Боцци, Паоло
1550 - 1628

Назад

Bozzi, Paolo

  • Дата рождения: около 1550 года,
  • Место рождения: Боволоне, близ Вероны
  • Дата смерти: около 1628 года, вероятно, Венеция
  • Место смерти: вероятно, Венеция

Биография

Паоло Боцци был итальянским композитором и драматургом. Его имя впервые упоминается в архивных записях Вероны с мая по июнь 1574 года, а годом позже, с церковным титулом "дон", в приходских регистрах церкви Санта-Мария-ин-Органо в Вероне; вероятно, свое раннее музыкальное образование он получил там же у Джанматтео Азолы. С 7 февраля по 16 мая 1584 года он был помощником капеллана в церкви Сан-Бьяджо в Боволоне; затем он переехал в Мантую, где с июня 1584 года по август 1587 года занимал пост учителя пения в герцогской капелле Санта-Барбара. К 1588 году он оказался в Венеции, где состоял на службе у патриция Пьетро Паскуалиго, в доме которого написал трагедию "Эвтерия" (1588 год); свои "Канцонетты" (1591 год) он посвятил старшему сыну Паскуалиго, Веттору. Текст одной из них, "Ноn mi doglio d'amore", появляется в пасторали Боцци "Филино" (1597 год), где ее поют в конце третьего акт Филино, Сильвия и Фили. Согласно предисловию Боцци, пьеса была исполнена шестью годами ранее академиками "Конфедерати" и "Костансти" в Вероне.

После смерти Джаозеффо Дзарлино Боцци был избран капелланом в церкви Сан-Северо в Венеции, где присоединился к своему бывшему наставнику и коллеге Азоле; его подпись фигурирует в записях о крещении с 4 июля 1591 года по 16 декабря 1627 года. В Венеции он поддерживал тесные связи с печатником Амадино, для которого отредактировал антологии мадригалов "Новые порывы" и "Садик мадригалов и канцонетт", посвященные соответственно герцогу Альфонсо Гонзаге и Марко Верита; последний, член Веронской филармонической академии, был назван Боцци в посвящении к его трагедии "Кратисилея" (1591 год) "моим покровителем и господином". Оба сохранившихся сборника мадригалов Боцци были аналогичным образом посвящены членам академии, а в 1602 году он послал мессу на двенадцать голосов, ныне утерянную, для поминовения годовщины основания академии; она была исполнена только 1 мая 1604 года, после чего Боцци был награжден подарком в виде ожерелья. Духовные произведения Боцци включают псалмы для вечерни в антологиях и два восьмиголосных мотета в сборнике Азолы "Священные хвалы Богу" (1600 или 1603 год), снабженные партией органа; он также является автором нескольких "священных представлений", опубликованных в Венеции.

Творчество

Паоло Боцци работал в жанрах светской и духовной музыки позднего Возрождения, плавно перетекающего в раннее барокко. Его творчество характеризуется типичной для его эпохи полифонической фактурой, что особенно заметно в мадригалах для пяти и шести голосов. Он был активным участником музыкальной и театральной жизни Вероны, Мантуи и, особенно, Венеции, где сотрудничал с ведущими печатниками. Его сочинения, как светские (мадригалы, канцонетты), так и духовные (псалмы, мотеты, мессы), были предназначены как для придворного, так и для церковного исполнения. Тесная связь с Веронской филармонической академией указывает на его признание в академических кругах. Работа в качестве редактора антологий мадригалов для печатника Амадино демонстрирует его авторитет в области современной ему музыки.

Произведения

Светская музыка

  • "Второй сборник мадригалов" для 5 голосов ("Il secondo libro de madrigali", 1587)
  • "Канцонетты" для 3 голосов ("Canzonette", 1591)
  • "Второй сборник мадригалов" для 6 голосов ("Il secondo libro de madrigali", 1599)
  • Светские сочинения в различных антологиях, изданных в 1588, 1589, 1592, 1593, 1597, 1598 годах.

Духовная музыка

  • "Месса" для 12 голосов (утеряна)
  • Духовные сочинения (псалмы для вечерни, мотеты) в различных антологиях, изданных в 1590, 1592, 1600 (или 1603) годах.

Драматические произведения

  • Трагедия "Эвтерия" ("Eutheria", 1588)
  • Пастораль "Филино" ("Fillino", 1597)
  • Трагедия "Кратисилея" ("Cratisiclea", 1591)
  • Несколько "священных представлений" (sacre rappresentazioni)