Брунс, Николаус
1665 - 1697
Назад
Bruhns, Nicolaus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Николаус Брунс был немецким композитором, органистом, скрипачом и виолистом. Его семья представляла собой небольшую музыкальную династию в Шлезвиг-Гольштейне. Его дед, Пауль (умер в Любеке, 17 января 1655 года), профессиональный лютнист при герцогском дворе в Готторфе и городском совете Любека, был женат на дочери Николауса Блейера. Их три сына избрали разные музыкальные карьеры. Фридрих Николаус (родился в Шлезвиге, 11 февраля 1637 года; умер в Гамбурге, 13 марта 1718 года), старший, руководил музыкой для собора и городского совета Гамбурга; две его арии были опубликованы; "Сатана и его смятение", ранее приписывавшаяся Бёму, также, вероятно, принадлежит ему. Младший сын, Петер (родился в Любеке, 20 ноября 1641 года; умер в Любеке, 23 апреля 1698 года), изучал струнные инструменты у своего отца и отчима, Натанаэля Шниттельбаха, а средний сын, Пауль (родился в Любеке, 6 апреля 1640 года; умер в Швабштедте, около 1689 года), стал органистом и, возможно, учился у Тундера. Согласно практике того времени, он получил должность в Швабштедте, женившись на дочери своего предшественника. У них было два сына, Николаус и Георг (родился в Швабштедте, ноябрь 1666 года; умер в Хузуме, 18 января 1742 года).
Согласно Герберу, Николаус Брунс "в раннем возрасте умел играть на органе и довольно хорошо писать для клавира и голоса". Когда ему было 16 лет, отец отправил его и его брата жить в Любек к их дяде Петеру. Брунс учился игре на скрипке и виоле да гамба у дяди, а органу и композиции — у Дитриха Букстехуде, который считал его любимым учеником и отпустил его в мир с самыми высокими рекомендациями. Несколько лет он работал композитором и виртуозным скрипачом в Копенгагене, где итальянские музыканты, среди прочих, расширили его стилистический кругозор. 29 марта 1689 года он победил в конкурсе на должность органиста городской церкви в Хузуме. Решение назначить его было единогласным, "поскольку никогда прежде город не слышал подобного ему в сочинении музыки и исполнении на всевозможных инструментах". Всего через месяц или два власти Киля попытались переманить его на вакантное место органиста, освободившееся после отъезда в Копенгаген их органиста, Клауса Денгеля. Власти Хузума, делая исключение только для него, защитили свои интересы, повысив ему жалованье. В результате он остался в этом приятном, процветающем городе, пользуясь поддержкой и одобрением духовенства и музыкантов до своей безвременной кончины. Поскольку его единственный сын, Йохан Пауль, избрал карьеру теолога, его преемником стал его брат, Георг.
К сожалению, ни одна из камерных работ Брунса не сохранилась, особенно его сочинения для скрипки и виолы. Сольная кантата "Мое сердце готово" открывается блестящей полифонической сонатиной, демонстрирующей технику двойных и множественных нот школы северогерманских скрипачей-виртуозов. Известный пассаж у Маттезона может относиться к таким работам, как эта: "Иногда он брал свою скрипку на органные хоры и играл с таким мастерством, что это звучало как два, три или более инструментов одновременно. Таким образом, он исполнял верхние голоса на скрипке, в то время как его ноги играли подходящий бас на педалях". Его сохранившиеся сочинения предназначены для церкви и составляют пять произведений для органа и 12 вокальных работ – немалое число, учитывая его раннюю смерть. Кёльш счел две другие кантаты, приписывавшиеся Эйтнером ему, работой его дяди Фридриха Николауса; "Свят Господь Бог Саваоф", не упомянутый Эйтнером, может быть третьей (все три произведения находятся в Берлинской государственной библиотеке).
Четыре прелюдия Брунса созданы по модели букстехудевских. Две из них, соль мажор и более протяженная из двух ми минорных, используют его пятичастную форму: блестящая токкатообразная прелюдия, фуга в размере 4/4, средний раздел, фуга в размере 3/4 (3/2) или 4/4 (12/8) и заключительная токката. Брунс также использовал элементы фугированной техники своего учителя, в частности, темы с повторяющимися нотами и противосложения, а также тематическую трансформацию в соль мажорной и более короткой ми минорной работах. Последняя также широко использует прием эха, в манере фантазий Свелинка. Токкаты не уступают по техническому блеску работам Любека и включают развернутые пассажи для сольной и двойной педали, а также другие, напоминающие скрипичную фигурацию, но, за исключением двух превосходных ми минорных работ, в них не ощущается той же силы внутренней организации, что в музыке Любека. Обработка Брунсом адвентского хорала "Гряди, языков Спасителю" подвержена схожей критике, хотя северогерманская хоральная фантазия, сама являющаяся попурри из трех различных старых форм – органного ричеркара, органного хорала и токкаты, – тяготеет к разрывности в построчной обработке текста. Пьеса Брунса, исполнявшаяся, возможно, во время причастия, продолжает традицию Букстехуде, Любека, Рейнкена, Шайдемана и Тундера и использует имитационную, свободно-фантазийную технику и технику эха. Он не мог знать орнаментального стиля Бёма, как предполагал Шарп.
Именно двенадцать вокальных произведений, несмотря на их заметное неравенство, прочно утверждают важность Брунса в период среднего барокко. Он поднял итальянскую сольную кантату в Германии на новые высоты виртуозности своими четырьмя малыми духовными концертами. Три из них – "Из глубины", "Мое сердце готово" и, возможно, самая слабая – "Господь уготовал престол Свой", могли быть написаны между 1689 и 1691 годами для знаменитого баса Георга Фербера, который был кантором в Хузуме в течение 14 лет до переезда в nearby Шлезвиг за два года до прибытия Брунса. Три духовные мадригальные кантаты – "Удержите поток слез", "Не должен ли человек" и "О, драгоценный Святой Дух", – обеспечивают прямую связь с восемнадцатым веком и творчеством Баха. По какой-то причине Брунс, казалось, придавал меньшее значение, чем его современники, двум другим формам, каждая из которых представлена в его наследии лишь одним произведением: хоральному концерту "Воскрес святой Христос" и концертно-ариозной кантате "Я сплю и покоюсь", хотя Гек считал последнюю, несомненно, самой красивой из его крупномасштабных работ. Три оставшихся ансамблевых концерта включают "Время моего отшествия настало" – произведение с сильной формальной организацией. Инструментальное письмо в вокальных произведениях предполагает, что Брунс, как и Любек, мог рассчитывать лишь на музыкантов средней компетенции. В основном он использовал пятиголосный струнный ансамбль с двумя альтами или виолами, типичный для французской музыки того периода, а также фагот и бассо континуо.
Что касается влияния Брунса на Баха, доказательства неубедительны. В некрологе Баху, написанном И.Ф. Агриколой и К.Ф.Э. Бахом, утверждалось, что он брал за образец клавирные работы Брунса, среди прочих. Некоторые ранние работы Баха действительно показывают поверхностное сходство – например, BWV 568 с Прелюдией соль мажор Брунса – но в формулах, общих для того периода.
Духовная вокальная музыка
Органная музыка
Ноты сочинений Николауса Брунса на сайте библиотеки IMSLP