Брэйд, Уильям
1560 - 1630

Назад

Brade, William

  • Дата рождения: 1560 год
  • Место рождения: Англия
  • Дата смерти: 26 февраля 1630 года
  • Место смерти: Гамбург

Биография

Уильям Брэйд был английским исполнителем на струнных инструментах и композитором, работавшим в основном в Германии и Дании. Ему было около тридцати лет, когда он, как и несколько других ведущих английских инструменталистов того времени, покинул свою родную страну, чтобы зарабатывать на жизнь в Германии. Он служил при бранденбургском дворе до того, как с 3 ноября 1594 года по 29 сентября 1596 года работал в придворной капелле короля Кристиана IV в Копенгагене. Затем он вернулся к бранденбургскому двору, после чего снова поступил на службу к датскому двору с 6 сентября 1599 года по 24 февраля 1606 года; в 1603 году он посещал Берлин. С 1606 по 1608 год он служил при брауншвейгском дворе в Бюккебурге. Он также стал известен в Гамбурге, где в 1607 году в антологии, изданной городскими музыкантами Захариасом Фюльзаком и Кристианом Хильдебрандом, появились 16 его танцев, а сам он был городским музыкантом в Гамбурге с Пасхи 1608 года до середины лета 1610 года. Затем он поступил на службу к графу Эрнсту III Гольштейн-Шаумбургскому в Бюккебурге с годовым жалованьем в 400 талеров и довольствием на одежду. Когда он потребовал годовое жалованье в 1000 талеров и пригрозил вернуться в Гамбурге в случае отказа, граф в письме от 16 апреля 1612 года поручил своему бейливу в Пиннеберге (Гольштейн) посоветовать властям Гамбурга не терпеть этого "злонамеренного, своевольного человека" в своем городе. Тем не менее, на Пасху 1613 года Брэйд снова стал музыкантом в Гамбурге, более того, первым скрипачом и, таким образом, руководителем всего состава инструменталистов. Его годовое жалованье в 52 талера и шесть локтей сукна на одежду не превышало жалованья других музыкантов, но приглашения играть на пышных торжествах состоятельных бюргеров были источником значительного дополнительного дохода. Летом 1615 года он снова покинул Гамбург и сначала отправился в Копенгаген. В 1618 году он находился в Галле, где называл себя "назначенным капельмейстером князя Магдебургского"; и он занимал аналогичную должность в Гюстрове при дворе герцога Мекленбургского. В 1619–1620 годах он снова был в Берлине, в качестве придворного капельмейстера курфюрста Бранденбургского Иоганна Сигизмунда, с годовым жалованьем в 500 талеров, а с 23 августа 1620 года по 29 сентября 1622 года он снова работал при датском дворе. В этот период он, вероятно, посещал Готторф, резиденцию герцога Фридриха III Шлезвиг-Гольштейнского. В 1622 году он был назначен директором придворной капеллы (нем. Hofkapelle) там и занимал этот пост до 1625 года. Когда Тридцатилетняя война распространилась на северо-западную Германию, он нашел убежище в нейтральном Гамбурге, где провел свои последние годы, не занимая никакой официальной должности. После его смерти были опубликованы восемь погребальных песен в его память.

Творчество

Уильям Брэйд был одним из самых важных и плодовитых композиторов, работавших в Германии и Скандинавии в начале семнадцатого века. Он начал с публикации изысканных пятиголосных паван и гальярд в английской манере, установленной Джоном Даулендом, Питером Филипсом и другими, хотя в своем сборнике 1609 года он экспериментировал с сюитоподобными последовательностями паваны, гальярды и куранты или аллеманды и включил несколько итальянизированных канцон — самых ранних, написанных англичанином. В шестиголосном сборнике 1614 года он, казалось бы, вернулся к написанию традиционных пар паваны и гальярды, хотя большинство из них являются танцами лишь по названию и имеют резкие контрасты ритма и характера, ассоциировавшиеся в то время с контрапунктическими жанрами. Акцент в сборниках 1617 и 1621 годов сделан на функциональной танцевальной музыке: первый содержит ряд пьес, восходящих к репертуару английских танцев для масок, а второй в основном состоит из легких светских танцев во французском стиле, включая обработки нескольких популярных курант. Хотя он рекламировал свои сборники как подходящие для различных типов инструментов, он все чаще использовал энергичный, гомофонный стиль, особенно подходящий для ансамблей скрипок. Его виртуозный "корал" (coral), набор вариаций на остинатный бас, считается самой ранней сольной пьесой для скрипки, написанной англичанином, хотя авторство лишь приписано ему в более позднем источнике, и часть пьесы была опубликована в 1684 году с указанием авторства никому не известного "Корнелио Ван Смелта".

Произведения

  • "Новые избранные паваны, гальярды, канцоны, аллеманды и куранты" ("Newe ausserlesene Paduanen, Galliarden, Canzonen, Allmand und Coranten"), на 5 голосов (1609)
  • "Новые избранные паваны и гальярды" ("Newe ausserlesene Paduanen und Galliarden"), на 6 голосов (1614)
  • "Новые избранные прелестные бранды, интрады, маскарады, баллетты, аллеманды, куранты, вольты, въезды и зарубежные танцы" ("Newe ausserlesene liebliche Branden, Intraden, Mascharaden, Balletten, All’manden, Couranten, Volten, Aufzüge und frembde Tänze"), на 4-5 голосов (1617/1625)
  • "Мелодичные паваны, шансоны, гальярды" ("Melodieuses paduanes, chansons, galliardes"), на 5 голосов (1619, утерян, возможно, переиздание сборника 1609 года)
  • "Новые веселые вольты, куранты, баллетты, паваны, гальярды, маскарады, а также всевозможные новые французские танцы" ("Newe lustige Volten, Couranten, Balletten, Padoanen, Galliarden, Masqueraden, auch allerley arth newer frantzösischer Täntze"), на 5 голосов (1621)
  • Восемнадцать танцев, на 5 голосов, опубликованные в антологиях 1607 и 1609 годов.
  • "Вариации" ("Variations"), для скрипки и баса, соль минор.

Ноты сочинений Уильяма Брэйда на сайте библиотеки IMSLP