Бригель, Вольфганг Карл
1626 - 1712

Назад

Briegel, Wolfgang Carl

  • Дата рождения: май 1626 года
  • Место рождения: Кёнигсберг, близ Кобурга, Германия
  • Дата смерти: 19 ноября 1712 года
  • Место смерти: Дармштадт, Германия

Биография

Вольфганг Карл Бригель был немецким композитором и органистом. Он посещал гимназию в Нюрнберге и был певчим-дискантом в церкви Фрауэнкирхе там же под руководством Иоганна Андреаса Хербста. На него сильно повлияли Иоганн Киндерман, Зигмунд Теофил Штаден и Иоганн Михаэль Дилльхерр. Проучившись четыре семестра в университете Альтдорфа, он стал органистом церкви Святого Иоганниса в Швайнфурте и учителем в местной гимназии. В конце 1650 года герцог Эрнст Благочестивый вызвал его к своему двору в Готу в качестве кантора и учителя музыки для своей семьи и позволил ему постепенно подняться до поста капельмейстера. Его работа там сделала его широко известным, и через нее он познакомился с Иоганном Рудольфом Але и членами семьи Бахов. Старшая дочь герцога Эрнста, вышедшая замуж за ландграфа Людвига VI Гессен-Дармштадтского, вызвала Бригеля в Дармштадт в качестве капельмейстера в 1671 году; он занимал этот пост до своей смерти, хотя в последние годы ему помогали Кристоф Граупнер и Эрнст Кристиан Гессе.

Творчество

В Готе Бригель привлек внимание публикацией своих "Евангельских бесед" — диалогических кантат для литургического года в разнообразных формах, состоящих из сольных партий, хоров и хоралов. Его "Евангельский цветник", с другой стороны, состоит из мотетов и медитативных хоральных песен. Среди его песен для голоса соло его обработки од Андреаса Грифиуса — единственный цикл немецких барочных песен, который можно рассматривать как единое целое. В Дармштадте он создал несколько сценических произведений. Ни одна из партитур не сохранилась, но его драматические диалоги и оживленный "Музыкальный десерт", возможно, дают представление о том, как могла звучать часть этой музыки. Как только Бригель прибыл в Дармштадт, ландграф и его жена поручили ему возобновить церковную музыку, которая была заброшена. Соответственно, он выпустил кантаты для литургического года для хоров городов и деревень, которые показали, что он готов ограничиться простыми средствами. Его обработки текстов Иоганна Себастьяна Кригсмана, Кристиана Рехефельда и Иоганна Георга Брауна коротки, но "Источник утешения" и "Источник жизни" включают кантаты в нескольких частях, объединенных в новые формальные группы. Здесь, как и в других произведениях, очевиден его дар создания ясных и выразительных мелодий. "Большой сборник песнопений", написанный по просьбе ландграфини, представляет собой в основном традиционный сборник. Поздние работы Бригеля, такие как "Покаянные псалмы" и "Апостольско-музыкальный концерт", включают контрапунктические хоры, которые являются прямыми предшественниками хоров Баха. Его музыка пользовалась необычайно широким распространением по всей Германии и в Скандинавии.

Произведения

Сценические произведения (сохранились только либретто)

  • "О свободных искусствах" ("Von den freien Künsten"), балет (1661)
  • "Музыкальное пожелание радости" ("Musikalischer Freuenwunsch"), балет (1665)
  • "Влюбленное привидение" ("Das verliebte Gespenst"), опера (1673)
  • "Торжествующая игра истинной любви" ("Triumphierendes Siegespiel der wahren Liebe"), комедия (1673)
  • "Исправленное суждение Париса" ("Das verbesserte Parisurteil"), опера-балет (1674)
  • И другие балеты, зингшпили, праздничные пьесы и музыка к спектаклям (1666-1700)

Кантаты

  • "Евангельские беседы" ("Evangelische Gespräch I–III"), для 5-10 голосов (1660–81)
  • "Евангельский цветник" ("Evangelischer Blumengarten I–IV"), для 4 голосов и бассо континуо (1660–69)
  • "Евангельское осанна" И. С. Кригсмана ("J.S. Kriegmanns Evangelisches Hosianna"), для 1-5 голосов, инструментов и бассо континуо (1677)
  • "Музыкальный источник утешения" ("Musicalische Trostquelle"), для 4 голосов, 2/4 скрипок и бассо континуо (1679)
  • "Музыкальный источник жизни" ("Musicalischer Lebensbrunn"), для 4 голосов, 4 инструментов и бассо континуо (1680)
  • "Евангельская пальмовая ветвь" Кристиана Рехефельда ("Christian Rehefelds evangelischer Palmenzweig"), для 1-5 голосов, 2-5 инструментов и бассо континуо (1684)
  • "Апостольско-музыкальный концерт" ("Concentus apostolico-musicus"), для 3, 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1697)

Духовная вокальная музыка

  • "Псалтирь Давида" ("Psalter Davids … Teil I"), для 4 голосов (1654)
  • "Духовный музыкальный розовый сад" ("Geistlicher musikalischer Rosengarten"), для 1-5 голосов и инструментов (1658)
  • "Духовные арии", части I и II ("Geistlicher Arien … Teil I, II"), для 1, 2 голосов, 2 и более скрипок и бассо континуо (1660, 1661)
  • "Духовные оды Андреаса Грифиуса" ("Geistliche Oden Andreae Gryphii"), для одного голоса, 2 скрипок и бассо континуо (1670)
  • "Двенадцать мадригальных утешительных песен" ("12 madrigalische Trostgesänge"), для 5, 6 голосов (1670–71)
  • "Большой сборник песнопений" ("Das grosse Cantional oder Kirchen-Gesangbuch") (1687)
  • "Семь покаянных псалмов царя и пророка Давида" ("Des Königs und Propheten Davids sieben Busspsalmen"), для 6/4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1692)
  • "Последняя лебединая песнь" ("Letzter Schwanen-Gesang"), для 4, 5 голосов и бассо континуо по желанию (1709)
  • Многочисленные свадебные и погребальные песни

Инструментальная музыка

  • "Десять паван, десять гальярд, десять баллетто, десять курант" ("10 Paduanen, 10 Galliarden, 10 Balletten, 10 Couranten"), на 3-4 голоса (1652)
  • "Интрады, сонаты" ("Intraden, Sonaten"), на 4-5 голосов (1669)
  • "Аллеманды и куранты" ("Allemanden und Couranten") (1664)
  • "Музыкальный десерт" ("Musikalisches Tafelkonfekt"), для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1672)
  • Пьесы для органа (в рукописях)

Ноты сочинений Вольфганга Карла Бригеля на сайте библиотеки IMSLP