Буттштетт, Иоганн Генрих
1666 - 1727

Назад

Buttstett, Johann Heinrich

  • Дата рождения: 25 апреля 1666 года
  • Место рождения: Биндерслебен, близ Эрфурта, Германия
  • Дата смерти: 1 декабря 1727 года
  • Место смерти: Эрфурт, Германия

Биография

Иоганн Генрих Буттштетт был немецким композитором и теоретиком. Он был одним из четырех детей Иоганна Генрикуса Буттштетта, пастора в Биндерслебене, получившего образование в Эрфуртском университете. Он получил начальное образование в Биндерслебене, а в возрасте 15 лет был отправлен в Эрфуртскую городскую школу. Уже в 1678 году он начал учиться у Иоганна Пахельбеля, органиста церкви Предигеркирхе в Эрфурте. Первое назначение Буттштетта органистом состоялось в 1684 году в церкви Реглеркирхе, где он также преподавал в церковной школе. В 1687 году он занимал должности органиста и учителя латыни в церкви Кауфманскирхе и школе, а в июле того же года женился на Марте Леммерхирт из Эрфурта, дальней родственнице матери Иоганна Себастьяна Баха. Их брак произвел на свет десять детей между 1688 и 1704 годами. В 1690 году Пахельбель освободил свою должность в церкви Предигеркирхе; до 1691 года ее занимал другой его ученик, Николаус Феттер, а затем (19 июля) она перешла к Буттштетту. В этой должности Буттштетт стал ведущим органистом города; в 1693 году он получил титул городского органиста и начал выдающуюся 36-летнюю карьеру исполнителя и композитора клавирной и вокальной музыки. Он также занимал должность органиста в одной из католических церквей Эрфурта и писал клавирную музыку, а также мессы для католической службы. Как и Пахельбель, Буттштетт собрал вокруг себя ряд учеников-органистов, включая великого лексикографа, органиста и композитора Иоганна Готфрида Вальтера.

Творчество

Жизнь и карьера Буттштетта были типичны для многих немецких музыкантов конца XVII века. Он был эрудированной и талантливой фигурой, разделявшей тюрингско-саксонское происхождение и подготовку нескольких поколений композиторов, живших в этом центральном, но несколько изолированном регионе Германии. Его клавирные композиции, показывающие влияние Пахельбеля, включают ряд хоральных прелюдий и один том клавирной музыки "Музыкальное клавирное искусство и кладовая" ("Musicalische Clavier-Kunst und Vorraths-Kammer"), содержащий широкое разнообразие прелюдий, фуг, ричеркаров, танцевальных частей и арии с 12 вариациями. Ему не удалось реализовать свой план по публикации нескольких таких томов клавирной музыки, хотя он заявлял, что имеет в рукописи сотни больших фуг и ричеркаров, а также 1000 фугетт, коротких прелюдий и всевозможных фантазий, поскольку эти произведения использовались в католической службе. Ни одна из этих произведений, по-видимому, не сохранилась.

Насколько важны его клавирные произведения как примеры продолжающегося влияния музыкального стиля Пахельбеля в центральной Германии, величайшее значение Буттштетта для истории музыки содержится в его замечательном опубликованном несогласии с Иоганном Маттезоном. В труде "Ут, ми, соль, ре, фа, ля, вся музыка и вечная гармония" ("Ut, mi, sol, re, fa, la, tota musica et harmonia aeterna") (1716) Буттштетт атаковал первый крупный трактат Маттезона "Новооткрытый оркестр" ("Das neu-eröffnete Orchestre", Гамбург, 1713). В этой работе Маттезон давал широкую музыкальную информацию, которая, как он надеялся, послужит образованию галантного человека, композитора и музыканта, любителя, а также профессионала, который стремился узнать все о новом искусстве музыки – то есть о стилях французской и итальянской светской музыки XVIII века. Как таковая, работа Маттезона была первым важным трактатом в Германии, который разорвал все связи с традиционной немецкой теорией прошлого. Буттштетт, однако, стоял на противоположной стороне музыкального мира и верил, что только в прошлом можно найти музыкальную истину. По этой причине он осудил почти каждый аспект "Новооткрытого оркестра": прежде всего, как подразумевает название его работы, он высмеял пренебрежительное отношение Маттезона к Гвидо Аретинскому и его системе сольмизации. Он критиковал отказ от греческих ладов, прославление слуха как единственного судьи музыкальных вопросов и то, что он считал неправильными концепциями музыкальных стилей Маттезона. В сумме он считал, что Маттезон ведет музыкантов к хаосу, отказываясь от правил музыки, которые были действительны более 100 лет. Буттштетт, однако, не был соперником своему знаменитому гамбургскому коллеге, который в 1717 году опубликовал "Защищенный оркестр" ("Das beschützte Orchestre"), в котором он парировал большинство аргументов Буттштетта разрушительной сатирой и часто блестящей логикой. Музыкальные историки в целом не смогли правильно оценить эту обширную полемическую драму. Ибо то, что происходит в томах Маттезона и Буттштетта, – это последняя борьба немецкой консервативной, традиционной музыкальной теории, с ее благородным и решительным наследием XVII века, неизбежно побежденная на поле боя XVIII века, где новая музыка из Италии, а также из Франции вынудила таких писателей, как Маттезон, сформулировать совершенно новый теоретический подход к пониманию своего искусства.

Произведения

Клавирная музыка

  • "Музыкальное клавирное искусство и кладовая" ("Musicalische Clavier-Kunst und Vorraths-Kammer"), для клавесина (Лейпциг, 1713)
  • 36-42 хоральные прелюдии для органа
  • 2 марша для клавесина
  • Многочисленные фуги, ричеркары, фугетты, прелюдии, фантазии для клавира (утрачены)

Вокальная музыка

  • "Первые священные сочинения, состоящие из 4 вновь сочиненных месс" ("Opera prima sacra, bestehend aus 4 neukomponierten Missen"), для хора и инструментов (Эрфурт, 1720) (утрачены)
  • Месса для 6 голосов
  • Месса I для смешанного хора, 2 скрипок, фагота и бассо континуо
  • Фрагмент кантаты "Человек в своей жизни"

Теоретические труды

  • "Ut, mi, sol, re, fa, la, вся музыка и вечная гармония" ("Ut, mi, sol, re, fa, la, tota musica et harmonia aeterna") (Эрфурт, 1716)
  • "Официальное заявление против Защищенного оркестра" ("Der wider das Beschützte Orchestre ergangenen öffentlichen Erklärung") (Эрфурт, 1718)

Ноты сочинений Иоганна Генриха Буттштетта на сайте библиотеки IMSLP