Бойс, Уильям
1711 - 1779

Назад

Уильям Бойс (William Boyce) - Английский композитор, органист и редактор

Крещён 11 сентября 1711 года, Лондон - умер 7 февраля 1779 года, Лондон. 

Хотя ранее он был наиболее известен благодаря некоторым своим гимнам и сборнику "Соборная музыка" (1760-73), значительный вклад, который он внес в инструментальную музыку, песни, светскую хоровую и театральную музыку в Англии, в настоящее время широко признан.

Семья Бойса происходила из Уорикшира, где его дед был фермером. Его отец, Джон, младший из пяти сыновей, приехал в Лондон в 1691 году, чтобы стать учеником столяра. Он поселился в лондонском Сити в качестве столяра и краснодеревщика и женился на Элизабет Кордвелл в 1703 году. Они жили на Мейден-лейн (ныне Скиннерс-лейн), когда родился Уильям, последний из их четверых детей. В 1723 году Джон Бойс был назначен резидентом Бидла в компании столяров, штаб-квартира которой находилась недалеко от его дома. Столярный зал стал домом Уильяма на следующие 30 лет или около того. По словам Хокинса, который был знаком с Бойсом, именно отец Уильяма узнал об "увлечении сына музыкальными звуками", когда тот был еще в младенчестве. Учитывая близость собора Святого Павла к семейному дому, было естественно искать место в музыкальной школе, куда он был принят примерно в 1719 году. Там он начал свое музыкальное образование под руководством мастера хористов Чарльза Кинга, а после поступления в соборный хор попал под руководство органиста Мориса Грина, который на всю жизнь стал его наставником, защитником и другом. Когда его голос прервался, примерно в 1727 году, он стал учеником Грина в течение семи лет; он продолжал выступать в качестве переписчика музыки Грина, по крайней мере, до 1736 года. К. Пепуш, который произвел неизгладимое впечатление на мировоззрение Бойса, питая его интерес не только к теории музыки, но и к ранней музыке, особенно к музыке величайших английских и итальянских композиторов эпохи Возрождения и далее. Первые профессиональные занятия Бойса были учителем игры на клавесине в школах и органистом Оксфордской капеллы (ныне церкви Святого Петра) на Вер-стрит (1734), должность, которую он оставил, став органистом церкви Святого Майкла Корнхилла в 1736 году. Эти первые шаги в его карьере были достигнуты, несмотря на то, что во время учебы у Грина у него началась глухота. Самые ранние сочинения Бойса начали появляться в начале 1730-х годов. Ряд песен появился в песенных изданиях и периодических изданиях, а четыре были включены в высоко оцененный сборник песен Джорджа Бикхэма " Музыкальный артист" (Лондон, 1737 г.). К 1736 г. в репертуаре Королевской капеллы было более десятка гимнов Бойса. Священная кантата "Плач Давида по Саулу и Ионафану" - первое из его крупномасштабных произведений, ранняя история которого теперь хорошо известна. Его первое выступление состоялось в апреле 1736 года в Академии Аполлона, что способствовало появлению ряда других важных произведений Бойса в конце 1730-х годов, в том числе двух од для Святой Сесилии, "Очарование гармонии", "Покажите и посмотрите знаменитого Аполлона" и "Девять", тексты которых были напечатаны в сборнике лирических стихотворений. ... выступал в Академии музыки (Лондон, 1740). Можно предположить, что первая театральная работа Бойса "Маска Пеле и Фетида" была написана к 1740 году, поскольку ее либретто также фигурирует в сборнике. Однако никаких доказательств, подтверждающих предположение Хокинса о том, что более раннее первое исполнение " Пеле и Фетиды" было предпринято в Лондоне Филармоническим обществом, обнаружено не было. Общественное признание талантов Бойса пришло с первым из его королевских назначений композитором в Королевскую капеллу после смерти Джона Уэлдона в мае 1736 года. Его контракт предусматривал, что он также должен разделить некоторые обязанности недавно назначенного второго органиста Джонатана Мартина. Тесная связь с Грином продолжалась и здесь, поскольку его бывший учитель теперь был старшим композитором и органистом капеллы. С 1737 года по крайней мере до 1756 года Бойс дирижировал фестивалем "Три хора". В 1738 году он взял на себя первое из ряда обязательств перед благотворительными организациями, когда он стал одним из основателей-членом Фонда поддержки музыкантов распада и их семей (позже Королевского общества музыкантов), наряду с Генделем, Грином, Фестингом и многими другими выдающимися музыкантами. К концу десятилетия репутация Бойса достигла Дублина. Когда 17 декабря 1740 года Дублинская филармония исполнила его впечатляющую оду Святой Сесилии " Увидеть знаменитого Аполлона", журнал " Дублин" Фолкнера сообщил, что это "было разрешено несколькими лучшими судьями здесь, чтобы стать одним из самых грандиозных выступлений, которые когда-либо слышали", что вызвало теплый отклик у публики. в то время в Дублине можно было превзойти только то, что было вдохновлено премьерой " Мессии Генделя" в апреле 1742 года. Другими произведениями Бойса, написанными там в начале 1740-х годов, были оркестровый гимн " Благословен тот, кто заботится о больных", заказанный для больницы Мерсера, "Плач Давида", "Ода нежной лире", "Начни напряжение" и "Серената Соломона".

Именно благодаря Соломону Бойс добился своего первого заметного успеха как композитор в начале 1740-х годов. Оценка Берни, сделанная в 1789 году, что она "не только долго и заслуженно вызывала восхищение как приятное и красноречивое сочинение, но и до сих пор доставляет огромное удовольствие друзьям английской музыки всякий раз, когда ее исполняют", хотя и не такая громкая, как некоторые другие, подтверждает ее репутацию и то, что она сохранилась в репертуаре до конца жизни. конец века. Примечательно, что на более поздней картине Томаса Хадсона, изображающей композитора (Бодлианская библиотека, Оксфорд), Бойс изображен с копией Соломона в руках. Хотя внешне это произведение напоминает кантату для двух солистов, хора и оркестра с текстом, основанным на библейской "Песни Песней Соломона", оно было одним из немногих англоязычных произведений, которые с самого начала были обозначены итальянским термином ‘serenata’. Либреттист Эдвард Мур жил в Ирландии во время ее написания и, возможно, планировал провести первое исполнение именно там; однако впервые она прозвучала в Академии Аполло осенью 1742 года. В то время как "Дублинский журнал" упоминает о частном исполнении филармонического общества Дублина в 1744 году, сохранившиеся рукописные источники указывают на более раннее исполнение произведения обществом. Публикация "Соломона" Джоном Уолшем от имени композитора в начале 1743 года была встречена с энтузиазмом. Необычно для произведения такого рода то, что оно было издано полностью и в партитуре, что способствовало первым публичным выступлениям в Рукхолт-хаусе, Эссекс, летом 1743 года и позже в том же году в Лондоне. Были опубликованы еще два издания партитуры (1760 и с1790), а также многочисленные публикации самых популярных арий и дуэтов на протяжении всего 18-го века. В 1745 году, завоевав свою общественную репутацию, Бойс получил королевскую лицензию на печать и публикацию своей музыки, которая обеспечивала ему защиту, в принципе, если не всегда на практике, от несанкционированной публикации его музыки в течение 14 лет. Это может объяснить, почему только в 1760-х годах некоторые из его наиболее почитаемых песен начали адаптироваться и использоваться в различных театральных постановках в стиле пастиччо. Публикация двенадцати сонат Бойса для двух скрипок и баса в 1747 году имела беспрецедентный успех для произведения такого рода. Первое издание собрало 487 подписчиков и разошлось тиражом в 631 экземпляр, а вскоре последовали еще два издания. Эти сонаты, происходящие по прямой линии от классических произведений Корелли, вскоре были признаны наиболее выдающимся вкладом англичан в этот жанр. Как позже заметил Берни, они были "не только в постоянном употреблении, как камерная музыка, на частных концертах, для которых они изначально предназначались, но и в театрах, как мелодии для выступлений, и в общественных садах, как любимые произведения, на протяжении многих лет’. Как следует из этого текста, как и многие трио–сонаты того времени, они, несомненно, были адаптированы путем добавления пометок soli-tutti для исполнения более крупными ансамблями в качестве квазиконцерти гросси. Позже в том же году Бойс выпустил два сборника песен, дуэтов и кантат под названием "Британская лира", которые в итоге составили шесть томов (1747-59). В сборник вошли простые строфические баллады и более сложные авторские песни, многие из которых, как известно, исполнялись в "Садах удовольствий", три фрагмента из постановки Бойсом "Светской маски" Драйдена (1746), вокальные партии, написанные для различных пьес, поставленных Гарриком в 1750-х годах, и в каждой книге, за исключением одна из них - расширенная сольная кантата. В 1749 году Бойс принял приглашение стать органистом в приходской церкви Всех святых Джойнерс-Холла. Предполагалось, что он женился примерно в 1748 году и переехал из Джойнерс-холла в Кволити-корт на Чансери-лейн; однако, хотя некоторые детали должны оставаться спекулятивными, теперь кажется, что он, возможно, переехал только после смерти своего отца в ноябре 1752 года и что его брак с Ханной Никсон закончился. в церкви Святого Данстана и всех святых в Степни это произошло только 9 июня 1759 года. Какими бы ни были отношения Ханны (если таковые вообще были) с композитором в то время, из завещания Бойса мы знаем, что Ханна родила свою дочь Элизабет в апреле 1749 года. Его сын Уильям, впоследствии активно выступавший в Лондоне в качестве контрабасиста и певца, родился в марте 1764 года. Кульминационный момент карьеры Бойса произошел в Кембридже в субботу, 1 июля 1749 года, когда в здании Сената по случаю вступления герцога Ньюкаслского в должность ректора университета была исполнена его торжественная ода "Здесь рассеиваются все твои активные огни", текст которой был представлен Уильямом Мейсоном всего десятью днями ранее. На следующий день в церкви Святой Марии Великой было исполнено его докторское сочинение - оркестровый гимн "Радуйся в Боге". После церемонии 3 июля, когда он получил степени бакалавра и доктора музыки, был организован двухдневный фестиваль его музыки, на котором были представлены "Пелей и Фетида", "Светская маска", "Пифийская ода" ("Нежная лира", "Начало мелодии") и "Соломон". Эти выступления были организованы большим количеством ведущих музыкантов из Лондона, вероятно, по наущению Грина, который был профессором музыки в университете. В 1752 году два произведения, написанные для Кембриджа, были изданы для композитора в одном томе, и "О, радуйся", таким образом, стал единственным гимном Бойса, опубликованным при его жизни. В 1746 году он получил заказ от Джона Рича на постановку "Панихиды в Цимбелине" в Ковент-Гардене, но именно Дэвид Гаррик из "Друри-Лейн" в конечном итоге предоставил ему возможность заявить о себе в театре. Учитывая напряженность в отношениях между Гарриком и Томасом Арне, неудивительно, что он обратился к Бойсу; замечание Берни о том, что Арне и Бойс "часто встречались в театрах и мешали друг другу", должно относиться к ситуации начала 1750-х годов. Первоначально Гаррик пригласил Бойса поставить музыкальную программу Мозеса Мендеса "The Chaplet". Впервые исполненная в декабре 1749 года, эта пасторальная пьеса, исполняемая всеми, с остроумным использованием популярного балладного стиля, сразу же завоевала успех и удерживала свое место в репертуаре вплоть до 1780-х годов. Вторая совместная работа Мендеса и Бойса, "Лотерея пастухов" (1751), была явно рассчитана на захват того же рынка, но пользовалась недолгой популярностью. Осенью 1750 года Бойс оказался вовлечен в давнее соперничество между двумя лондонскими театрами. Оба театра объявили, что постановки "Ромео и Джульетты" состоятся в один и тот же вечер. В "Ковент-Гардене" в пятом акте была представлена дополнительная сцена "Похоронная процессия Джульетты", для которой Арне сочинил торжественную панихиду. Гаррик отреагировал на это, вставив сцену похорон в свою собственную адаптацию. Песня Бойса "Встань, встань, душераздирающие вздохи", исполненная на панихиде, прозвучала на Друри-Лейн всего три дня спустя; но жаркие общественные дебаты об относительных достоинствах этих постановок были сосредоточены на игре одноименных героя и героини, а не на музыкальном оформлении "панихид". Бойс продолжал время от времени сочинять музыку для Гаррика на протяжении 1750-х годов. В декабре 1759 года он написал две песни для новаторской пантомимы Гаррика "Вторжение арлекина", которая стала его прощанием с театром. Его композиция "Heart of Oak", злободневная песня, вдохновленная серией британских военно-морских побед, идеально передала настроение того времени и впоследствии зарекомендовала себя как национальная песня, с которой имя Бойса всегда будет ассоциироваться. После смерти Грина в декабре 1755 года Бойс сменил его на посту дирижера королевского музыкального оркестра. В дополнение к руководству королевским оркестром, он должен был исполнять оды, написанные поэтом-лауреатом в честь короля на день рождения и Новый год. Из-за плохого самочувствия Грина Бойс уже в октябре 1755 года сочинил оду в честь его дня рождения, но, вероятно, из-за политических проблем при дворе он был официально приведен к присяге только в июне 1757 года. В течение нескольких лет Бойс был заместителем Грина в качестве дирижера ежегодного благотворительного концерта, который проводился в апреле или мае в соборе Святого Павла в помощь сыновьям духовенства, теперь он взял на себя и эту обязанность. Его вызывающий всеобщее восхищение оркестровый гимн "Господи, ты был нашим прибежищем", сочиненный специально для этого события в апреле 1755 года, и его более ранний гимн Дублину "Благословен тот, кто заботится о больных" (название которого было искусно изменено на "бедных", а не на "больных") теперь регулярно звучали в эти концерты сопровождаются различными произведениями Генделя. В июне 1758 года, после смерти Джона Трэверса, он также был назначен на одну из должностей органиста в Королевской капелле. Примерно в это же время в связи с его обязанностями в приходской церкви начинают возникать проблемы, несомненно, связанные с разнообразием деятельности Бойса, которые, возможно, усугублялись растущей глухотой. 5 января 1758 года в протоколе заседания ризницы церкви Всех Святых говорится о недовольстве, якобы по отношению к заместителю органиста, на которого Бойс, должно быть, часто полагался. Ситуация достигла апогея в марте 1764 года, когда сам Бойс был уволен. Тем не менее, он оставался в церкви Святого Михаила до 1768 года, когда церковные старосты подали официальную жалобу на то, что "игра на органе не доставляла приходу того удовлетворения, на которое они имели право рассчитывать’. Ответ Бойса от 7 апреля был воспринят как заявление об отставке. Однако эти события кажутся незначительными недостатками в его безупречной карьере.

Ноты сочинений Уильяма Бойса на сайте библиотеки IMSLP