Буонаменте, Джованни Баттиста
конец XVI века - 1642

Назад

Джованни Баттиста Буонаменте (Giovanni Battista Buonamente) - Итальянский композитор, хормейстер, скрипач и певец

Родился в конце XVI века, Мантуя - умер 29 августа 1642 года, Ассизи. 

Он был членом ордена францисканцев. О его мантуанском происхождении свидетельствуют документы, хранящиеся в Бергамо. Сначала он работал при дворе Гонзага в Мантуе, где, возможно, работал под руководством Монтеверди. Возможно, он был в числе музыкантов, сопровождавших принцессу Элеонору Гонзага в Вену на ее свадьбу с императором Фердинандом II в 1622 году. По меньшей мере с 1626 по 1629 год он находился в Вене в качестве камерного музыканта при императоре и на этом посту принимал активное участие в торжествах в Праге по случаю коронации сына императора Фердинанда III королем Богемии в 1627 году. Вполне вероятно, что он оставался на службе у императора до начала 1631 года, о чем также свидетельствуют документы, хранящиеся в Бергамо. 13 июля 1631 года он был в Бергамо, чтобы принять участие в вечерней службе в соборе Святой Марии Маджоре в качестве пробного для получения там назначения. Он был принят и 17 июля подписал трехлетний контракт в качестве контральто и скрипача с годовой зарплатой в 840 лир - эту цифру превосходят только зарплаты маэстро капеллы Тарквинио Мерулы и органиста Бенедетто Фонтаны. Однако 30 сентября 1631 года он внезапно покинул Бергамо. Заявленной причиной его ухода, которую позже привел офицер ордена францисканцев, чтобы успокоить разгневанное руководство церкви Святой Марии Маджоре, было то, что глава ордена отозвал разрешение на его службу; подразумевалось, что Буонаменте просил об освобождении от службы императору с единственной целью - уехать. в Ассизи и что, если он останется в Бергамо, император может обнаружить нарушение веры. Несмотря на это, 2 июля 1632 года он был назначен скрипачом в герцогскую церковь Мадонна делла Стекката в Парме, но о его дальнейшей службе в Парме нет никаких сведений. Его следующей и последней должностью была базилика Святого Франческо в Ассизи. По прибытии туда из Пармы примерно 15 февраля 1633 года он числился скрипачом, но позже в том же году был назначен маэстро ди капелла. Он исполнял этот пост до самой своей смерти, но с 1635 года из-за болезни становился все более нетрудоспособным, и его обязанности взял на себя Феличе Чиналья. Сегодня Буонаменте помнят как композитора скрипичной музыки. Но из описи 1647 года видно, что он также написал более 160 духовных вокальных произведений, начиная от мотетов для трех голосов и заканчивая постановками служебников и мессы для четырех- 17 голосов, некоторые со скрипками. Из этих произведений был опубликован один сборник мотетов для четырех голосов, но, по-видимому, он больше не существует. Все остальные, по-видимому, утрачены, за исключением нескольких из двух рукописей. Наряду с Дж.П. Чимой, Саламоне Росси, Карло Фариной и Дж.Б. Фонтаной, Буонаменте был одним из первых композиторов, освоивших игру на скрипке, а вместе с Фариной, Бьяджио Марини и Джованни Валентини был одним из тех, кто представил новый стиль игры на скрипке к северу от Альп. Однако его роль в развитии скрипичного стиля и сонатной музыки оценить трудно, поскольку сохранились только последние четыре из семи его сборников инструментальной музыки, самый ранний из которых датируется 1626 годом. Как и Росси, с которым он, по-видимому, работал в Мантуе, он предпочитал новую трехчастную музыку, заимствованную из таких вокальных сборников, как "Канцонетта" Монтеверди (1584) и "Музыкальные скерцианы" (1607). Однако в его шестую книгу вошли пьесы в двух-шести частях. Среди сохранившихся его произведений - симфонии, сонаты, канцоны и танцы. Разница между канцонами и сонатами невелика. Сонаты, согласно классификации Крокера, делятся на три типа – соната-вариация, канцона–соната и настоящая соната, из которых Буонаменте отдает предпочтение первым двум. Его вариационные сонаты появились на пике популярности этой формы в третьем десятилетии века. Как и произведения его современников Росси, Марини и Франческо Турини, они основаны на таких мелодиях, как романская и Руджеро, а также на популярных мелодиях, таких как Танто темпо ормаи и Квесто э кель луоко. Они исследуют возможности абстрактной композиции и проявляют особое внимание к общей ритмической организации. Его канцона-сонаты представляют собой адаптацию трехчастной структуры к ансамблевой канцоне и демонстрируют влияние как Джованни Габриэли, так и Фрескобальди. Его немногочисленные настоящие сонаты начинаются с нефугированной части и в большей степени посвящены использованию скрипичной техники: иногда он решается подняться до "ми"'. 

Ноты сочинений Джованни Баттиста Буонаменте на сайте библиотеки IMSLP