Бруса, Франческо
1700 - 1768

Назад

Brusa, Francesco

  • Дата рождения: 1700 год
  • Место рождения: Венеция, Италия
  • Дата смерти: 20 мая 1768 года
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Франческо Бруса был итальянским композитором. Его имя впервые появляется в связи с его четырьмя операми-сериа, созданными в 1724–1726 годах. 22 декабря 1726 года он был назначен органистом на хорах в соборе Сан-Марко, где его сменил 24 июля 1740 года Анджело да Кортона. Гольдони в своих воспоминаниях, записанных в 1760-х годах, упомянул серенаду, положенную на музыку в 1732 году "синьором Франческо Бруса, в то время дилетантом, а затем, к его несчастью, профессиональным музыкантом", намекая на то, что необходимость заставила Брусу стать профессионалом. Тем временем есть свидетельства его активности как церковного композитора в двух ораториях, поставленных им в Генуе в 1736 году. Он вновь стал активен как оперный композитор в 1756 году и вскоре обратился к опере-буффа, положив на музыку либретто "Статуи" своего сына Джованни Баттисты, который позднее сделал карьеру буфф-певца. В 1758 году Бруса поставил "Ферму" в Пезаро, а в 1759 году возобновил ее и поставил "Возвращение из Лондона" в Форли, где выступал в роли импресарио труппы, в которую входили его жена Арканджела и две дочери, Эмилия и Лаура. Еще одна дочь, Анджола, также стала оперной певицей. Бруса был назначен руководителем хора в венецианском Оспидале дельи Инкурабили в 1766 году, заменив Галуппи, уехавшего в Россию. Он занимал эту должность до своей смерти, отличившись духовными сочинениями, которые включали реквием и несколько других произведений, "написанных сверх положенного по долгу службы", чтобы удовлетворить "неоднократные просьбы настоятельницы и воспитанниц, которые проявляли живейшее удовольствие от всех этих сочинений", — как говорилось в отчете от 10 июня 1768 года, в котором правление госпиталя назначило пособие вдове композитора и его "многочисленной семье". Галуппи, который тем временем вернулся, был вновь назначен руководителем хора 22 декабря 1768 года. Из сохранившихся работ Брусы только "Статуи" получила критическую оценку в новое время.

Творчество

Творчество Франческо Брусы охватывает оперы-сериа и оперы-буффа, оратории и обширное количество духовной музыки, написанной для Оспидале дельи Инкурабили, включая реквием, псалмы, антифоны и гимны. Его оперные работы демонстрируют переход от серьезного стиля к комическому, а духовные сочинения, созданные в поздний период, были высоко оценены современниками.

Произведения

Оперы (музыка утрачена, если не указано иное):

  • "Триумф добродетели" ("Il trionfo della virtù"), Венеция, 1724 (25 арий сохранилось)
  • "Героическая любовь" ("L'amore eroico"), Венеция, 1725
  • "Арзак" ("Arsace"), Милан, 1725
  • "Медея и Ясон" ("Medea e Giasone"), Венеция, 1726
  • "Узнанная Семирамида" ("La Semiramide riconosciuta"), Венеция, 1756
  • "Адриан в Сирии" ("Adriano in Siria"), Венеция, 1757
  • "Ловкая и удачливая служанка" ("La cameriera scaltra e fortunata"), Финале-Эмилия, 1757
  • "Статуи" ("Le statue"), Венеция, 1757 (сохранилась)
  • "Ферма" ("La cascina"), Пезаро, 1758
  • "Возвращение из Лондона" ("La ritornata di Londra"), Форли, 1759
  • "Олимпиада" [Акт 3] ("L'olimpiade"), Венеция, 1767 (сохранился Акт 3)

Прочие светские вокальные сочинения:

  • "Анджелика" ("L'Angelica"), серенада, Венеция, 1756
  • "Свобода: к Нисе" ("La libertà: a Nice"), кантата
  • Несколько арий, дуэтов и т.д.

Оратории:

  • "Святая Анастасия" ("S Antanasia"), Рим, 1722; Генуя, 1736
  • "Жертвоприношение Авраама" ("Il sacrifizio d'Abramo"), Генуя, 1736
  • "Истина искупления" ("Redemptionis veritas"), Венеция, 1766
  • "Отверстое небо в Преображении Господнем" ("Caelum apertum in Transfiguratione Domini"), Венеция, 1767
  • "Вечный божественный замысел человеческого восстановления" ("Aeternum humanae reparationis divinum decretum"), Венеция, 1767
  • "Тени праведников, призванные от лона Авраама в славном Воскресении Христовом" ("Manes justorum a sino Abrahae revocati in gloriosa Christi Resurrectione"), Венеция, 1768

Прочая духовная музыка:

  • Процессионная кантата, Пезаро, 1758
  • Заупокойная месса (Реквием), Венеция, 1767 (сохранилась)
  • Антифоны: "Царица небесная" ("Regina coeli"), 1754; "Приветствую тебя, Царица" ("Salve regina"), 1754; "Радуйся, Царица небес" ("Ave regina coelorum"), 1757; "Мать Искупителя, питающая" ("Alma Redemptoris mater"), 1757 (все сохранились)
  • Псалмы: "Я веровал" ("Credidi"), 1754; "Хвалите Господа" ("Laudate Dominum"), 1756; "Помилуй меня, Боже" ("Miserere"), 1757; "Боже, в помощь мою вонми" ("Deus in adiutorium"), 1765; "Возвещу Тебе, Господи" ("Confitebor tibi Domine"), 1765; "Помяни, Господи, Давида" ("Memento Domine David"), 1766; "Когда вышел Израиль" ("In exitu Israel"), 1766; "Боже, помилуй нас" ("Deus misereatur nostri"), 1766; "Возвещу Ангелам" ("Confitebor angelorum"), 1766; "Живущий под кровом Всевышнего" ("Qui habitat"); "Принесите Господу" ("Afferte Domine") (все сохранились)
  • Гимны: "Боже воинов Твоих" ("Deus tuorum militum"), 1755; "Укоризны" [для Страстной недели] ("Improperia"), 1753; "Иисус, венец дев" ("Jesu corona Virginum"), 1765; "Пой, язык" ("Pange lingua"), 1757 (все сохранились)
  • Три мотета для одного голоса (сохранились только тексты)

Инструментальная музыка:

  • Две симфонии ре мажор (упомянуты в каталоге Брейткопфа, 1766)

Ноты сочинений Франческо Брусы на сайте библиотеки IMSLP