Букстехуде, Дитрих
1637 - 1707
Назад
Buxtehude, Dietrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Не существует документов, подтверждающих дату и место рождения Букстехуде, и даже его национальность оспаривается. Единственная современная информация исходит из уведомления в газете "Новая литература Балтийского моря" вскоре после его смерти: "он признавал Данию своей родной страной, откуда пришел в наш край; он прожил около 70 лет". Хотя его семья, должно быть, изначально происходила из города Букстехуде к юго-западу от Гамбурга, его предки поселились в Ольдеслое (ныне Бад-Ольдеслое) в герцогстве Гольштейн в начале XVI века. Его отец, Иоганнес, переселился из Ольдеслое в датскую провинцию Сконе; его присутствие там в качестве органиста церкви Святой Марии в Хельсингборге документировано за 1641 год. В 1641 или 1642 году Иоганнес перебрался через пролив в Эльсинор, Дания, чтобы стать органистом церкви Святого Олая, должность, которую он занимал до своей отставки в 1671 году.
Дитрих Букстехуде, скорее всего, посещал латинскую школу в Эльсиноре и получил музыкальное образование от своего отца. В 1657 или 1658 году он стал органистом в бывшей церкви своего отца в Хельсингборге, а в 1660 году вернулся в Эльсинор в качестве органиста церкви Святой Марии, немецкоязычной конгрегации. Со смертью Франца Тундера 5 ноября 1667 года должность органиста церкви Святой Марии в Любеке, одна из важнейших в северной Германии, стала вакантной. После того как несколько других органистов подали заявки на эту должность и были отвергнуты, Букстехуде был избран 11 апреля 1668 года. Одновременно он был назначен на должность веркмейстера, что включало обязанности секретаря, казначея и управляющего делами церкви. Букстехуде стал гражданином Любека 23 июля 1668 года, а несколькими днями позже, 3 августа 1668 года, женился на Анне Маргарете Тундер, младшей дочери своего предшественника. От этого брака родились семь дочерей, четыре из которых дожили до взрослого возраста.
Официальные обязанности Букстехуде требовали от него игры на утренней службе и дневной службе по воскресеньям и праздничным дням, а также на вечерне накануне. Частью его славы, однако, была деятельность полностью вне его официальных церковных обязанностей: руководство концертной серией, известной как "Вечерняя музыка". Букстехуде перенес их на пять конкретных воскресений церковного года и ввел исполнение священных драматических произведений в 1678 году, в том же году, когда открылась Гамбургская опера. "Вечерняя музыка" Букстехуде фактически считалась эквивалентом опер.
Имеется мало свидетельств о путешествиях Букстехуде, но картина Йоханнеса Ворхаута 1674 года документирует его тесную дружбу с гамбургским органистом Иоганном Адамом Рейнкеном и предполагает частые визиты композитора в Гамбург. Его дружба с Иоганном Тайле подтверждается стихотворением, которое он предоставил для "Страстей по Матфею" Тайле. Стихотворения Букстехуде также появляются в труде "Музыкальная гармонология" Андреаса Веркмейстера; именно Веркмейстер передал многие органные композиции Букстехуде И.Г. Вальтеру, чьи копии до сих пор существуют. Букстехуде также дружил с семьей Дюбен в Стокгольме; большая часть его вокальной музыки сохранилась в обширной рукописной коллекции, которую собрал старший Густав Дюбен.
Среди молодого поколения органистов Николас Брунс был учеником Букстехуде, а Пахельбель посвятил ему свой "Гексахорд Аполлона". Маттезон и Гендель посетили его в Любеке 17 августа 1703 года; Маттезон рассматривался как его преемник, но при упоминании условия, связанного с браком, он быстро потерял интерес. Документальное свидетельство знаменитой поездки Баха в Любек основано на протоколах арнштадтской консистории от 21 февраля 1706 года, где отмечается, что он "ездил в Любек, чтобы изучить кое-что в своем искусстве" и что он запросил отпуск на четыре недели, но оставался "примерно в четыре раза дольше". Таким образом, он, вероятно, присутствовал на "экстраординарных" выступлениях "Вечерней музыки" 2 и 3 декабря 1705 года, посвященных смерти императора Леопольда I и восшествию на престол Иосифа I. Некролог Баха подтверждает продолжительность его пребывания в Любеке и тот факт, что он взял Букстехуде, среди прочих, за образец "в искусстве органа".
Букстехуде был похоронен 16 мая 1707 года в церкви Святой Марии рядом с отцом и четырьмя дочерьми, которые умерли раньше него. Преемник, согласный с "брачным условием", И.К. Шифердеккер, уже служил его помощником; он был назначен органистом и веркмейстером 23 июня и женился на Анне Маргарете Букстехуде 5 сентября 1707 года.
Дитрих Букстехуде является центральной фигурой северогерманской органной школы и одним из наиболее влиятельных композиторов эпохи барокко. Его творческое наследие включает органные произведения (прелюдии, фуги, токкаты, хоральные обработки), духовные кантаты, вокальные концерты и камерную музыку. Особую известность приобрели его "Вечерние музыки" — масштабные музыкальные представления, сочетавшие элементы оратории и оперы. Стиль Букстехуде характеризуется виртуозной органной фактурой, смелыми гармоническими решениями и драматической выразительностью, оказавшими значительное влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха и других немецких композиторов.
Органная музыка
Духовная вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Дитриха Букстехуде на сайте библиотеки IMSLP