Бюри, Бернар де
1720 - 1785
Назад
Bury, Bernard de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бернар де Бюри был французским композитором. Сын Жана-Луи Бюри, придворного музыканта короля, он происходил из музыкальной семьи, многие члены которой занимали придворные должности. Он был учеником своего отца и Колена де Бламона. Примерно в 15 лет он опубликовал свою "Первую книгу пьес для клавесина", пять сюит в стиле Франсуа Куперена, а в 19 лет сочинил музыку для трехактного балета, поставленного герцогом Тремуйлем. 25 ноября 1741 года он купил за 6000 ливр право преемственности на должность клавесиниста королевской камерной музыки Маргерит-Антуанетты Куперен. В 1743 году ему заказали написать трехактный оперный балет "Характеры безумия" для Парижской Оперы; в следующем году он женился на племяннице Колена де Бламона, который гарантировал ему в записке от 27 февраля 1744 года право преемственности на свою должность капельмейстера, а также свое покровительство. В 1745 году Бламон предложил Бюри сочинить дивертисмент в честь победы при Фонтенуа; в результате пятиактная трагедия "Юпитер, победитель титанов" была исполнена в Большой Конюшне в Версале на свадьбе дофина 11 декабря 1745 года и была признана кульминацией празднеств. В 1751 году Бюри получил право преемственности на должность суперинтенданта королевской музыки Ребеля; позже он уступил эту должность Пьеру Бертону, а затем Франсуа Жиро за сумму 10 000 ливр и ежегодную ренту в 1000 ливр, выплачиваемую также его вдове и детям. Ему было поручено редактирование опер Люлли, и в мае 1770 года он сотрудничал с Довернем, Ребелем и Франкёром в возобновлении постановки "Персея" для бракосочетания дофина с Марией-Антуанеттой. Ранее он сочинил новый пролог для той же оперы, о котором "Меркюр де Франс" в марте 1747 года заметил: "Увертюра, которая в современном вкусе, по праву считается одной из самых красивых в этом жанре. Все слова очень хорошо выражены, есть очень красивый хор, а симфонии приятны, мелодичны, полны удачных мелодических оборотов и удобны для танца". С 1779 года он получал королевскую пенсию, а в июне 1785 года был возведен в дворянское достоинство Людовиком XVI: он умер чуть более чем через пять месяцев.
В то время как ранние работы Бюри выполнены в стиле Лалланда и Колена де Бламона, его более поздние сочинения показывают влияние Мондонвилля и Рамо, особенно в описательных инструментальных симфониях. Хотя довольно традиционен в мелодическом изобретении, Бюри преуспел в танцах и в обращении с оркестром, особенно когда писал для флейт и фаготов. Почти все его произведения были очень успешны: дивертисмент "Версальская нимфа" был повторен по личной просьбе королевы, а третье действие ("Капризы любви") из "Характеров безумия" (о котором "Меркюр" в сентябре 1743 года заявил, что оно "бесспорно, самое красивое в этом балете... оно показалось слишком коротким, хотя является одним из самых длинных на лирической сцене") было выбрано вместе с "Инками" из "Галантных Индий" Рамо для гала-представления в марте 1744 года. Лишь пастораль "Титон и Аврора" (1750), по-видимому, имела мало успеха: согласно "Меркюру" за апрель 1751 года, "старая и великая репутация господина Руа; очарование господина Желиотта и много весьма хорошей музыки, рассыпанной в этом произведении, не смогли обеспечить ему успех".
Сценические произведения
Прочие произведения
Ноты сочинений Бернара де Бюри на сайте библиотеки IMSLP