Броши, Риккардо
1698 - 1756

Назад

Риккардо Броши (Riccardo Broschi) - Итальянский композитор

Родился в 1698 году, Неаполь - умер в 1756 году, Мадрид.

Брат Фаринелли. По словам Прота-Джурлео, приблизительную дату его рождения можно установить по заявлению, подписанному 6 ноября 1725 года, когда он присутствовал на церемонии бракосочетания своей младшей сестры Доротеи: “Я, Риккардо Броши, неаполитанец, сын Сальваторе (покойного), свидетельствую, что я - маэстро ди капелла около 27 лет”. В том же документе сообщается, что семья Броши переехала в Барлетту (вероятно, из Андрии) около 1707 года и вернулась в Неаполь примерно четыре года спустя. Если, как полагал Прота-Джурлео, Риккардо Броши стал студентом консерватории Святой Марии в Лорето, то, скорее всего, он поступил туда после возвращения своей семьи в Неаполь примерно в 1711-1712 годах. Самое раннее известие о его деятельности как профессионального музыканта содержится в "Неаполитанской газете" от 6 февраля 1725 года, в которой говорится, что 3 февраля он исполнил духовную музыку для фестиваля Святого Бьяджио в Санта-Мария-дель-Пополо-дель-Инкурабили. Осенью того же года он представил свою единственную комическую оперу "Веккья сорда" в театре Фиорентини. Броши приехал в Рим в 1727 году, когда в Новой церкви была исполнена его единственная известная оратория "Мученичество Святой Сюзанны Верджинской". В 1728 году в театре Тординона была поставлена его первая опера-сериал "Изола Альчины". В северной Италии последовал период активной и успешной композиторской деятельности: "Альчина", переделанная под "Брадаманту Нелли Изола д'Альчина", была поставлена в Парме в 1729 году; "Идапсе", единственная венецианская опера Броши, была поставлена во время карнавала 1730 года; а "Эцио" открыл карнавальный сезон в Турине в 1731 году. В актерский состав "Эцио" вошли брат Броши Фаринелли, Фаустина Бордони и Антонио Монтаньяно; контракт от 3 июня 1729 года с Королевским театром показывает, что Броши получил за эту работу зарплату в размере 50 луиджи д'Оро. Ранее, в 1730 году, Броши и его брат были избраны в Болонскую филармоническую академию (либретто Эцио подтверждает эту честь). Самая популярная опера Броши "Меропа" была впервые поставлена в Турине в 1732 году, где композитору был присвоен дополнительный титул "виртуоз принца Кариньяно". Нет никаких документальных свидетельств того, что Броши приезжал в Лондон в 1734 году для участия в дебюте Фаринелли на английской сцене в "pasticcio Artaserse" (Королевский театр, 29 октября), хотя в постановке была, по-видимому, недавно сочиненная им бравурная ария "Son qual nave ch'agitata". Он определенно не был в Лондоне в связи с возрождением своей оперы "Меропа" в 1736 году: недавно обнаруженная переписка Пеполи включает письмо Фаринелли от 2 июля 1735 года, в котором говорится, что его брат находится в Милане без гроша в кармане. В конце 1735 года Броши, вероятно, все еще находился в Милане на постановке своей новой оперы "Адриано в Сирии". В ноябре 1736 года герцог Карл Александр Вюртембергский назначил Броши своим музыкальным композитором. В начале 1737 года итальянская оперная труппа в Штутгарте, работавшая тогда на герцога, поставила "Адриано" Броши в Сирии. Однако у композитора больше не было возможности проявить свои способности при штутгартском дворе, поскольку 12 марта 1737 года герцог умер. Его оперная труппа была распущена, а Броши потерял свой пост 1 апреля. Осенью того же года его "Меропа" в последний раз выступала под руководством графа Иоганна Адама Квестенбергского в Яромерице в Моравии, но, по-видимому, Броши не предложили там постоянную должность. Затем он отправился в Неаполь, где 8 октября 1737 года стал музыкантом без жалованья. По словам Строма, Броши сочинил 3-й акт "Деметрио", новой оперы, поставленной в театре Сан-Карло 30 июня 1738 года, для которой Леонардо Лео написал 1-й акт и несколько других, 2-й. Однако, Броши не удалось получить от неаполитанцев других значительных заказов на музыку. Тем не менее, его не обошли вниманием, поскольку в октябре 1739 года он получил оплачиваемую должность администратора винодельческого отдела в Неаполе. Эти милости были оказаны ему благодаря ходатайствам испанского двора (вице-король которого правил Неаполем), влиятельным членом которого Фаринелли стал в 1737 году. Однако все попытки получить официальную музыкальную должность провалились, и в 1740-х годах Броши присоединился к своему брату в Мадриде, где его назвали "фамильяром" короля. Документы, хранящиеся в государственном архиве Неаполя, свидетельствуют о том, что позже, после смерти Сарро и Лео в 1744 году, были предприняты попытки заполучить должность маэстро капеллы для Броши, но они также потерпели неудачу. Броши умер в Мадриде в 1756 году. Броши наиболее известен благодаря виртуозным ариям, которые он сочинил для Фаринелли. Его музыка для других певцов не столь экстремальна и полностью вписывается в современный итальянский стиль того периода. Оперы Броши исполнялись лучшими певцами того времени в сотрудничестве с современным сценографом Пьетро Ригини (Альцина, Меропа и Деметрио) и балетмейстером Франческо Аквиланте (Меропа, Адриано и Деметрио). "Брадаманта" Броши, которую Гендель, вероятно, услышал в Парме во время одной из своих европейских поездок по найму певцов, послужила образцом для оперы этого композитора "Альцина" (1735). Поскольку оценка Броши не сохранилась, сравнить полные настройки невозможно. Однако две арии из "Брадаманта" и произведения из других утраченных опер сохранились в сборниках арий и в качестве вставок в другие оперы.

Ноты сочинений Риккардо Броши на сайте библиотеки IMSLP