Броссар, Себастьян де
1655 - 1730

Назад

Brossard, Sébastien de

  • Дата рождения: 12 сентября 1655 года (крещен)
  • Место рождения: Домпьер, Франция
  • Место смерти: 10 августа 1730 года
  • Место смерти: Мо, Франция

Биография

Себастьен де Бросар был французским священником, теоретиком музыки, композитором, лексикографом и библиофилом. Он происходил из семьи стеклодувов из Нижней Нормандии. Он изучал философию и теологию в университете Кана, а музыке обучался самостоятельно, осваивая лютню, переписывая и сочиняя пьесы для этого инструмента. В 1675 году он принял низшие церковные чины, а в следующем году стал суб-дьяконом. Точная дата его рукоположения в священники неизвестна, как и дата его прибытия в Париж, где он жил в 1678 году. В мае 1687 года он был назначен викарием Страсбургского собора, а вскоре после этого стал там же руководителем капеллы. В 1689 году, из-за финансовых трудностей, вызванных войной Аугсбургской лиги, количество музыкантов собора было сокращено. Бросар основал в Страсбурге Музыкальную академию, где дирижировал концертами светской музыки, французскими операми и балетами. В декабре 1698 года Бросар переехал из Страсбурга в Мо, где сменил Пьера Табара на посту руководителя капеллы собора; в 1709 году он стал каноником. Первого августа 1715 года он ушел с поста руководителя капеллы в пользу своего бывшего ученика Жана Кавиньона, но продолжал жить в Мо, где к нему часто обращались за консультациями по теоретическим вопросам. Он умер и был похоронен в Моском соборе. В 1724 году, опасаясь рассеяния своей обширной и ценной нотной библиотеки после смерти, Бросар предложил ее Королевской библиотеке. Его предложение было принято, и коллекция вместе с его каталогом, содержащим ценные комментарии, ныне хранится в Национальной библиотеке Франции.

Творчество

При жизни Бросар был известен главным образом как теоретик и автор первого во Франции музыкального словаря. Его собственные музыкальные сочинения практически не исполнялись и стали известны лишь в конце двадцатого века. Вдохновляясь современными ему французскими композиторами, такими как Люлли, Лаланд и Шарпантье, Бросар также заимствовал определенные технические и выразительные приемы из итальянской музыки, которую очень любил, и иногда использовал контрапунктический музыкальный язык немецкоязычных стран. Таким образом, его творчество является примером объединения стилей, идеи, близкой его современнику Франсуа Куперену.

Произведения

Вокальная музыка:

  • "Возношения и мотеты для одного голоса с бассо континуо" ("Elévations et motets à voix seule avec la bc") (1695), включая мотеты: "Аве, живая жертва" ("Ave vivens hostie"), "О Иисус, как сладок" ("O Jesu quam dulcis") и другие.
  • "Возношения и мотеты для двух и трех голосов" ("Elévations et motets à II et III voix") (1698).
  • "Плачи пророка Иеремии" ("Les lamentations du prophète Jérémie"), для голоса и бассо континуо (1721).
  • Более 35 мотетов, хранящихся в рукописях, включая "Miserere" для пяти голосов (1689), "Канцикум евхаристический о мире" ("Canticum eucharisticum pro pace") и другие.
  • Оратории: "Ораторий или Диалог кающейся души с Богом" ("Oratorio seu Dialogus poenitentis animae cum Deo"), "Ораторий о непорочном зачатии Пресвятой Девы" ("Oratorio sopra l'immaculata conceptione della B. Vergina") и другие.
  • Шесть французских кантат на библейские сюжеты: "Авраам, или Жертвоприношение Исаака" ("Abraham ou le sacrifice d'Isaac"), "Юдифь, или Смерть Олоферна" ("Judith ou la mort d'Holoferne") и другие.
  • Итальянские кантаты, включая "Кантата мораль о суетности богатства" ("Cantata morale sopra la vanità de la richesse umane").
  • Арии: 112 арией, опубликованных в различных сборниках ("Airs sérieux et à boire", 6 книг, 1691, 1694–98).

Инструментальная музыка:

  • "Собрание пьес для лютни разных авторов" ("Recueil de pièces pour le luth de différens auteurs") (1672–73).
  • Две сонаты для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо (1695).
  • Две сонаты для скрипки и бассо континуо (незавершенные).
  • Шаконна и другие танцы.
  • "Рождественская симфония" ("Symphonie de noël") для двух скрипок и бассо континуо.

Теоретические труды:

  • "Словарь греческих, латинских и итальянских терминов" ("Dictionaire des termes grecs, latins et italiens") (1701).
  • "Музыкальный словарь" ("Dictionaire de musique") (1703, 2-е изд. 1705).
  • "Письмо в форме диссертации к г-ну Демозу о новом методе записи григорианского пения и музыки" ("Lettre en forme de dissertation à M. Demoz sur la nouvelle méthode d'écrire le plain-chant et la musique") (1729).
  • "Каталог книг по музыке" ("Catalogue des livres de musique, théorique et prattique, vocalle et instrumentalle") (1724).

Ноты сочинений Себастьяна де Броссара на сайте библиотеки IMSLP