Бютнер, Крато
1616 - 1679

Назад

Bütner, Crato

  • Дата рождения: 1616 год
  • Место рождения: Гота или Зоннеберг, Тюрингия, Германия
  • Дата смерти: 1679 год
  • Место смерти: Данциг (Гданьск)

Биография

Крато Бютнер был немецким композитором и органистом. Согласно Куррике, надпись на его могиле в церкви Святой Екатерины в Данциге указывала, что он родился в Зоннеберге, но сам он утверждал, что происходит из Готы: он сделал это в своей публикации 1651 года, которую посвятил Георгу Ноймарку, родившемуся в Лангензальце близ Готы, и которого назвал своим "другом и земляком". С 1650 года он был органистом церкви Святого Спасителя на окраине Данцига. Вскоре он стал кантором и директором музыки в церкви Святой Екатерины; согласно Раушнингу, он был назначен в 1652 году, хотя в публикациях вплоть до 1654 года все еще называл себя органистом церкви Святого Спасителя. В обоих приходах от него требовалось преподавание в школах, и как директор музыки в церкви Святой Екатерины он мог рассчитывать в среднем на услуги восьми инструменталистов и шести певчих. Именно его руководству церковь была обязана своим видным положением в музыкальной жизни Данцига.

Творчество

Свидетельства деятельности Бютнера и обширного и разнообразного развития музыки в Данциге его времени были представлены коллекцией печатной музыки, состоящей из около 150 произведений, как инструментальных, так и вокальных, итальянских, польских и немецких композиторов и включающей более 50 духовных вокальных произведений самого Бютнера. Его многочисленные сохранившиеся произведения очень разнообразны как по формам, так и по составу исполнителей, некоторые из последних являются значительными. Большинство из них — лютеранские обработки немецких текстов, которые ввели духовный концерт в Данциге. Он брал многие свои тексты из Библии и особенно из Псалмов; он также положил на музыку духовные стихотворения, хотя два типа никогда не встречаются в одном произведении. Типичные черты его музыки включают короткое мотивное письмо, простую гармонию, быструю смену коротких, сжатых разделов и противопоставление друг другу гомофонных групп голосов. Стиль его музыки, даже если он несколько невыразителен, был чем-то совершенно новым в Данциге, и особая данцигская традиция обработок хоралов также может быть прослежена до него.

Произведения

Духовная музыка (опубликована в Данциге, если не указано иное)

  • "Духовные концерты" ("Geistliche Concerte"), для 2 голосов, 2 скрипок, басовой виолы/дульциана и бассо континуо (Гамбург, 1651)
  • "Музыкальный концерт" ("Musicalisches Concerto"), для 1 голоса, 2 скрипок и бассо континуо (1652)
  • "Музыкальная радость сердца" ("Musicalische Hertzens-Frewde"), для 3 голосов, 2 скрипок, фагота и бассо континуо (1653)
  • "Ария Сунамитянки" ("Aria Sunamithica"), для 1 голоса, 2 скрипок и бассо континуо (1654)
  • "Духовный концерт... из Песни Песней" ("Geistreiche Concerto … aus dem Hohen-Liede"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1654)
  • "Свадебные пожелания Парнаса" ("Hochzeitliche Parnassuswünsche") (около 1654)
  • "Anima Christi", для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1661)
  • "Хвалите Господа" (Псалом 147), для 2 голосов, 2 скрипок, басовой виолы и бассо континуо (1661)
  • "Если бы Господь не был с нами", для 3 голосов, 2 скрипок, альта и бассо континуо (1661)
  • "Te Deum laudamus", для 12 голосов, 11 инструментов и бассо континуо (1662)
  • 7 духовных песен в различных сборниках (1652, 1657, 1660)

Рукописные произведения

  • "Немецкая месса" ("Missa germanica"), для 4 голосов, скрипки/корнета, 3 струнных/тромбонов и бассо континуо (1677)
  • 19 мотетов, для 1-14 голосов, 2-9 инструментов и бассо континуо

Ноты сочинений Крато Бютнера на сайте библиотеки IMSLP