Бюмлер, Георг Генрих
1669 - 1745

Назад

Bümler, Georg Heinrich

  • Дата рождения: 10 октября 1669 года
  • Место рождения: Бернек, Франкония, Германия
  • Дата смерти: 26 августа 1745 года
  • Место смерти: Ансбах, Германия

Биография

Георг Генрих Бюмлер был немецким певцом, композитором и теоретиком. Как один из основателей-членов Лейпцигского Корреспондирующего общества музыкальных наук вместе с Лоренцем Мизлером, он удостоился подробного некролога в "Новой открытой музыкальной библиотеке" Мизлера. В нем сообщается, что он родился в Бернеке близ Байройта, где его отец служил кантором, прежде чем переехать в Наилу в качестве управляющего рудниками. В десять лет, после смерти отца, Бюмлер был отправлен в Мюнхберг, чтобы стать учеником латинской школы. Примерно в 13 лет он поступил на службу в байройтскую придворную капеллу в качестве дискантиста, где изучал пение и клавишные инструменты у Руджеро Федели. В течение следующих двух десятилетий его исключительный певческий талант позволил ему сделать обширную карьеру в Вольфенбюттеле, Гамбурге, Берлине и снова в Байройте. В 1698 году он был назначен камерным музыкантом и солистом-альтом при дворе в Ансбахе, где в 1717 году сменил Иоганна Кристиана Рау на посту капельмейстера. В мае 1722 года он сопровождал свою первую жену, певицу Доротею Констанцию Бауэр, в Италию, но они были вынуждены вернуться ко двору в феврале 1723 года на похороны маркграфа Георга Фридриха. После освобождения от придворных обязанностей он недолго был капельмейстером у королевы Польши и Саксонии Эбергардины в Прече (на Эльбе), но по неизвестным причинам уехал в Хоф (на Заале). В 1726 году он вновь получил пост капельмейстера в Ансбахе. Его жена умерла в 1728 года, а в 1729 году он женился на певице Сабине Софии Шнайдер.

Творчество

Бюмлер был образованным музыкантом, который не только работал композитором и исполнителем, но и всю жизнь интересовался математикой, астрономией, оптикой и хронометрией. Его метод равномерной темперации был описан в "Критической музыке" Маттезона. К сожалению, большая часть его музыки, включая двухгодичный цикл церковных кантат для Ансбаха, считается утерянной. В тексте траурной кантаты Лоренца Мизлера, опубликованном вместе с некрологом, говорится: "В твоей церковной музыке, как и в другой, ты сделал многое, и Ансбах до сих пор волнует благочестивые души твоей набожной музыкой на каждой службе Господу".

Произведения

Кантаты

  • "Хвали, Иерусалим" ("Lauda Jerusalem"), для 4 голосов и инструментов
  • "Помилуй" ("Miserere"), для сопрано, альта, тенора, баса, инструментов и бассо континуо
  • "Сотвори во мне, Боже, чистого сердца" ("Schaffe in mir, Gott, ein reines Herz"), для 4 солистов, инструментов и бассо континуо
  • "Душа, что созерцает Христа" ("L'anima che contempla Christo")
  • "Куда, куда бежишь ты, моя" ("Dove, dove mia corri")
  • "И что тебе сделала" ("E che ti fece")
  • "Мои очи, и что взираете вы" ("Mi luci e che mirate")
  • "О, Боже, каким довольством" ("Oh dio di qual contento"), для альта и бассо континуо
  • "Роза" ("La Rosa")
  • "Пусть придет тот, кто хочет видеть" ("Venga chi veder vuol"), для сопрано и бассо континуо
  • "Се, человек" ("Ecce homo"), для сопрано, двух гобоев и бассо континуо
  • 2 цикла церковных кантат, упомянутые в некрологе Бюмлера (утеряны)

Теоретические труды

  • "Новейшая темперация" ("Neueste Temperatur"), в книге И. Маттезона: "Критическая музыка", том 1 (1722)
  • "Мнение Архимеда [псевдоним Бюмлера] на вопрос: почему две квинты и октавы, которые… следуют друг за другом, неприятны для слуха", в книге Л. Мизлера: "Новая открытая музыкальная библиотека", том 2, часть 4 (1743)

Ноты сочинений Георга Генриха Бюмлера на сайте библиотеки IMSLP