Бурк, Иоахим
1546 - 1610
Назад
Burck, Joachim
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоахим а Бурк был немецким композитором, органистом и государственным служащим. Его настоящая фамилия была Моллер, но он всегда называл себя по месту рождения. Он посещал гимназию в Магдебурге, где его учителями были Мартин Агрикола, а затем, вероятно, Галлус Дресслер. Далее он провел некоторое время в Лейпциге, Дрездене, Йене, Эрфурте и Шварцбурге. В 1563 году, в возрасте всего 17 лет, он был назначен кантором недавно основанной гимназии в Мюльхаузене, а к концу 1566 года также стал органистом церкви Святого Власия. Чтобы увеличить свой доход, он занял дополнительную должность писца в судах, а также выполнял канцелярские обязанности для консистории. Позже он стал публичным нотариусом, а в 1583 году — городским советником. Он оставался в Мюльхаузене до своей смерти. Его репутация со временем вышла за пределы города: например, в 1596 году, вместе со многими ведущими музыкантами Германии, он принял участие в знаменитых испытаниях органов в Грёнингене, близ Хальберштадта, а в 1603 году выступал в качестве консультанта по органам в Зондерсхаузене и в 1604 году в Херсфельде. Как музыкант, он, возможно, был в значительной степени самоучкой, но в предисловии к своим "Духовным песнопениям" (1573) он признал влияние примера Иоганна Германна, а также Киприано де Роре, Александра Утендаля, Якобуса Ваэта, Жака де Верт и особенно Лассо, которого он превозносил как "вершину музыкального искусства". В Мюльхаузене он был тесно связан с теологом и гимнописцем Людвигом Хельмбольдом, а в гимназии он, должно быть, преподавал у Иоганнеса Эккарда. Высокое уважение, которым он пользовался в Мюльхаузене, можно понять из решения, принятого городскими советниками в 1626 году, издать его сочинения в полном собрании. Однако от этого отказались после первого тома, "Оды духовные... часть первая" (Мюльхаузен, 1626), который содержал шесть сборников.
Первая опубликованная работа Бурка, "Духовные гармонии" (1566), состоит из мотетов, сочиненных в поздненидерландской манере и тесно основанных на григорианском хорале. Мадригальные мотеты из "Духовных песнопений" показывают его интерес к концепциям musica reservata; отдельные слова подчеркиваются мелизмами, выразительными хроматизмами и ясной, гармонически ориентированной фактурой. В сквозной четырехголосной "Немецкой страсти" (1568) — якобы по Евангелию от Иоанна, хотя на самом деле это компиляция из всех четырех евангелистов — Бурк в полной мере реализовал свой идеал текстовой ясности. Работа свободно основана на стиле литургической Страсти, характеристика достигается за счет разнообразия вокальных групп: слова Христа, например, обычно поются низкими голосами. В середине 1570-х годов Бурк окончательно и решительно отказался от полифонического мотета в пользу гомофонной песни и оды. Среди самых ранних таких произведений, многие из которых опираются на поэзию Хельмбольда, — те, что вошли в четырехголосные "Двадцать духовных од" (1572), которые, как указано на титульном листе, недвусмысленно итальянские по своей простоте. С этим томом и серией сборников од и песен, последовавших до 1599 года, Бурк утвердил себя как заметный и плодовитый композитор современных духовных песен. В некоторых из них трудно определить, какой голос (дискант или тенор) несет "мелодию".
Бурк был мастером второго плана в период перехода. Он видел свою задачу в том, чтобы "соответствовать требованиям моего призвания, используя такие дары, какие я получил от Бога" на службе христианского учения в церкви и школе, по какой причине, как он сказал в предисловии к своей "Немецкой страсти", "я старался избегать сочинения музыки на какие-либо иные песни, кроме тех, что встречаются в Священном Писании или происходят из него и которые можно петь во славу Божию и для самосовершенствования".
Духовные песни
Страсти
Прочие духовные сочинения
Ноты сочинений Иоахима Бурка на сайте библиотеки IMSLP