Броски, Риккардо
1698 - 1756
Назад
Broschi, Riccardo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Риккардо Броски был итальянским композитором, брат Фаринелли. Согласно данным, его приблизительная дата рождения установлена из декларации, подписанной 6 ноября 1725 года, где он, будучи свидетелем на брачном объявлении своей младшей сестры Доротеи, указал: "Я, Риккардо Броски, неаполитанец, сын Сальваторе (умершего), свидетельствую, что я капельмейстер лет примерно 27". Этот же документ раскрывает, что семья Броски переехала в Барлетту (вероятно, из Андрии) около 1707 года и вернулась в Неаполь примерно четыре года спустя. Если, как полагал Прота-Джурлео, Риккардо Броски был учеником Консерватории Санта-Мария-ди-Лорето, то вероятным временем его зачисления был период после возвращения семьи в Неаполь около 1711–1712 годов. Первые известия о его деятельности как профессионального музыканта появляются в "Газете Неаполя" от 6 февраля 1725 года, где сообщается, что 3 февраля он предоставил духовную музыку для праздника Святого Власия в церкви Санта-Мария-дель-Пополо-дельи-Инкурабили. Осенью того же года он представил свою единственную комическую оперу "Глухая старуха" в театре Деи-Фьорентини.
Броски был в Риме к 1727 году, когда в церкви Кьеза-Нуова была исполнена его единственная известная оратория "Мученичество святой девы Сусанны". В 1728 году его первая опера-серия "Остров Альчины" была поставлена в театре Тординона. За этим последовал активный и успешный период сочинения музыки в Северной Италии: "Альчина" в переработанном виде как "Брадаманта на острове Альчины" появилась в Парме в 1729 году; "Идасп", единственная венецианская опера Броски, была исполнена во время карнавала 1730 года; а "Эций" открыл карнавальный сезон в Турине в 1731 году. В составе исполнителей "Эция" были брат Броски Фаринелли, Фаустина Бордони и Антонио Монтаньяно; контракт от 3 июня 1729 года из Театро Реджио показывает, что Броски получил гонорар в размере 50 золотых луидоров за эту работу. Ранее, в 1730 году, и Броски, и его брат были избраны в Болонскую филармоническую академию (либретто "Эция" подтверждает эту честь). Самая популярная опера Броски, "Меропа", была впервые исполнена в Турине в 1732 году, где композитору был дополнительно пожалован титул виртуоза принца Кариньяно.
Нет документальных свидетельств, помещающих Броски в Лондон в 1734 году для английского сценического дебюта Фаринелли в пастиччо "Артаксеркс" (Театр Кингс, 29 октября), хотя работа включала виртуозную арию "Я словно корабль, гонимый бурей", по-видимому, недавно сочиненную им. Он определенно не был в Лондоне для возобновления его оперы "Меропа" в 1736 году: недавно обнаруженная переписка Пеполли включает письмо от Фаринелли от 2 июля 1735 года, описывающее его брата как безденежного и находящегося в Милане. В конце 1735 года Броски, вероятно, все еще был в Милане для постановки своей новой оперы "Адриан в Сирии".
В ноябре 1736 года герцог Карл Александр Вюртембергский назначил Броски своим композитором музыки. Итальянская оперная труппа, находившаяся тогда на службе у герцога в Штутгарте, исполнила "Адриана в Сирии" Броски в начале 1737 года. Однако у композитора не было дальнейшей возможности проявить свои способности при штутгартском дворе, так как 12 марта 1737 года герцог скончался. Его оперная труппа была распущена, и Броски потерял свою должность 1 апреля. Осенью того же года его "Меропа" была в последний раз исполнена по приказу графа Иоганна Адама фон Квестенберга в Яромержице в Моравии, но Броски, по-видимому, не получил там постоянной должности. Затем он отправился в Неаполь, где 8 октября 1737 года был зачислен музыкантом без содержания. Согласно Штрому, Броски сочинил третий акт "Деметрия", новой оперы, исполненной в театре Сан-Карло 30 июня 1738 года, для которой Леонардо Лео сочинил первый акт, а различные другие авторы — второй акт. Однако Броски не удалось получить другие значительные заказы на музыку от неаполитанцев. Тем не менее, он не был полностью забыт, поскольку в октябре 1739 года ему была предоставлена оплачиваемая должность смотрителя винных погребов в городе Неаполь. Эти милости были оказаны благодаря ходатайствам, сделанным за него испанским двором (чей вице-король правил Неаполем), влиятельным членом которого с 1937 года стал Фаринелли. Однако все попытки получить официальную музыкальную должность провалились, и в 1740-х годах Броски присоединился к брату в Мадриде, где был назван "приближенным" короля. Письма в государственных архивах Неаполя показывают, что позднее предпринимались попытки получить для Броски должность капельмейстера там, после смертей Сарро и Лео в 1744 году, но они также провалились. Броски умер в Мадриде в 1756 году.
Броски наиболее известен виртуозными ариями, которые он сочинял для Фаринелли. Его музыка для других певцов не столь экстремальна и полностью вписывается в современный итальянский стиль того периода. Хёбок цитирует Г.В.Г. Орлова, который писал: "Стиль Риккардо мощный и хорошо сделанный, благородный без помпезности, величественный и выдержанный, не столь внушительный, как у Лео и Йоммелли, не столь глубокий и чистый, как у Фео, но с самой нежной экспрессией". Оперы Броски исполнялись лучшими певцами того дня и включали сотрудничество с современным сценографом Пьетро Ригини и балетмейстером Франческо Аквиланте. Его "Брадаманта", которую Гендель, вероятно, слышал в Парме во время одной из своих поездок по Европе для найма певцов, послужила моделью для оперы этого композитора "Альчина". Поскольку партитура Броски не сохранилась, невозможно сравнить полные партитуры. Однако две арии из "Брадаманты" и произведения из других утерянных опер сохранились в сборниках арий и как вставки в других операх.
Оперы:
Прочие произведения:
Ноты сочинений Риккардо Броски на сайте библиотеки IMSLP