Брюнс, Николаус
1665 - 1697

Назад

Николаус Брюнс (Nicolaus Bruhns) - Немецкий композитор, органист, скрипач и виолончелист

Родился в 1665 году, Швабштедт, графство Хузум - умер 29 марта 1697 года, Хузум. 

Его семья основала небольшую музыкальную династию в Шлезвиг-Гольштейне. Его дед, Пауль (родился в Любеке 17 января 1655 года), профессиональный лютнист при герцогском дворе в Готторфе и в городском совете Любека, был женат на дочери Николауса Блейера. Трое их сыновей выбрали разные музыкальные карьеры. Фридрих Николаус (род. 11 февраля 1637, Шлезвиг; 13 марта 1718, Гамбург), старший из них, был музыкальным руководителем кафедрального собора и городского совета Гамбурга; были опубликованы две его арии (Гамбург, 1692 и 1693); "Сатана и смерть", ранее приписывавшиеся Бему, также, вероятно, принадлежат ему. Младший сын, Петер (родился в Любеке 20 ноября 1641 года, умер в Любеке 23 апреля 1698 года), изучал струнные инструменты у своего отца и отчима Натанаэля Шниттельбаха, а средний сын, Пауль (родился в Любеке 6 апреля 1640 года, умер в Швабштедте в 1689 году), стал органистом и, возможно, учился игре на струнных инструментах с Тандером. Как было принято в то время, он получил должность в Швабштедте, женившись на дочери своего предшественника. У них было двое сыновей, Николай и Георг (родился в Швабштедте в ноябре 1666 года; умер в Хузуме 18 января 1742 года). По словам Гербера, Николаус Брюнс "в раннем возрасте умел играть на органе и неплохо писал для клавишных и голоса". Когда ему было 16 лет, отец отправил его и его брата жить в Любек к их дяде Питеру. Брюнс учился у него игре на скрипке и контрабасе, а также игре на органе и композиции у Букстехуде, который считал его своим любимым учеником и отправил в мир с наилучшими рекомендациями. В течение нескольких лет он работал композитором и скрипачом-виртуозом в Копенгагене, где итальянские музыканты, в частности, расширили его стилистический кругозор. 29 марта 1689 года он участвовал в конкурсе на должность органиста Городской церкви в Хузуме. Решение о его назначении было принято единогласно, “поскольку никогда прежде город не слышал ничего подобного по композиции и исполнению на всевозможных инструментах”. Прошло всего месяц или два, прежде чем гражданские власти Киля попытались переманить его на работу, чтобы заполнить вакансию, образовавшуюся в связи с отъездом в Копенгаген их органиста Клауса Денгеля. Сделав исключение только для него, власти Хузума защитили свои интересы, повысив ему зарплату. В результате он оставался в этом приятном, процветающем городе, пользуясь поддержкой и одобрением духовенства и музыкантов вплоть до своей безвременной кончины. Поскольку его единственный сын Йохан Пауль выбрал теологию в качестве карьеры, ему наследовал его брат Георг. К сожалению, ничего из камерной музыки Брюнса не сохранилось, особенно его сочинений для скрипки и альта. Сольная кантата "Мой отец и моя забота" открывается блестящей полифонической сонатиной, демонстрирующей технику двойной и многократной остановки, присущую северогерманской школе скрипачей-виртуозов. Хорошо известный отрывок из Маттесона, возможно, относится к таким произведениям, как этот: "Иногда он брал свою скрипку на органный чердак и играл с таким мастерством, что казалось, будто играют два, три или более инструмента одновременно. Таким образом, он исполнял верхние партии на скрипке, в то время как его ноги играли на педалях соответствующую партию баса. Его дошедшие до нас сочинения предназначены для церкви и включают пять органных и 12 вокальных произведений – немалое количество, учитывая его раннюю смерть. Кельш считал, что две другие кантаты, которые приписывал ему Эйтнер, были написаны его дядей Фридрихом Николаусом; "Святилище Господне Саваоф", не упомянутое Эйтнером, может быть третьей (все три произведения находятся в D-Bsb). Четыре прелюдии Брюнса созданы по образцу работ Букстехуде. Две из них, соль мажорная и самая длинная из двух Ми минорных, состоят из пяти частей: блестящая токкатоподобная прелюдия, фуга в 4/4, средняя часть, фуга в 3/4 (3/2) или 4/4 (12/8) и заключительная токката. Брюнс также использовал элементы фугальной техники своего учителя, в частности сюжеты с повторяющимися нотами и контрсюжеты, а также тематическую трансформацию в соль мажорных и более коротких ми минорных произведениях. В последнем также широко используется эхо-прием, в духе фантазий Свелинка. Токкаты не уступают любекским по техническому мастерству и включают расширенные пассажи для соло и двойной педали, а также другие, напоминающие скрипичные композиции, но, за исключением двух превосходных ми-минорных произведений, в них нет такой силы внутренней организации, как в музыке Любека. Постановка Брюнсом адвентистского хорала "Монахиня из Хайден-Хайланда" открыта для подобной критики, хотя северонемецкая хоральная фантазия, сама по себе представляющая собой попурри из трех различных старых форм - органного хорала, органного хорала для органа и токкаты, - имеет тенденцию к дизъюнктивности в построчной обработке устного текста. Пьеса Брюнса, исполняемая, возможно, во время Причастия, выдержана в традициях Букстехуде, Любека, Рейнкена, Шейдемана и Тундера и использует приемы подражания, свободной фантазии и эха. Он никак не мог быть знаком с орнаментальным стилем Бема, как предположил Шарп. Именно 12 вокальных произведений, несмотря на их заметное неравенство, прочно закрепили значимость Брюнса в эпоху среднего барокко. Он поднял итальянскую сольную кантату на новые высоты виртуозности в Германии своими четырьмя малыми духовными концертами. Три из них, "De profundis", "Mein Herz ist bereit" и, пожалуй, самая слабая, "Der Herr hat seinen Stuhl", возможно, были написаны между 1689 и 1691 годами для знаменитого баса Георга Фербера, который в течение 14 лет был кантором в Хузуме, а затем переехал в соседний Шлезвиг за два года до приезда Брюнса. Три священные кантаты-мадригала - "Hemmt eure Trähnenfluht", " Muss nicht der Mensch" и "O werter heilger Geist" - обеспечивают прямую связь с XVIII веком и творчеством Баха. По какой-то причине Брюнс, казалось, придавал меньшее значение, чем его современники, двум другим формам, каждая из которых представлена в его творчестве только одним произведением: хоральному концерту Эрстандена в честь Святого Христа и кантате с концертом-арией "Льеж и шлаффе", хотя Гекк, несомненно, считал последнюю наиболее интересной. самая красивая из его крупномасштабных работ. Три оставшихся концерта для ансамбля включают в себя "Жизнь без границ", произведение с сильной формальной организацией. Инструментальная составляющая вокальных произведений позволяет предположить, что Брюнс, как и Любек, мог опираться на музыкантов средней квалификации. В основном он использовал струнный ансамбль из пяти частей с двумя альтами или виолончелями, типичный для французской музыки того периода, а также с фаготом и континуо. Что касается влияния Брюнса на Баха, то доказательства неубедительны. В некрологе о Бахе, написанном Дж.Ф. Агриколой и К.Ф.Э. Бахом, говорится, что он взял за образец, среди прочего, клавишные произведения Брюнса. Некоторые из ранних произведений Баха действительно имеют внешнее сходство – например, bwv568 с прелюдией сольфеджио, – но в формулах, характерных для того периода.

Ноты сочинений Николауса Брюнса на сайте библиотеки IMSLP