- Дата рождения: 2 января 1732 года (крещен)
- Место рождения: Прага, Чехия
- Дата смерти: 14 октября 1771 года
- Место смерти: Прага, Чехия
Биография
Франтишек Ксавер Брикси был чешским композитором и органистом, сын Шимона Брикси. Он получил музыкальное образование в Пиаристской гимназии в Космоносах с 1744 по 1749 год, где в 1748 году был охарактеризован как "наиодареннейший". В последний год обучения в гимназии его учителем был Вацлав Калоус, композитор и руководитель хора в монастырской церкви. В 1749 году Брикси уехал в Прагу, где стал органистом сначала в церкви Святого Гавела, а позже в церквях Святого Мартина, Святого Микулаша и Девы Марии на Лужу. Вскоре он стал одним из самых известных композиторов Праги, о чем свидетельствует тот факт, что с 1757 года и до своей смерти он постоянно выбирался для сочинения музыки для празднества на воде в ночь на день Святого Иоанна. Первого января 1759 года он был назначен капельмейстером собора Святого Вита, получив таким образом в возрасте 27 лет высшую музыкальную должность в городе. В то же время, согласно некоторым данным, он стал руководителем хора в бенедиктинском монастыре Святого Иржи в Градчанах. Он умер двенадцать лет спустя от туберкулеза в госпитале Братств милосердия.
Творчество
Франтишек Ксавер Брикси был одной из ведущих музыкальных фигур Чехии середины восемнадцатого века. Его огромное наследие, составляющее около 500 произведений, было укоренено в неаполитанском стиле, в частности, в стиле Алессандро Скарлатти, Франческо Фео и Франческо Дуранте, а также он испытывал влияние венской школы Манчини, Ройтера и Бонно. Стиль Брикси отличается от стиля его современников свежей мелодической линией, оживленным ритмом и живыми басовыми партиями, а от стиля его предшественников — простой, но эффективной инструментовкой. Он часто использовал в своих произведениях народную музыку. При его жизни его музыка широко распространялась в Чехии и Моравии, а также в других странах, особенно в Австрии, Баварии и Силезии. Он оказал глубокое влияние на чешский музыкальный вкус, и благоприятный прием Моцарта в Праге в 1780-х годах был, по крайней мере отчасти, обусловлен длительным влиянием Брикси. Легкая привлекательность его музыкального стиля оставила след на чешских композиторах до конца восемнадцатого века.
Произведения
Духовная музыка (около 350 произведений):
- "Месса" ("Missa"), до мажор, для 4 голосов
- "Пасторальная месса" ("Missa pastoralis"), ре мажор, для 4 голосов и оркестра
- "Полная месса" ("Missa integra"), ре мажор, для 4 солистов, хора и оркестра
- "Воскресная месса" ("Missa Dominicalis"), до мажор, для 4 солистов, хора и оркестра
- 11 произведений "Реквием"
- Оффертории, включая "Офферторий" ("Offertorium"), до мажор
- Мотеты, включая "Пасторальный мотет" ("Motetto pastorale"), соль мажор, для 4 голосов и оркестра
- "Плечами Своими" ("Scapulis suis"), для 4 голосов и оркестра
- "Возвещу, Господи" ("Confitebor tibi, Domine"), для 4 голосов и оркестра
- Литании, вечерни, "Те Деум"
- "Царица небесная" ("Regina coeli"), ре мажор, для 4 голосов и оркестра
Оратории:
- "Сочинение о Страстях Господних" ("Opera de passione Domini")
- "Малое размышление о случае с Петром" ("Parva reflexio super casu Petri (Opera quadragesimalis)")
- "Иисус Христос Сын Божий" ("Jesus Christus Dei filius")
- "Триада в монаде" ("Trias in monade")
- "Блудный сын" ("Filius prodigus")
- "Крест умирающего Иисуса Христа" ("Crux morientis Jesu Christi")
- "Иуда Искариот" ("Judas Ischariotes")
- "Любовь побеждающая" ("Die obsiegende Liebe")
- "Трогательное сочинение о семи скорбях Богородицы" ("Opus patheticum de septem doloribus BMV")
- "Беседа Иисуса с Магдалиной" ("Sermo Jesum inter Magdalenae")
- "Стояла мать скорбящая" ("Stabat mater")
- "Причина жизни и спасения Мария" ("Ursach des Lebens und des Heils Maria")
Драматические кантаты:
- "Святой Адальберт, епископ Пражский" ("Sanctus Adalbertus Pragensium episcopus"), 1764
- "Достоинство старости — венец" ("Corona dignitatis senectus"), 1766
- "У великого креста Святого — настоятель тройного креста" ("Ad sanctam crucem majorem triplicis crucis praepositus"), 1767
- "Божественное провидение" ("Divina providentia"), 1771
Интерлюдии к латинским школьным драмам:
- "Размышление четвертое, Вкус" ("Meditatio IV, Gustus"), для драмы "Чувство человеческое" ("Drama sensus humani"), 1761
- "Размышление второе, Религия при дворах" ("Meditatio II, Religio in aulis"), для драмы "Религия, или Польза благочестивой религии" ("Religio seu Cultae religionis emolumenta"), 1763
- "Размышление третье, Ущерб жизни" ("Meditatio III, Detrimentum vitae"), для драмы "Религия, или Ущерб пренебрегаемой религии" ("Religio seu Neglectae religionis detrimenta"), 1764
- "Размышление первое, Толпа дел" ("Meditatio I, Turba negotiorum"), для драмы "Религия, или Препятствия для сохранения религии" ("Religio seu Conservandae religionis impedimenta"), 1766
Комедийные школьные драмы:
- "Был один хороший певец" ("Erat unum cantor bonus (Schola latino musica; Il cantore; Der Schulmeisterius)")
- "Бледные школяры" ("Luridi scholares (Kartenspiel)")
Инструментальная музыка:
- Симфонии (включая "Симфония, или Концерт" ("Symphonia seu concertus"), ре мажор, 1760)
- Концерт для альта с оркестром
- Концерт для двух флейт
- Два концерта для флейты
- Шесть концертов для органа или клавесина
- Партиты для духовых инструментов (включая "Интермеццо" ("Intermezzo"))
- Прелюдии, фуги, токкаты для органа
- Сюиты, партиты для клавесина
Ноты сочинений Франтишека Ксавера Брикси на сайте библиотеки IMSLP