Бурк, Иоахим а
1546 - 1610
Назад
Иоахим а Бурк (Joachim a Burck) - Немецкий композитор, органист и государственный деятель
Родился в 1546 году, Бург, северный Магдебург - умер 24 мая 1610 года, Мюльхаузен.
Его фамилия была Меллер, но он всегда называл себя по месту своего рождения. Он посещал среднюю школу в Магдебурге, где его, вероятно, учил Мартин Агрикола, а затем, вероятно, Галлус Дресслер. Затем он провел некоторое время в Лейпциге, Дрездене, Йене, Эрфурте и Шварцбурге. В 1563 году, когда ему было всего 17 лет, он был назначен кантором недавно основанной гимназии в Мюльхаузене, а к концу 1566 года стал там же органистом церкви Святого Власия. Чтобы увеличить свой доход, он устроился на дополнительную должность секретаря в суде, а также выполнял канцелярские обязанности в консистории. Позже он стал государственным нотариусом, а в 1583 году - городским советником. Он оставался в Мюльхаузене до самой своей смерти. Со временем его репутация вышла за пределы города: например, в 1596 году вместе со многими ведущими музыкантами Германии он принял участие в знаменитых органных испытаниях в Гронингене, недалеко от Хальберштадта, а в 1603 году выступал в качестве консультанта по органу в Зондерсхаузене и в 1604 году в Херсфельде. Как музыкант, он, возможно, был в значительной степени самоучкой, но в предисловии к своим "Священным песням" (1573) он признал, что в долгу перед Иоганном Германном, а также перед Сиприано де Роре, Александром Утендалем, Якобусом Ваэтом, Джахесом де Вертом и особенно Лассусом, которого он превозносил как выдающегося композитора. “принцепс искусства музыки”. В Мюльхаузене он был тесно связан с теологом и автором гимнов Людвигом Хельмбольдом, а в гимназии, вероятно, преподавал Йоханнесу Эккарду, с которым поделился двумя томами "Установлений Хельмбольда" (1574-1588; Германн также фигурирует во втором томе). О высоком уважении, с которым к нему относились в Мюльхаузене, можно судить по решению, принятому городскими советниками в 1626 году, издать его работы полным изданием. Однако от этого проекта отказались после выхода первого тома "Odarum sacrarum ... pars prima" (Мюльхаузен, 1626), который содержал шесть коллекций. Первая опубликованная работа Берка "Священные гармонии" (1566) содержит мотеты, написанные на позднезерландском диалекте и тесно основанные на григорианском песнопении. Мадригальские мотеты Sacrae cantiones демонстрируют его интерес к концепциям musica reservata; отдельные слова подчеркнуты мелизмами, выразительными хроматизмами и четкими, гармонично ориентированными текстурами. В четырехчастном "Страстях господних" (1568), написанном по мотивам евангелия от Иоанна, хотя на самом деле это компиляция всех четырех евангелистов, Берк в полной мере воплотил свой идеал текстурной ясности. Произведение свободно основано на стиле литургических страстей Господних, характерность которого обеспечивается разнообразием вокальных группировок: например, слова Христа обычно поются более низкими голосами. В середине 1570-х годов Берк окончательно и бесповоротно отказался от полифонического мотета в пользу гомофонической песни и оды. К числу самых ранних из этих произведений, многие из которых основаны на поэзии Хелмбольда, относятся "XX Священные оды" (1572), состоящие из четырех частей, которые, как следует из титульного листа, в своей простоте явно итальянские. Благодаря этому тому и серии сборников од и песен, которые выходили вплоть до 1599 года, Берк зарекомендовал себя как выдающийся и плодовитый композитор современных священных песен. В некоторых из них трудно решить, какая вокальная партия (декант или тенор) несет в себе "мелодию". Берк был младшим мастером в переходный период. Он видел свою задачу в том, чтобы "соответствовать требованиям своего призвания, используя те дары, которые я получил от Бога", для служения христианскому учению в церкви и школе, и по этой причине, как он сказал в предисловии к своей книге "Немецкие страсти", “я старался избегать музыки любые песни, кроме тех, которые встречаются в Священном Писании или вытекают из него и которые можно петь во славу Божью и с целью самосовершенствования”.
Ноты сочинений Иоахима а Бурка на сайте библиотеки IMSLP