Буонаменте, Джованни Баттиста
.... - 1642
Назад
Buonamente, Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Буонаменте был итальянским композитором, капельмейстером, скрипачом и певцом. Он был членом францисканского ордена. Его мантуанское происхождение подтверждается документами из Бергамо. Первоначально он работал при дворе Гонзага в Мантуе, где, возможно, трудился под руководством Монтеверди. Вероятно, он был среди музыкантов, сопровождавших принцессу Элеонору Гонзага в Вену на ее свадьбу с императором Фердинандом II в 1622 году. По крайней мере, с 1626 по 1629 год он находился в Вене в качестве придворного музыканта императора и на этой должности активно участвовал в торжествах в Праге по случаю коронации сына императора, Фердинанда III, королем Богемии в 1627 году. Вероятно, он оставался на службе у императора до начала 1631 года.
13 июля 1631 года он был в Бергамо, чтобы принять участие в службе вечерни в церкви Санта-Мария-Маджоре в качестве испытательного срока для назначения туда. Он был принят, и 17 июля подписал трехлетний контракт на службу в качестве альта и скрипача с годовым окладом в 840 лир – эта сумма превышалась только зарплатами капельмейстера Тарквинио Мерулы и органиста Бенедетто Фонтаны. Однако он внезапно покинул Бергамо 30 сентября 1631 года. Указанная позже офицером францисканского ордена причина его отъезда, данная для успокоения разгневанного руководства церкви Санта-Мария-Маджоре, заключалась в том, что глава ордена отозвал разрешение на его службу; подразумевалось, что Буонаменте добивался освобождения от службы у императора с единственной целью отправиться в Ассизи. Несмотря на это, 2 июля 1632 года он был назначен скрипачом в герцогскую церковь Мадонна-делла-Стекката в Парме, но последующих записей о его службе в Парме нет. Его следующей и последней должностью была работа в базилике Святого Франциска в Ассизи. По прибытии туда из Пармы около 15 февраля 1633 года он был записан как скрипач, но позже в том же году был назначен капельмейстером. Он служил в этом качестве до своей смерти, но с 1635 года все больше выходил из строя из-за болезни, и его обязанности взял на себя Феличе Чиналья.
Буонаменте известен сегодня как композитор музыки для скрипки. Однако из описи 1647 года видно, что он написал также более 160 духовных вокальных произведений, от мотетов для двух-трех голосов до обработок служб и месс для четырех-семнадцати голосов, некоторые со скрипками. Из этих произведений один сборник мотетов для четырех голосов был опубликован, но, по-видимому, не сохранился. Все остальные, за исключением нескольких в двух рукописях, по-видимому, утеряны.
Наряду с другими итальянскими композиторами Буонаменте был одним из первых, кто культивировал скрипку, и наряду с другими музыкантами был одним из тех, кто ввел новый скрипичный стиль к северу от Альп. Однако его роль в развитии скрипичного стиля и сонаты трудно оценить, поскольку сохранились только последние четыре из его семи книг инструментальной музыки, самая ранняя из которых датируется 1626 годом. Как и его современники, он отдавал предпочтение новой трехголосной фактуре, заимствованной из вокальных сборников. Однако его шестая книга включает пьесы для двух-шести голосов. Его сохранившиеся произведения включают симфонии, сонаты, канцоны и танцы. Между канцонами и сонатами мало различий. Сонаты включают три типа – вариационная соната, соната-канцона и настоящая соната – из которых Буонаменте отдавал предпочтение первым двум. Его вариационные сонаты появились во время пика популярности этой формы в третьем десятилетии века. Они основаны на таких мелодиях, как романеска и Руджеро, и на популярных напевах. Они исследуют возможности абстрактной фигурации и демонстрируют тщательную заботу об общей ритмической организации. Его сонаты-канцоны представляют собой адаптацию трехголосной фактуры к ансамблевой канцоне и показывают влияние как Джованни Габриели, так и Фрескобальди. Его немногочисленные настоящие сонаты открываются нефугированным разделом и больше связаны с использованием скрипичных техник: он иногда доходит до ноты ми третьей октавы.
Инструментальная музыка
Духовная музыка (сохранившаяся)
Утерянные произведения
Ноты сочинений Джованни Баттиста Буонаменте на сайте библиотеки IMSLP