидлсекс, где сейчас жили Берды (Харлингтон находился недалеко от поместья Пейджетов в Западном Дрейтоне). Обычно вместе с ней упоминался слуга Джон Ризон, бывший певец Линкольна, который однажды был пойман во время налета на католический дом, доставлявший письмо от Берда и немного музыки; в конце концов Ризон умер в тюрьме. Самого Берда не обвиняли в рекузантстве до 1584 года, вероятно, потому, что как член Королевской капеллы он мог утверждать, что его обителью был Лондон, а не Харлингтон. В последующие годы он и его семья неоднократно представлялись как отступники, а однажды, в 1605 году, как давние "соблазнители" католической церкви. В то время они, как говорили, были отлучены от церкви. Берд был тесно связан с иезуитами; в 1586 году он посетил тайное недельное собрание в загородном доме, на котором присутствовали два самых выдающихся миссионера-иезуита: Роберт Саутвелл, поэт и полемист, и Генри Гарнет, будущий провинциал или глава миссии. Он играл на органе на другом собрании, на котором присутствовал Гарнет, в 1605 году. Если говорить более серьезно, то около 1580 года в списке "приближенных папистов и лиц, передающих им деньги и другие вещи" фигурирует имя Берда, а в письме к Пейджету от одного из коллег-католиков он описывается как не кто иной, как "Человек, который помогает нам в каждом деле". Похоже, что он передавал католическому подполью нечто большее, чем музыку для тайных служб. Возможно, он укрывал иезуитов или других лиц, скрывающихся от правосудия, как подозревали власти, проводившие обыск в его доме; возможно, он даже был в состоянии оказать финансовую поддержку, поскольку его брат Джон был богатым ростовщиком (хотя и не католиком).

Менее спекулятивным является выдающийся скрытый музыкальный вклад Берда в дело рекузантства. В 1580-х годах это, по-видимому, пробудило в нем основные композиторские силы. Жанром, который он выбрал для этой цели, был латинский мотет. Тесно связанный с римским католицизмом, этот мотив по праву должен был бы исчезнуть в Англии после Реформации; удивительно, что благодаря Берду и эмиссарам Контрреформации он обрел новую жизнь. В Англии было мало возможностей для публичного исполнения латинских песнопений, особенно с текстами, которые часто выбирал Берд; они, должно быть, предназначались для домашнего, а не церковного использования, особенно в католических резиденциях. В одних песнопениях оплакивается Иерусалим во времена вавилонского пленения, в других молятся об освобождении прихожан, в третьих звучат вариации на тему пришествия Бога. Безукоризненные тексты из Библии и других источников могут иметь двойной смысл. Действительно, многие из тех же метафор и тех же реальных текстов были знакомы католикам (и не только им) по их использованию в обширной иезуитской полемической литературе того времени. Некоторые тексты Берда соответствуют последним словам отдельных мучеников на виселице, словам, о которых всегда сообщали агиологи и которые они подробно обсуждали. Таким образом, песнопения Берда 1589 и 1591 годов и такой трактат, как "Послание утешения" Саутвелла (1587), параллельны по метафорическому и пропагандистскому замыслу. Поэт и композитор были объединены в одном проекте. Около половины песнопений Берда этого периода, по-видимому, были обращены к католикам (остальные могли бы понравиться как католикам, так и протестантам). Несколько песнопений могут быть связаны с конкретными событиями: "Боже, язычники пришли", в котором оплакиваются тела мучеников, брошенные на съедение птицам и зверям, должно быть, относится к Кэмпиону, а "Оглянись, Иерусалим", в котором прославляются сыновья, вернувшиеся с Востока на службу Богу, скорее всего, было приношением Берда на церемонии приветствия для Саутвелла и Гарнета.

То, чем занимался Берд, должно быть, было секретом полишинеля, и о нем почти все узнали из обмена песнопениями между Бердом и Филиппом де Монте, капельмейстером императора Священной Римской империи. Монте (возможно, действуя по должности) прислал Берду восьмичастный мотет со словами, выбранными из псалма "Там, у вод Вавилона, мы сидели и плакали … Как мы будем петь песнь Господню в чужой стране?". Используя тот же псалом, Берд ответил: "Как мы будем петь песнь Господню в чужой стране? Если я забуду тебя, о Иерусалим, пусть моя правая рука забудет о своей хитрости", - и, чтобы донести суть, он включил в свой песнопение канон из трех частей в перевернутом виде. Однако, несмотря на всю эту католическую активность, власти никогда серьезно не беспокоили Берда. За это были ответственны его могущественные покровители, включая саму королеву. Помимо печатного патента, ее главной наградой Берду был своего рода денежный перевод за его рекузантство (известный только из документа следующего царствования, в котором он ходатайствовал о его продлении). Уважение Елизаветы к Берду проявилось наиболее открыто в год Испанской армады, когда она попросила его сочинить гимн на ее собственные слова "Посмотри и склонись, благодаря Бога за ее поражение". Берд также написал "Возрадуйтесь Господу" к 20-летию ее восшествия на престол в 1587 году и первый известный мадригал в ее честь "Этот сладкий и веселый месяц май" (1590). Чувство уверенности Берда в такой поддержке помогает объяснить смелость его издательской карьеры. К их числу относится его публикация "Песни печали и благочестия"; в 1590-х годах он действительно выпустил три мессы, и, хотя печатник не стал печатать титульные листы, имя композитора хладнокровно вписано на каждой странице нотной книги. Для издания "Градуалия" он смог (без сомнения, благодаря своим связям) получить лицензию на публикацию у епископа Лондонского. Ободренный таким образом, он изложил (католическую) литургическую схему в своем предисловии, приняв не больше мер предосторожности, чем пропуск слов в некоторых наиболее деликатных местах.

В 1587 году Берд предпринял новую попытку войти в мир издательского дела. И Таллис, и Томас Вотролье, печатник "Песнопений" 1575 года, недавно умерли, оставив Берда единоличным владельцем патента и, возможно, также свободным для заключения более выгодных деловых соглашений. Должно быть, он также решил, что ему нужна печать, чтобы упорядочить, антологизировать и сохранить свою музыку; этот проект занимал его в течение следующих нескольких лет. Вместе с типографом Томасом Истом, назначенным на эту должность, Берд руководил первыми великими годами английской музыкальной типографии – великими годами, несмотря на его очевидную решимость не наводнять рынок (есть свидетельства того, что он осуществлял строгий контроль или даже цензуру в годы своего пребывания на посту монополиста). Его первым большим успехом стали "Псалмы, сонеты и песни", изданные в 1588 году. Это всего лишь третья книга английских песен, которая, как известно, была опубликована. Вступительная часть включает (помимо общеизвестных "Причин... убедить каждого научиться петь") четкое объяснение того, что большинство песен изначально были написаны для одного голоса и инструментального ансамбля, но были адаптированы к словам во всех пяти частях. Действительно, более ранние версии этих песен-консортов сохранились в рукописном виде. Восстанавливая их, Берд, по-видимому, намеревался извлечь выгоду из новой моды на мадригалы, хотя в большинстве случаев он позаботился о том, чтобы обозначить оригинальную исполненную строку как "первую певческую часть". Содержание состоит из серьезных "Псалмов" и "Песен о печали и любви к ближнему", а также более легких "сонетов и пасторалей", таких как "Будто Амариллис танцует в зеленом" и "Я думал, что любовь была мальчишеской". Некоторые из них были написаны в 1580-х годах (например, "Прекрасная песня Кэмпиона" и две элегии для сэра Филипа Сидни), но для других, таких как "десять метрических псалмов" и "Колыбельная", вполне возможна более ранняя датировка. Это произведение было настолько знаменитым, что вся публикация получила название "Колыбельные песни Берда". Она была написана для клавишных инструментов (вероятно, не Бердом) и упомянута в письме Вустера, который довольно раздраженно написал в 1602 году, что, хотя ирландские мелодии были в то время в моде при дворе, "в "зимней колыбельной" песня мистера Берда Уайлби более востребована, чем я думаю". Тираж 1588 года был распродан, и до 1593 года Ист напечатал еще два издания.

Для второго сборника песен, вышедшего в 1589 году, "Песни разного характера", Берд выбрал и переработал лишь несколько песен-консортов из своего оставшегося запаса; похоже, он сочинил много новой музыки, а также искал материал для "разного характера". В книге есть музыка для трех, четырех, пяти и шести частей. В книгу включена песня-консорт в ее оригинальной форме для голосов и инструментов, две рождественские песнопения и гимн в больших стихах "Христос воскрес", который был переписан для публикации. Хотя Берд написал два превосходных мадригала, описанных как "в итальянском духе", для первого сборника итальянских мадригалов на английском языке поэта Томаса Уотсона (1590), посвященного "Элизе... прекрасной королеве Второй Трои", многоголосые песни, опубликованные в 1589 году, лишь слегка затронуты стилем мадригала, который был завораживающим Англии в то время, но которую Берд, очевидно, находил в принципе несимпатичной.

Также в 1589 году Берд выпустил первый из двух своих новых сборников мотетов. В "Священных песнопениях" (для пяти голосов) собраны песнопения, которые, за редким исключением, циркулировали в рукописном виде в течение предыдущих десяти лет или около того, хотя для публикации Берд слегка подправил их. Вторая книга священных песнопений (для пяти и шести голосов) более разнообразна, чем первая, как и второй сборник английских песенников. Он включает в себя несколько довольно старых произведений, таких как "Во все дни", и несколько довольно новых, таких как "Сей день" и популярный "Хвалами во святых". Необычный полумадригальный стиль последнего мотета был заимствован для соответствия тексту - "литературному" пересказу псалма 150 в латинских элегических стихах. Основной стиль новых песнопений проистекает из богатой имитационной полифонии более ранних покаянных песнопений. Контрапункт стал удивительно гибким, и стало свободнее чередовать полифонию, полухоральную работу и гомофонию или полугомофонию-полухоральную, особенно в частых обращениях "Помилуй", "Господи, не медли" и т.д. – что всегда является впечатляющей и трогательной чертой мотетов, в которых они встречаются. Произведения стали более плавными и менее тяжеловесными, чем раньше, хотя многие из них по-прежнему имеют монументальные пропорции. Мотеты "Вавилона", все из которых очень длинные, отходят от этой стилистической нормы. В "Скорбях городов" и "Не гневайся, Господи" мы, пожалуй, впервые слышим характерные для Берда мягкие мажорные звучания, с теплыми секстами и терциями и эффектами протяжной педали или остинато, в то время как в "Узри, Господи, бедствие наше" фригийские прогрессии в значительной степени напоминают гомофонию: экстремальная, почти маньеристическая композиция. "Не гневайся" встречается в двух рукописях, датированных 1581 годом, и во многих других. Сохранилась ее копия, сделанная Генри Пёрселлом, и ее вторая часть, "Град святой твой", до сих пор часто исполняется (иногда с английским текстом контрафактуры, "Склони ухо твое"). Мотеты 1580-х годов больше не свидетельствуют о прямом влиянии Феррабоско, но, несомненно, еще многое предстоит узнать об отношениях Берда с другими композиторами, отечественными и зарубежными, как в поздний, так и в ранний периоды его творчества. Было показано, что в "Граде святом твоем" есть что-то от "Воззри, Господи", широко распространенного мотета Филиппа де Вильдера. Тема четырехчастной мессы Берда заимствована из "Западной" мессы Джона Тавернера - несомненно, это скорее дань уважения, чем ученичество. Две поздние паваны заимствуют идеи более молодых композиторов, Джона Булла и Томаса Морли соответственно.

Пятый сборник Берда был не публикацией, а рукописью "Книги Миледи Невелл", датированной 1591 годом. Здесь он сохранил и, в значительной степени, систематизировал лучшие из своих музыкальных произведений, написанных в то время. Он открывается двумя мотивами, написанными специально для леди Невелл, – блестящими, лаконичными пьесами, которые, очевидно, были последними эссе Берда в этой древней форме. Далее следуют две иллюстративные пьесы "Битва" и "Жатва ячменя", одна из которых представляет собой своего рода осаду в резиновых сапогах 16-го века, а другая - весенний ливень из неотразимых танцевальных фраз. Чуть позже выходит тщательно подобранная серия из девяти паван, в основном с гальярдами, включая впечатляющую каноническую павану и павану и гальярду Кинборо Гуд. Берд включил в него ряд довольно старых произведений, которые, должно быть, были им высоко оценены, но он опустил длинные ранние фантазии в пользу новых примеров, более изящных и лаконичных. Опять же, это, по-видимому, последние клавишные фантазии, которые он сочинил. Одна из самых оригинальных композиций Берда, "Павана и гальярда Квадран", не была включена в сборник "Леди Невелл", хотя в качестве дополнения к "Проходным мерам" Павана и Гальярд ("Квадран" сложным образом основан на современной музыке Пассамеццо) она, вероятно, появится ненамного позже. "Превосходно по содержанию", - сказал Томас Томкинс об этой пьесе, в отличие от Паваны Квадран Булла, которую он считал "Превосходной для руки". Еще одним шедевром, которому не нашлось места в антологиях Берда, стал "Великая служба". Это произведение для десяти голосов, состоящее из семи частей, не могло быть написано ранее конца 1580-х годов; вероятно, некоторые его части были написаны для какого-то важного государственного мероприятия, а остальная часть была дополнена (как в случае с баховской мессой си минор), чтобы заявить о главном жанре, который был идеологически ориентирован вне поля зрения композитора. По стилю он иногда перекликается с более поздними гимнами, а некоторые его структурные подразделения восходят к более ранним традициям английского богослужения. Но здесь Берд работал с несравненно большим размахом, повторяя текст с полифонической проработкой во многих местах и поддерживая длинные сюжетные отрезки всеми доступными ему техническими средствами.

Творчество Уильяма Берда этого периода демонстрирует невероятную продуктивность и стилистическое разнообразие, охватывая как светские, так и духовные жанры. Его мотеты 1580-х годов представляют собой вершину контрапунктического мастерства, сочетая сложную полифонию с глубокой эмоциональной выразительностью. В своих светских работах, таких как "Псалмы, сонеты и песни", Берд успешно адаптировал музыку для консорта к новой моде на мадригалы, сохраняя при этом свою индивидуальность. Его клавирные произведения, особенно паваны и гальярды, показывают совершенное владение формой и богатство полифонического изобретения. "Великая служба" stands как монументальное достижение в английской церковной музыке, демонстрирующее способность Берда работать в крупных масштабах, сохраняя при этом ясность текстуры и выразительность.

В 1593 году законы против рекузантства вновь ужесточились, и примерно в это же время Берд переехал подальше от Лондона, в довольно крупное поместье, включавшее ферму и лесные массивы в Стондон-Мэсси, графство Эссекс, между Чиппинг-Онгаром и Ингатстоуном. Это было возвращение домой во многих смыслах: семья Берд была родом из Ингатстоуна, и Ингатстоун-холл теперь стал надежным убежищем для католиков благодаря сэру Джону Петре, самому важному из всех покровителей Берда. Петре, чьи бухгалтерские книги поместья содержат многочисленные свидетельства его музыкальных наклонностей, был знаком с Бердом с 1570-х годов и неоднократно принимал его у себя в Эссексе в 1580-х годах. В отличие от Пейджета, Петре был очень осторожным человеком, который держался в стороне от политики, вместо этого сосредоточившись на своей роли сельского магната, и, очевидно, пользовался доверием короны. Несмотря на кажущийся конформизм, известно, что он укрывал священника, и следует предположить, что Берд и его семья теперь присоединились к общине, сосредоточенной в усадьбе Петре, которая молилась в течение всего церковного года, в целом без каких-либо нарушений. Ибо только при таких обстоятельствах могло появиться на свет последнее великое музыкальное произведение Берда: его обширный сборник тщательно подобранной музыки для правильной и обыденной мессы. Трогательно читать в посвящении второго тома "Градуалии" признание Берда Петре, что содержимое "в основном взято из вашего дома" и, будучи "собранным, так сказать, в ваших садах", "по праву причитается вам в качестве десятины".

Сведений о его жизни в этот период немного, за исключением неизбежных записей о рекузантстве и многочисленных юридических справок. Из первых можно сделать вывод, что его жена умерла примерно в 1606 году. С тех пор Берд проводил в Лондоне все меньше и меньше времени. Его имя не фигурирует ни в одном из 20 с лишним списков свидетелей и просителей, занесенных в чековую книжку Королевской капеллы с 1592 по 1623 год, только в двух официальных списках всех членов. Он продолжал сочинять, но основные его усилия были направлены за пределы Лондона, где в любом случае царили новые музыкальные моды, которым он не симпатизировал. Много времени ушло на судебные тяжбы по поводу многочисленных договоров аренды, которые он приобрел путем дарения или покупки. Известно не менее шести дел, в которых он выступал в качестве доверителя, некоторые из них были очень объемными; дело, касающееся собственности в Стондоне, тянулось 17 лет. Обширные выдержки из юридических документов приведены Феллоузом и Харли. В этих документах Берд не всегда предстает в слишком выгодном свете, даже если не принимать во внимание предвзятость его противников. Как сторона в судебном процессе, он был очень упорным, и действительно, почти все, что мы знаем о его карьере, говорит о том, что он был чрезвычайно жестким человеком. Это похоже на Берда - включить мстительный стих псалмопевца "Помяни, Господи, сынов Едома в день Иерусалима" в "Вавилонский" мотив Монте, один из самых личных для него. В его завещании есть прямое указание на прошлую ссору с невесткой Кэтрин и на "неподобающее упрямство человека, чье имя я не хочу называть". Возможно, упрямство было семейным – в личных делах, в судебных тяжбах и в религии.

После 1590 года отношение Берда к латинской духовной музыке претерпело значительные изменения. Ранние песнопения были монументальными и выразительными; они также были личными в том смысле, что тексты представляли собой свободный выбор Берда или его покровителей – покаянные размышления или излияния в первом лице единственного числа, а также молитвы, увещевания и протесты от имени католической общины. Теперь он начал работу над грандиозным проектом по созданию музыки специально для католических богослужений. Тексты, конечно же, были взяты из соответствующих разделов литургии, а музыкальное оформление стало гораздо менее монументальным, учитывая литургический контекст. Если эта музыка должна была служить практической цели, она должна была быть опубликована. Три знаменитые мессы были напечатаны между 1593 и 1595 годами отдельно, то есть в виде очень тонких книг. Две большие книги "Градуалий" появились в 1605 и 1607 годах. В начале 1605 года политический климат, возможно, и казался благоприятным, но все изменилось после Порохового заговора, и есть сведения о том, что кто-то был арестован за хранение книг "Градуалий". Берд, по-видимому, просто изъял издание и сохранил страницы. В 1607 году он выпустил второй том "Градуалий", а в 1610 году переиздал оба тома с новыми титульными листами.

По музыкальному стилю месса из пяти частей намного проще и лаконичнее, чем любая из предыдущих пятичастных песен Берда. Мессы из трех и четырех частей еще проще. В них относительно мало повторений слов, даже в коротких массовых частях, и нет места продолжительным полифоническим периодам, которые придавали такую интенсивность и величие более ранней музыке. Несмотря на некоторые очень удачные исключения, такие как замечательные партии "Дай нам мир" в мессах из четырех и пяти частей, Берд, как правило, избегал явно экспрессивного звучания, сосредоточившись вместо этого на более нейтральном, "классическом" музыкальном материале, отлитом с особой тщательностью и красотой. По форме мессы оригинальны и не имеют ничего общего с техникой имитации ("пародии"), которая была распространена на Континенте. Их головные мотивы и частые полуимитационные отступления напоминают английские мессы гораздо более раннего периода; идеи, заимствованные у Тавернера в четырехчастной мессе, легко модернизируются.

В программе "Градуалии", состоящей из 109 пунктов, общая программа Берда включала в себя проведение полных мессы (вступительной, постепенной, трактата или аллилуйи, приношения, причастия) для главных праздников церковного года, Марианских праздников и марианских обетных месс. Книга 1 (с произведениями в трех, четырех и пяти частях) содержит мессы, имеющие особое значение для иезуитов, вклад которых особо отмечен: Тела Христова, Всех святых и большой Марианской церкви. Книга 1 также включает в себя ряд нелитургических материалов, некоторые из которых содержат тексты, взятые из "Букваря", молитвенника для частных богослужений. Книга 2 (в четырех, пяти и шести частях) охватывает оставшуюся часть церковного года от Рождества до Пятидесятницы. Но одна месса из шести частей, посвященная святым Петру и Павлу, имеет как политическое, так и личное значение - она посвящена покровителю Берда Петре и святому Петру, покровителю Рима.

Чтобы понять "Градуалии", нужно понимать, что, когда Берд встречал один и тот же текст в двух разных литургических контекстах, он обычно не использовал второй раз. Он указал, что его первая обработка должна быть перенесена – иногда с пропусками или дополнениями – из более ранних частей книги. Следовательно, "песнопения" в печатном виде не всегда являются тем, чем кажутся. В качестве крайнего случая отметим, что "Благодать Господня" никогда не исполняется в печатном виде, поскольку представляет собой искусственную композицию из нескольких фрагментов, которые выбираются тремя различными способами для трех разных служб в честь Богоматери. Необходимые переводы, которые не были поняты в предыдущих изданиях, описаны в издании Берда. Чтобы обеспечить возможность таких переносов, если только нет другой причины, исполнители и группы связанных исполнителей придерживаются одного и того же лада и состава голосов. Между составляющими их произведениями нет никаких других явных объединяющих факторов, кроме строгого соответствия стилю, что, кстати, позволяет предположить, что они были написаны за относительно короткий промежуток времени (этого нельзя сказать о нелитургических произведениях, включенных в публикации, некоторые из которых более старые).

Последовательные усилия, представленные в "Градуалии", намного превосходят все, что Берд предпринимал в юности или в зрелом возрасте. Впечатляет также сложность замысла, его масштаб (он больше, чем у любого аналогичного проекта на Континенте) и качество исполнения. Музыка текучая, лаконичная и непринужденная; в ней много простых бинарных структур и легких гомофонических фраз. Берд прекрасно разбирался в текстах нового типа, экстатических и благочестивых, заменивших преимущественно покаянные и скорбные тексты более ранних "Священных песнопений". Вполне возможно, что текст был обработан с помощью "двойного подражания", но у Берда теперь не было времени на этот неторопливый прием – новые фрагменты текста начинают появляться уже с 5-го такта, - и он использовал его в позднем периоде только в исключительных случаях. Еще более "мотивирующими" являются знаменитые фразы "аллилуйя", более 80 примеров которых приведены в "Градуалии" и для которых Берд разработал большое разнообразие симметричных и последовательных структур. "Аллилуйя" в "Святых господах", "Не оставляй сирот", "Создай нас" и других номерах градации - одни из самых запоминающихся отрывков Берда.

Произведения

Мессы

  • "Месса для трех голосов" ("Mass for Three Voices")
  • "Месса для четырех голосов" ("Mass for Four Voices")
  • "Месса для пяти голосов" ("Mass for Five Voices")

Циклы песнопений (Градуалия)

  • "Градуалия, книга 1" ("Gradualia, book 1") – песнопения для церковного года, включая праздники Тела Христова, Всех Святых и Богородицы.
  • "Градуалия, книга 2" ("Gradualia, book 2") – песнопения от Рождества до Пятидесятницы, включая мессу Святых Петра и Павла.

Священные песнопения (мотеты)

  • "Священные песнопения, книга 1" ("Cantiones sacrae, book 1") – для пяти голосов.
  • "Священные песнопения, книга 2" ("Cantiones sacrae, book 2") – для пяти и шести голосов.
  • "Песнопения, которые называются священными" ("Cantiones, quae ab argumento sacrae vocantur") – совместно с Томасом Таллисом.

Англиканская церковная музыка

  • "Великая служба" ("Great Service")
  • "Короткая служба" ("Short Service")
  • "Стиховые службы" ("Verse Service")
  • "Полные антемы" ("Full anthems")
  • "Стиховые антемы" ("Verse anthems")
  • "Плачи" ("Lamentations")

Светские вокальные произведения

  • "Псалмы, сонеты и песни печали и благочестия" ("Psalmes, Sonets and songs of Sadnes and Pietie")
  • "Песни разного характера" ("Songs of Sundrie Natures")
  • "Песни для голоса и консорта виол" (многочисленные произведения, сохранившиеся в рукописях)

Инструментальная музыка

Для клавишных инструментов (орган, вёрджинел)

  • "Паваны и гальярды" (многочисленные, включая "Павану и гальярду Квадран", "Павану и гальярду Кинборо Гуд")
  • "Тема с вариациями" (включая "Колыбельную", "Охота началась", "Валсингам")
  • "Фантазии"
  • "Программные пьесы" (включая "Битва", "Жатва ячменя")
  • "Гимны" и "Антифоны" в обработке для органа

Для консорта виол

  • "Фантазии" и "Вводные пьесы" ("In nomine")
  • "Танцы" (паваны, гальярды)

Ноты сочинений Уильяма Бёрда (2 окончание) на сайте библиотеки IMSLP