Булл, Джон
1562 - 1628
Назад
Bull, John
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Булл был английским композитором, органистом, вирджиналистом и строителем органов, вероятно, валлийского происхождения, работавшим также в Южных Нидерландах. Он был одним из ведущих виртуозов клавишных инструментов своего времени и важным композитором, сочинявшим музыку для клавира.
Ранние годы до 1597 года
Указанная дата рождения происходит из оксфордского портрета Була и, вероятно, более надежна, чем дата, выводимая из его брачного свидетельства 1607 года. Существует утверждение, что Булл происходил из семьи в Сомерсете, но доказательств предоставлено не было. Более вероятно, что он родился в Радноршире, где в районе Харптона проживало несколько семей с фамилией Булл. Это предположение основано на существовании его прошения к королеве в 1589 году о предоставлении ему в будущем аренды леса Раднор и родословной, представленной в суде Канцелярии, где одна из сторон утверждала, что происходит от "музыканта, доктора Джона Була из Олд-Раднора", что, вполне возможно, относится к нему.
Булл вступил в хор собора Херефорда в 1573 году и работал там под руководством органиста собора Джона Ходжеса. Вероятно, он присоединился к Детям Королевской капеллы в Лондоне к 8 февраля 1574 года, когда вакансия в хоре Херефорда была заполнена. Его учителем музыки был Джон Блитмен, а руководителем хора мальчиков был Уильям Ханнис.
Одним из покровителей хора мальчиков был граф Сассекс, лорд-камергер, который был почетным свободным гражданином Компании портных и взял Була в ученики 24 января 1578 года. Вторая жена Сассекса, Фрэнсис, была младшей сестрой сэра Генри Сидни, президента Уэльской марки, который рекомендовал Була на должность органиста в соборе Херефорда. Он был назначен 24 декабря 1582 года, сначала совместно с пожилым Ходжесом. 21 января 1583 года он также был назначен руководителем хористов. Он никогда не был викарием-хоралом, но новые соборные уставы позволяли ему совмещать должности органиста и руководителя хористов. Теперь ему приходилось делить время между Лондоном и Херефордом. Капитул собора отметил 1 февраля 1585 года, что он отсутствовал дольше разрешенного срока, и поэтому объявил его должности вакантными. Это объявление не было приведено в исполнение, но 5 июня 1585 года он предстал перед деканом и капитулом по жалобе прецентора на то, что он, будучи органистом, не следует инструкциям и проявляет неуважение к прецентору. Сначала он был отстранен от своих должностей и бенефиция, а затем уволен, но ему разрешили сохранить свои комнаты в колледже викариев-хоралов. В январе 1586 года он был приведен к присяге как джентльмен Королевской капеллы, и его быстро растущая репутация там, вероятно, заставила кустора колледжа викариев-хоралов в Херефорде предоставить ему улучшенное жилье 16 сентября 1587 года. 18 января 1591 года ему были выделены еще лучшие комнаты, по просьбе архиепископа Кентерберийского; неизвестно, как долго он ими владел.
Мало что известно о университетской карьере Була. Как очень опытный музыкант и член Королевской капеллы ему не нужно было поступать в университет, и единственное упоминание о его связи с колледжем встречается в протоколе от 23 марта 1597 года в книге журнала общего совета города Лондона, где он описывается как принадлежащий к Королевскому колледжу в Кембридже. Запись в реестре Оксфордского университета относится к его получению степени доктора музыки 7 июля 1592 года, при этом утверждалось, что он "занимался на факультете музыки в течение 14 лет", подал прошение о степени бакалавра музыки в Оксфорде 8 июля 1586 года и был допущен к степени на следующий день. По сведениям, он получил бы докторскую степень в Оксфорде, "если бы не столкнулся с клоунами и ригидными пуританами, которые не могли выносить церковную музыку". Поэтому он подал прошение о степени доктора музыки в Кембридже (что позволило ему получить степень доктора музыки в Оксфорде путем инкорпорации в 1592 году): можно предположить, что он получил эту степень к 1589 году, исходя из ссылки на него как на "доктора" в его сертификате о проживании в связи с оценкой для светского налога, проведенной в доме королевы в том году. 4 июля 1592 года он внес вклад в фонд строительства шпиля церкви Святой Марии Великой в Кембридже. Ранее в том же году он стал жертвой ограбления на дороге: сохранилась запись о принятии некоего Уильяма Фелпса из Тьюксбери в экстраординарные джентльмены Королевской капеллы, где в качестве одной из причин указано "то, что он проявил чрезвычайную доброту к мистеру доктору Булу в его великой беде, будучи ограбленным в этих краях".
То, что Булл был беден, можно понять из его прошений Елизавете I. Бесплатное университетское образование, разрешенное бывшим детям Королевской капеллы, было прекращено в ее правление. Более того, заработная плата тех, кто служил в королевском доме, очень редко увеличивалась, но монархи Тюдоров имели другие способы вознаграждения, такие как предоставление в будущем аренды коронных земель. Два прошения Була к королеве о такой аренде сохранились. Первое, без даты, но с пометкой от 7 февраля 1589 года, касается леса Раднор; хотя королева отнеслась с симпатией, оно не было удовлетворено. Однако она решила дать ему "вещь" стоимостью около 10 или 12 фунтов стерлингов в год. Поскольку обещанная награда не материализовалась, ему пришлось просить снова, на этот раз о предоставлении в будущем аренды на сумму в 30 фунтов стерлингов без штрафа или увеличения его заработной платы, чтобы "его великая бедность, которая полностью препятствует его занятиям, была облегчена". Прошение, одобренное 20 апреля 1591 года, было успешным, и Булу была предоставлена "аренда в будущем на 21 год на двадцать марок в год ... без штрафа". Он не получил свой подарок до 12 июля 1592 года, и даже тогда он едва достигал половины запрошенной суммы; в королевских патентах упоминается ряд владений в нескольких графствах – все бывшие монастырские земли, а теперь коронные земли. 31 марта 1597 года аренда в будущем была предоставлена Роберту Холланду "по смиренной просьбе и в знак признания службы Джона Була, органиста Капеллы Ее Величества"; Холланд, без сомнения, должным образом вознаградил Була.
Средние годы (1597–1613)
Материальное положение Булла улучшилось, так как 6 марта 1597 года он был избран первым публичным лектором по музыке в Грешем-колледже в Лондоне с годовым окладом в 50 фунтов стерлингов. Королева рекомендовала его в письме к мэру и олдерменам города, которые управляли завещанием покойного сэра Томаса Грешема через совместный с Компанией мерсеров комитет. Комитет назначил семь неженатых ученых лекторов из университетов Оксфорда и Кембриджа по богословию, астрономии, геометрии, музыке, праву, медицине и риторике соответственно. Лекторы должны были подчиняться постановлениям комитета, проживать в Грешем-хаусе и читать публичные лекции на латыни и английском. Булл получил специальное разрешение королевы читать все свои лекции на английском языке. 8 июня 1597 года лекторам было приказано прочитать свои вступительные лекции на следующей неделе в присутствии мэра, олдерменов, епископа Лондонского и мастера и надзирателя Компании мерсеров. Однако Булл еще не смог переехать в свои комнаты в Грешем-хаусе, так как они все еще были заняты Уильямом Ридом, пасынком Грешема; опасаясь потерять свою должность из-за непроживания там, он нанял каменщика и вместе с друзьями (включая городского камергера) отправился в часть дома, где жил Рид, проломил стену и силой проник в свои комнаты. Это привело к разбирательству в Звездной палате, исход которого неизвестен. В итоге Булл не прочитал свою лекцию до 6 октября 1597 года. Вскоре она была напечатана, но сохранился только титульный лист; однако на обороте виден оттиск первой страницы, который был реконструирован.
У Була были дальнейшие неприятности в Грешем-колледже. Он был одним из лекторов, которые отказались подписать постановления, и в результате его зарплата была удержана. Он пожаловался в Тайный совет, который в письме от 4 ноября 1599 года на имя мэра и комитета приказал ее выплатить. В июне 1601 года он попросил отпуск, который в конечном итоге был предоставлен 5 февраля 1602 года. Согласно соответствующей записи, он "был поражен болезнью", и Томасу Бёрду было приказано заменять его во время отпуска и болезни. Перемещения Була в течение большей части его отпуска неясны. Никаких документальных свидетельств, подтверждающих сообщения о поездках за границу, до сих пор не обнаружено. Он определенно присутствовал на похоронах королевы 24 марта 1603 года, когда, согласно отчетам лорда-камергера, его имя стояло во главе списка джентльменов Королевской капеллы. Он хорошо служил королеве и играл на органе во время праздников и государственных приемов для королевских посетителей и иностранных послов. Он не был одним из личных музыкантов королевы, как обычно предполагалось, и нет записей о том, что ему платили за игру на вирджинале для нее. 29 июня 1603 года он подал заявление о восстановлении в должности лектора в Грешем-колледже и был принят. Он также продолжил королевскую службу при новом короле, Якове I. 5 декабря 1604 года король приказал увеличить ежегодное жалованье джентльменов Королевской капеллы с 30 до 40 фунтов стерлингов. В апреле 1605 года король назначил Булу пенсию в размере 40 фунтов стерлингов в знак признания его прошлой и будущей службы. 15 декабря 1606 года Булл был принят в свободу Компании портных. 16 июля 1607 года компания устроила роскошный банкет для короля и принца Генри; Булл играл на органе на протяжении всего ужина. На следующий день он был принят в ливрею компании и освобожден от оплаты, поскольку выступал на банкете без вознаграждения. Согласно уставу Грешем-колледжа, Булл был вынужден уйти с должности лектора 20 декабря 1607 года, так как у него родился ребенок от некой Элизабет Уолтер, и ему пришлось на ней жениться. Таким образом, он лишился своего самого прибыльного источника дохода, а также своих помещений там и был вынужден искать другой доход. Он строил инструменты для королевы в 1599 году, а в 1609 году работал как строитель органов. Его имя появляется в дипломатической переписке 1609–10 годов между секретарем австрийского эрцгерцога Альберта, губернатора Испанских Нидерландов, и его посланником в Англии. Эрцгерцог хотел купить орган в Англии, и его посланник предложил ему обратиться к Булу. Орган должен был быть такого же размера и тембра, как тот, который эрцгерцог подарил монастырю в Мадриде. Булу должны были заплатить 2000 фунтов стерлингов, но прежде чем половина этой суммы была выплачена ему авансом, его попросили найти поручителей. Он не смог этого сделать и на одном этапе предложил отдать эрцгерцогу один из своих органов в качестве залога, но когда инструмент был осмотрен несколькими музыкантами, включая Бёрда, он был признан не стоящим 1000 фунтов. Затем он предложил построить орган, используя свои собственные ресурсы, и отправился в Мадрид, но на обратном пути на него напали пираты, которые забрали его деньги. Эрцгерцог, который терпеливо ждал орган полтора года, в конечном итоге был вынужден нанять другого строителя. Среди интересных деталей в переписке – комментарии о собственности Була и его дружбе с Питером Филипсом.
Случайные отсутствия Була в Англии не мешали его обязанностям в Королевской капелле в качестве органиста короля. Вероятно, к 1610 году он присоединился к музыкальному establishment принца Генри; он нигде не упоминается как учитель музыки принца, но ему было поручено покупать для него нотные книги. После смерти принца 6 ноября 1612 года он получил пенсию в размере 40 фунтов стерлингов в год на два года. В начале того же года он был назначен учителем музыки 15-летней принцессы Елизаветы. Именно ей и ее жениху, принцу Фридриху, курфюрсту Пфальцскому, был посвящен первый напечатанный сборник музыки для вирджинала "Парфения, или Девственность". Следовательно, его публикацию можно датировать периодом между 27 декабря 1612 года, датой их помолвки, и 14 февраля 1613 года, когда они поженились. В посвящении упоминаются "три знаменитых мастера" Бёрд, Булл и Орландо Гиббонс, которые написали вошедшие в него пьесы, "из коих один имел честь быть вашим учителем … и (если он не имел его прежде) тем заслужил звание Доктора". Булл сочинил антифон "Бог отец, Бог сын" (ныне утерянный) для свадьбы. 26 апреля 1613 года он написал письмо сэру Майклу Хиксу, в котором просил перевести его королевский патент на 40 фунтов стерлингов в год на его ребенка. (У него была дочь, а не сын, как предполагалось ранее).
В Южных Нидерландах (1613–1628)
Теперь Булл оказался вовлечен в серьезный скандал, и против него были выдвинуты обвинения в Суде Высокой комиссии. Суть обвинения, которое касалось прелюбодеяния, описана в письме декабря 1613 года от Джорджа Эббота, архиепископа Кентерберийского, сэру Уильяму Трамбуллу, английскому посланнику в Брюсселе. Була обвинили в том, что он вошел в церковь незадолго до начала молитвы, и там, "в то время как священник приступал к службе, на виду у собрания Булл с силой вытащил его с места и жестоко с ним обошелся". Архиепискок заключил: "Сей муж имеет больше музыки, чем честности, и столь же знаменит порчей девственности, как и искусной игрой на органах и вирджиналах". Перспективы для Була были действительно мрачными, и в августе 1613 года он бежал из страны, чтобы никогда не вернуться. Он отправился в Южные Нидерланды, где у него были друзья, и эрцгерцог Альберт нанял его в Брюсселе с Михайлова дня (24 сентября) 1613 года. Здесь Булл присоединился к Питеру Филипсу и трем другим органистам, одним из которых был Питер Корнет. Трамбулл и другие в Нидерландах знали о его прибытии и найме эрцгерцогом, но хранили молчание по крайней мере два месяца. Однако к тому времени Яков I обнаружил бегство своего органиста и обрушил на него свой гнев с суровостью и ненавистью, совершенно непропорциональными проступку. Трамбулл, теперь обеспокоенный своим собственным положением, приводил королю множество оправданий своего долгого молчания: он писал, что Булл говорил, что покинул Англию по религиозным причинам, что на тот момент он еще не решил, остаться ли в Брюсселе или перебраться в Париж или Гейдельберг, и что лишь получив письмо архиепископа Эббота, он понял истинные причины его бегства. Король настаивал, чтобы Трамбулл попросил аудиенции у эрцгерцога и предоставил ему правдивый отчет о поведении Була. 30 мая 1614 года в известном письме Трамбулл написал, "что всему миру известно, что упомянутый Булл покинул службу Вашего Величества не по причине какой-либо несправедливости, с ним совершенной, или из-за matters веры, под каким ложным предлогом он ныне пытается опорочить репутацию правосудия Вашего Величества, но в том бесчестном деле украдкой бежал из Англии по вине corrupt совести, дабы избежать наказания, которое он по общему мнению заслужил и которое должно было быть на него возложено рукой правосудия за его невоздержанность, блуд, прелюбодеяние и иные тяжкие преступления". Король все еще не был удовлетворен и настаивал на увольнении Була из капеллы эрцгерцога. Трамбулл сообщил королю месяц спустя, что он соответственно поговорил с эрцгерцогом – успешно, поскольку эрцгерцог уволил Була по дипломатическим причинам в конце августа 1614 года. Булл, который получал ежегодное жалованье в 750 флоринов, обнаружил, что эрцгерцог продолжал поддерживать его из своей личной казны до апреля 1618 года; первый платеж был сделан 20 февраля 1615 года, за которым следовали выплаты по 250 флоринов примерно дважды в год.
Булл обратился с письмом к бургомистру Антверпена, в котором изложил свое дело, утверждая, что истинной причиной его изгнания была приверженность католической вере, описывая свое нынешнее великое бедствие и прося должность органиста-пенсионера. С сентября 1615 года он фактически был помощником органиста в Антверпенском соборе, но в 1616 году он все еще был так беден, что город был вынужден поддерживать его милостыней. 29 декабря 1617 года он был назначен соборным органистом с жалованьем 80 флоринов в год плюс специальная доплата в 20 флоринов. Он также работал на гильдии и мог рассчитывать на регулярный доход в 150 флоринов за игру и настройку. Он иногда выступал в качестве консультанта по органам и экзаменатора, и 9 декабря 1617 года посоветовал церковным старостам собора Святого Иоанна в Хертогенбосе установить на их новом органе клавиатуры, включающие все полутоны и имеющие 29 белых и 20 черных клавиш. Он также дал им совет относительно длины резонаторов педальных язычковых труб и пожелал, чтобы восемь мехов были размером 7,5 на 3,5 фута и располагались парами. 14 октября 1624 года его жалованье в соборе было увеличено до 160 флоринов. В 1626 году он составил спецификацию для небольшого однoмануального органа для Гильдии Святого Причастия. Согласно договору аренды от 15 марта 1620 года, он жил в доме у южной двери собора за арендную плату в 33 флорина в год. 2 декабря он сдал половину своего дома ктитору, а в Рождество переехал в комнаты в Папенхофе. Он оставался там до 25 мая 1624 года, когда ему были предоставлены новые комнаты в Папенхофе. В марте 1626 года был назначен заместитель органиста для выполнения его обязанностей, поскольку он был болен; ему также помогал Гийом Мессус из Антверпена, который позже копировал некоторые его рукописи. После его смерти он был похоронен 15 марта 1628 года на Южном кладбище, а его завещание было доказано 26 октября. Его преемником на посту органиста стал Хендрик Либерти.
Джон Булл признан одним из величайших виртуозов-клавишников и наиболее изобретательных композиторов елизаветинской эпохи. Его музыка для вирджинала и органа отличается технической сложностью, контрапунктическим мастерством и новаторскими экспериментами в области гармонии и ритма. Его вариации на светские и духовные темы, а также программные пьесы демонстрируют богатую фантазию и виртуозный блеск. Значительная часть его наследия сохранилась в "Фицуильямской вирджинальной книге". Будучи также искусным строителем органов, он глубоко понимал природу клавишных инструментов, что отразилось в идеальной адаптации его музыки для их возможностей. Его творчество оказало заметное влияние на развитие английской и европейской клавирной музыки.
Библиотека и портреты
Несколько роскошно переплетенных книг, когда-то принадлежавших Булу, сохранились. Наиболее интересна рукопись в Музее Фицуильяма в Кембридже, датируемая примерно 1600 годом. Тисненая надпись на передней обложке гласит: "ДЖОН БУЛЛ ДОКТОР МУЗЫКИ ОРГАНИСТ И ДЖЕНТЛЬМЕН ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ПРЕЧЕСТНЕЙШЕЙ КАПЕЛЛЫ". Том написан не рукой Була, и переписчик еще не идентифицирован. Он содержит большое количество анонимных пятиголосных пьес в партитуре, без названий и текстов, которые были идентифицированы как транскрипции мадригалов Джулио Эремиты, Альфонсо Феррабоско, Маренцио, Лукрецио Квинтиани и Помпилио Вентури. Рукопись также включает музыку Диомеда Като, басовую партию восьми песен из "Первой книги песен или арий" Дауленда и интересную коллекцию пьес для вирджинала Бёрда, Марчента, Уильяма Рэндалла, Уильяма Тисдейла и других. Еще один том, когда-то принадлежавший Булу, находится в Библиотеке Кембриджского университета и содержит "Музыкальную войну" Клавдия Себастиани, "Орхезографию" Арбо и "Школу циттерна" Энтони Холборна. Третий том из библиотеки Була содержит "О музыке" Боэция и "Микролог" Гвидо.
Прекрасный портрет Була висит в библиотеке Музыкального факультета в Оксфорде. Он был написан в 1589 году и содержит надпись "в возрасте 27 лет". В одном углу картины изображены череп со скрещенными костями и песочные часы. Это не символы смертности, а символы алхимика, означающие победу жизни над смертью: Булл, возможно, интересовался герметическими науками. Следующее стихотворение написано по раме:
Бык силой
На поле царствует,
Но Булл умением
Добрую волю снискает.
Инфракрасная фотография показала, что Булл не является изображенным на втором портрете – так называемом антверпенском портрете, – который когда-то считался его изображением.
Музыка для клавира
Обработки григорианского хорала:
Прелюдии и дорийская музыка:
Фантазии:
Граунды:
Вариации:
Пары павана и гальярда:
Отдельные паваны:
Отдельные гальярды:
Аллеманды:
Куранты:
Прочие танцы:
Различные короткие пьесы:
Предположительные атрибуции:
Ошибочно приписанные произведения:
Антемы
Строфические антемы:
Только текст (музыка утеряна):
Духовные песни и кэролы
Камерная музыка
Музыка для маскарадов
(Авторство Була, возможно, подразумевается названиями):
Каноны
Издания:
Примечание: Произведения, включенные в [K], идентифицируются по номеру в издании, а не по номеру страницы; для более систематической нумерации см. Каннингем (1984).
Ноты сочинений Джона Булла на сайте библиотеки IMSLP