Бюри, Бернар де
1720 - 1785

Назад

Bury, Bernard de

  • Дата рождения: 20 августа 1720 года
  • Место рождения: Версаль, Франция
  • Дата смерти: 19 ноября 1785 года
  • Место смерти: Версаль, Франция

Биография

Бернар де Бюри был французским композитором. Сын Жана-Луи Бюри, придворного музыканта короля, он происходил из музыкальной семьи, многие члены которой занимали придворные должности. Он был учеником своего отца и Колена де Бламона. Примерно в 15 лет он опубликовал свою "Первую книгу пьес для клавесина", пять сюит в стиле Франсуа Куперена, а в 19 лет сочинил музыку для трехактного балета, поставленного герцогом Тремуйлем. 25 ноября 1741 года он купил за 6000 ливр право преемственности на должность клавесиниста королевской камерной музыки Маргерит-Антуанетты Куперен. В 1743 году ему заказали написать трехактный оперный балет "Характеры безумия" для Парижской Оперы; в следующем году он женился на племяннице Колена де Бламона, который гарантировал ему в записке от 27 февраля 1744 года право преемственности на свою должность капельмейстера, а также свое покровительство. В 1745 году Бламон предложил Бюри сочинить дивертисмент в честь победы при Фонтенуа; в результате пятиактная трагедия "Юпитер, победитель титанов" была исполнена в Большой Конюшне в Версале на свадьбе дофина 11 декабря 1745 года и была признана кульминацией празднеств. В 1751 году Бюри получил право преемственности на должность суперинтенданта королевской музыки Ребеля; позже он уступил эту должность Пьеру Бертону, а затем Франсуа Жиро за сумму 10 000 ливр и ежегодную ренту в 1000 ливр, выплачиваемую также его вдове и детям. Ему было поручено редактирование опер Люлли, и в мае 1770 года он сотрудничал с Довернем, Ребелем и Франкёром в возобновлении постановки "Персея" для бракосочетания дофина с Марией-Антуанеттой. Ранее он сочинил новый пролог для той же оперы, о котором "Меркюр де Франс" в марте 1747 года заметил: "Увертюра, которая в современном вкусе, по праву считается одной из самых красивых в этом жанре. Все слова очень хорошо выражены, есть очень красивый хор, а симфонии приятны, мелодичны, полны удачных мелодических оборотов и удобны для танца". С 1779 года он получал королевскую пенсию, а в июне 1785 года был возведен в дворянское достоинство Людовиком XVI: он умер чуть более чем через пять месяцев.

Творчество

В то время как ранние работы Бюри выполнены в стиле Лалланда и Колена де Бламона, его более поздние сочинения показывают влияние Мондонвилля и Рамо, особенно в описательных инструментальных симфониях. Хотя довольно традиционен в мелодическом изобретении, Бюри преуспел в танцах и в обращении с оркестром, особенно когда писал для флейт и фаготов. Почти все его произведения были очень успешны: дивертисмент "Версальская нимфа" был повторен по личной просьбе королевы, а третье действие ("Капризы любви") из "Характеров безумия" (о котором "Меркюр" в сентябре 1743 года заявил, что оно "бесспорно, самое красивое в этом балете... оно показалось слишком коротким, хотя является одним из самых длинных на лирической сцене") было выбрано вместе с "Инками" из "Галантных Индий" Рамо для гала-представления в марте 1744 года. Лишь пастораль "Титон и Аврора" (1750), по-видимому, имела мало успеха: согласно "Меркюру" за апрель 1751 года, "старая и великая репутация господина Руа; очарование господина Желиотта и много весьма хорошей музыки, рассыпанной в этом произведении, не смогли обеспечить ему успех".

Произведения

Сценические произведения

  • "Характеры безумия" ("Les caractères de la folie") (опера-балет, пролог, 3 действия, Ш.-П. Дюкло), Париж, Опера, 20 августа 1743 года
  • "Юпитер, победитель титанов" ("Jupiter vainqueur des Titans") (лирическая трагедия), Версаль, 11 декабря 1745 года, музыка, вероятно, утеряна
  • "Версальская нимфа" ("La nymphe de Versailles") (дивертисмент, мадемуазель де Люссан), Версаль, 19 марта 1746 года
  • "Титон и Аврора" ("Titon et l'Aurore") (героическая пастораль, пролог, 3 действия, аббат де ла Марр, А.У. де ла Мотт), Версаль, Театр малых апартаментов, 14 января 1750 года
  • "Побежденная Парка" ("La parque vaincue") (дивертисмент, 1 действие, А. Танво), "по случаю выздоровления монсеньора герцога де Фронсака", Версаль, Отель де Ришельё, 1751 год, вероятно, утеряна
  • "Пальмира" ("Palmyre") (героический балет, С.-Р.-Н. Шамфор), Фонтенбло, 24 октября 1765 года
  • "Зенис и Альмазия" ("Zénis et Almasie") (героический балет, 1 действие, Шамфор), Фонтенбло, 2 ноября 1765 года, совместно с Ж.-Б. де Ла Бордом, вероятно, утеряна
  • Добавления к "Персею" Люлли ("Persée") (Н. Жольво по Ф. Кино), Версаль, свадьба дофина и Марии-Антуанетты, 17 мая 1770 года
  • "Нимфа Сены" ("La nymphe de la Seine") (дивертисмент), 1746; "Пастухи Со" ("Les bergers de Sceaux") (дивертисмент), для герцога дю Мэна: оба упомянуты у Фети

Прочие произведения

  • "Первая книга пьес для клавесина" ("Premier livre de pièces de clavecin") (около 1736 года)
  • "Взятие Берг-оп-Зома" ("La prise de Berg-op-Zoom") (кантата) (1747)
  • "Возвращение Филиды" ("Le retour de Philis") (кантатина), для тенора, скрипки и бассо континуо (без даты)
  • Другие произведения, опубликованные в антологиях XVIII века
  • "De profundis", большой мотет
  • 73 аранжировки оркестровых пьес Бертона, Триаля, Монсиньи, Мартини, Доверня, Рамо, 1774 год

Ноты сочинений Бернара де Бюри на сайте библиотеки IMSLP