Буттштетт, Иоганн Генрих
1666 - 1727
Назад
Иоганн Генрих Буттштетт (Johann Heinrich Buttstett) - Немецкий композитор и теоретик
Родился 25 апреля 1666 года, Биндерслебен, северный Эрфурт - умер 1 декабря 1727, Эрфурт.
Он был одним из четырех детей Иоганна Хенрикуса Буттштетта (умер 25 декабря 1702 года), пастора из Биндерслебена, который получил образование в Эрфуртском университете. Раннее образование он получил в Биндерслебене, а в возрасте 15 лет был направлен в Эрфуртскую ратушу. Уже в 1678 году он начал учиться у Иоганна Пахельбеля, органиста Эрфуртской предгорной церкви. Первое назначение Буттштетта органистом состоялось в 1684 году в Реглеркирхе, где он также преподавал в церковной школе. В 1687 году он занимал должности органиста и преподавателя латыни в Кауфманнскирхе и школе, а в июле того же года женился на Марте Ламмерхирт из Эрфурта, дальней родственнице матери И.С. Баха. В период с 1688 по 1704 год в их браке родилось десять детей, среди которых был Иоганн Самуэль, вероятно, отец Франца Воллрата Буттштетта. В 1690 году Пахельбель освободил свой пост в Предигеркирхе; до 1691 года его занимал другой его ученик, Николаус Веттер, а затем (19 июля) он перешел к Буттштетту. После этого назначения Буттштетт стал ведущим органистом города; в 1693 году он получил звание ратсорганиста и начал выдающуюся 36-летнюю карьеру исполнителя и композитора клавишной и вокальной музыки. Он также занимал должность органного исполнителя в одной из католических церквей Эрфурта и писал музыку для клавишных, а также мессы для католической службы. Как и Пахельбель, Буттштетт собрал вокруг себя множество студентов-органистов, в том числе великого лексикографа, органиста и композитора Иоганна Готфрида Вальтера. Жизнь и карьера Буттштетта были типичными для многих немецких музыкантов конца XVII века. Он был эрудированным и талантливым человеком, который имел тюрингско-саксонское происхождение и обучал несколько поколений композиторов, живших в этом центральном, но несколько изолированном регионе Германии. Его клавишные композиции, в которых чувствуется влияние Пахельбеля, включают в себя ряд хоральных прелюдий и сборник клавишных произведений "Musicalische Clavier-Kunst", содержащий большое разнообразие прелюдий, фуг, ритмов, танцевальных движений и арию с 12 вариациями. Ему не удалось реализовать свой план по изданию нескольких таких томов клавишной музыки, хотя он заявлял, что у него есть в наличии в рукописном виде сотни больших фуг и ричеркар, а также 1000 фугетт, коротких прелюдий и всевозможных фантазий, поскольку эти произведения использовались в католической службе. Похоже, что ничего из этой музыки не сохранилось. Несмотря на то, что его клавишные работы являются примерами продолжающегося влияния музыкального стиля Пахельбеля в Центральной Германии, величайшее значение Буттштетта для истории музыки заключается в его замечательном опубликованном несогласии с Иоганном Маттесоном. В книге "До, ми, соль, ре, фа, ля, вся музыка и гармония вечности" (1716) Баттштетт подверг критике первый крупный трактат Маттесона "О новом оркестре" (Гамбург, 1713). В этой работе Маттесон предоставил обширную музыкальную информацию, которая, как он надеялся, послужит воспитанию благородного человека, композитора и музыканта, как любителя, так и профессионала, стремящегося узнать все о новом музыкальном искусстве, то есть о стилях французской и итальянской светской музыки XVIII века. Таким образом, работа Маттесона стала первым важным трактатом в Германии, в котором была разорвана всякая связь с традиционной немецкой теорией прошлого. Буттштетт, однако, стоял на противоположной стороне музыкального мира и верил, что только в прошлом можно найти музыкальную истину. По этой причине он осудил почти все аспекты "нового оркестра": в первую очередь, как следует из названия его работы, он высмеял пренебрежительное отношение Маттесона к Гвидо из Ареццо и его системе сольмизации. Он критиковал отказ от греческих ладов, прославление слуха как единственного судьи в музыкальных вопросах и то, что, по его мнению, было неверным представлением Маттесона о музыкальных стилях. Короче говоря, он считал, что Маттесон ведет музыкантов к хаосу, отказываясь от музыкальных правил, которые действовали более 100 лет. Буттштетту, однако, было не сравниться со своим знаменитым гамбургским коллегой, который в 1717 году опубликовал "Оркестр бешенства", в котором противопоставил большинству аргументов Буттштетта уничтожающую сатиру и зачастую блестящую логику. Историки музыки, как правило, не смогли правильно оценить эту обширную полемическую драму (Блюм - заметное исключение). Ибо то, что происходит в книгах Маттесона и Буттштетта, - это последняя битва немецкой консервативной, традиционной музыкальной теории с ее благородным и решительным наследием 17-го века, которая неизбежно потерпела поражение на поле битвы 18-го века, где новая музыка из Италии и Франции заставила таких авторов, как Маттесон, сформулировать совершенно иной подход к музыке. новый теоретический подход к пониманию их искусства.
Ноты сочинений Иоганна Генриха Буттштетта на сайте библиотеки IMSLP