Брэйд, Уильям
1560 - 1630

Назад

Уильям Брэйд (William Brade) - Английский исполнитель на струнных инструментах и композитор

Родился в 1560 году - умер 26 февраля 1630 года, Гамбург. 

Работал в основном в Германии и Дании. Ему было около 30 лет, когда, как и нескольким другим ведущим английским музыкантам того времени, он покинул свою родную страну, чтобы зарабатывать себе на жизнь в Германии. Он служил при Бранденбургском дворе, пока с 3 ноября 1594 года по 29 сентября 1596 года не стал служить в придворной капелле короля Кристиана IV в Копенгагене. Затем он вернулся ко двору Бранденбурга, а затем прошел еще один период службы при датском дворе - с 6 сентября 1599 года по 24 февраля 1606 года; в 1603 году он посетил Берлин. С 1606 по 1608 год он служил при Брауншвейгском дворе в Бюккебурге. Он также стал известен в Гамбурге, так как в 1607 году его 16 танцев появились в антологии, изданной городскими музыкантами Захариасом Фюллсаком и Кристианом Хильдебрандом, а сам он был городским музыкантом в Гамбурге с Пасхи 1608 года по середину лета 1610 года. Затем он поступил на службу к графу Эрнсту III Гольштейн-Шаумбургскому в Бюккебурге с годовым жалованьем в 400 талеров и пособием на одежду. Когда он потребовал годовое жалованье в размере 1000 талеров и пригрозил вернуться в Гамбург, если не получит его, граф поручил своему судебному приставу в Пиннеберге, Гольштейн (в письме от 16 апреля 1612 года) посоветовать гамбургским властям не терпеть этого "вредного, распутного парня" в их городе. Однако на Пасху 1613 года Брейд снова стал гамбургским музыкантом, более того, стал первой скрипкой и, таким образом, лидером всего коллектива инструменталистов. Его годовое жалованье в 52 талера и шесть локтей одежды было не больше, чем у других игроков, но участие в роскошных празднествах зажиточных горожан было источником значительного дополнительного дохода. Летом 1615 года он снова покинул Гамбург и сначала отправился в Копенгаген. В 1618 году он останавливался в Галле, где называл себя "капельмейстером по назначению принца Магдебургского"; и занимал аналогичную должность в Гюстрове у герцога Мекленбургского. В 1619-20 годах он снова был в Берлине в качестве придворного капельмейстера курфюрста Бранденбурга Иоганна Сигизмунда с годовым окладом в 500 талеров, а с 23 августа 1620 года по 29 сентября 1622 года он снова работал при датском дворе. В этот период он, вероятно, посетил Готторф, резиденцию герцога Фридриха III Шлезвиг-Гольштейна. В 1622 году он был назначен директором местной хофкапеллы и занимал этот пост до 1625 года. Когда Тридцатилетняя война перекинулась на северо-запад Германии, он укрылся в нейтральном Гамбурге, где провел свои последние годы, не занимая никакого официального поста. Когда он умер, в его память было издано восемь надгробных песен. Брейд был одним из самых значительных и плодовитых композиторов, работавших в Германии и Скандинавии в начале XVII века. Он начал с публикации сложных пятичастных паван и гальярдий на английском языке, разработанных Джоном Доулендом, Питером Филипсом и другими, хотя в своей коллекции 1609 года он экспериментировал с сюитоподобными последовательностями паваны, гальярдии и куранты или аллеманды и включил несколько итальянских канцон - самых ранних, написанных англичанином. В сборнике 1614 года, состоящем из шести частей, он якобы вернулся к написанию традиционных пар паван и гальярд, хотя большинство из них являются танцами только по названию и отличаются резкими контрастами ритма и характера, которые в то время ассоциировались с контрапунктическими жанрами. В коллекциях 1617 и 1621 годов акцент сделан на функциональной танцевальной музыке: первая содержит ряд произведений, заимствованных из репертуара английских танцев-масок, в то время как вторая в основном состоит из легких социальных танцев во французском стиле, включая постановки нескольких популярных курантес. Хотя он рекламировал свои коллекции как подходящие для различных типов инструментов, он все чаще использовал энергичную гомофоническую идиому, особенно подходящую для скрипичных консортов. Его виртуозный ‘коралл’, представляющий собой набор разделений на партере, предположительно является самым ранним сольным произведением для скрипки англичанина, хотя оно приписывается ему только в поздних источниках, а часть его была опубликована в 1684 году, приписываемая неизвестному ранее Корнелю Ван Смелту.

Ноты сочинений Уильяма Брэйда на сайте библиотеки IMSLP