Бойс, Уильям
1711 - 1779

Назад

Boyce, William

  • Дата рождения: 11 сентября 1711 (крещен)
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: 7 февраля 1779
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Уильям Бойс был английским композитором, органистом и редактором эпохи барокко и раннего классицизма. Семья Бойса происходила из Уорикшира. Его отец, Джон, младший из пяти сыновей, приехал в Лондон в 1691 году, чтобы поступить в ученики к столяру. Он поселился в Сити Лондона, работая столяром и краснодеревщиком, и женился на Элизабет Кордвелл в 1703 году. Они жили на Мейден-Лейн (ныне Скиннерс-Лейн), когда родился Уильям, последний из их четверых детей. В 1723 году Джон Бойс был назначен резидентом-служителем Компании столяров (англ. The Carpenters' Company), чья штаб-квартира располагалась недалеко от его дома. Здание Цеха столяров стало домом для Уильяма на следующие тридцать с лишним лет.

Согласно биографу Хокинсу, который был знаком с Бойсом, именно его отец заметил "влечение к музыкальным звукам" у сына, когда тот был еще младенцем. Учитывая близость собора Святого Павла к семейному дому, было естественно определить его в музыкальную школу при соборе, куда он был принят около 1719 года. Там он начал свое музыкальное образование под руководством руководителя хористов Чарльза Кинга, а, вступив в соборный хор, попал под опеку органиста Мориса Грина, который стал его пожизненным наставником, защитником и другом. Когда его голос сломался, около 1727 года, он стал учеником Грина по договору на семь лет; он продолжал работать переписчиком нот у Грина по крайней мере до 1736 года. Бойс также учился в 1730-х годах у Иоганна Кристофа Пепуша, который оказал сильное влияние на мировоззрение Бойса, воспитал его интерес не только к теории музыки, но и к старинной музыке, особенно к творчеству величайших английских и итальянских композиторов начиная с эпохи Возрождения. Первыми профессиональными engagements Бойса были работа учителем клавесина в школах и органистом в Оксфордской капелле (ныне церковь Святого Петра) на Вэр-стрит (1734), от которой он отказался, став органистом церкви Святого Михаила на Корнхилле в 1736 году. Эти первые шаги в его карьере были достигнуты несмотря на начало потери слуха во время учебы у Грина.

Первые сочинения Бойса начали появляться в начале 1730-х годов. Ряд песен был опубликован в виде листовок и в периодических изданиях, а четыре были включены в высоко ценимый сборник песен Джорджа Бикхэма "Музыкальный увеселитель" (Лондон, 1737). К 1736 году более дюжины антемов Бойса входили в репертуар Королевской капеллы. Духовная кантата "Плач Давида о Сауле и Ионафане" является первым его крупномасштабным произведением, ранняя история которого теперь хорошо установлена. Ее первое исполнение состоялось в апреле 1736 года в Аполло-Академии, которая продвигала ряд других важных работ Бойса в конце 1730-х годов, включая две оды в честь Святой Цецилии. Можно предположить, что первая театральная работа Бойса, маска "Пелей и Фетида", была исполнена к 1740 году. Однако не найдено доказательств, подтверждающих предположение Хокинса о более ранней премьере "Пелея и Фетиды" в Лондоне Филармоническим обществом.

Общественное признание талантов Бойса пришло с первым из его королевских назначений на должность композитора Королевской капеллы после смерти Джона Уэлдона в мае 1736 года. Его контракт предусматривал, что он также должен был разделять некоторые обязанности вновь назначенного второго органиста, Джонатана Мартина. Тесная связь с Грином продолжилась и здесь, поскольку его бывший учитель теперь был старшим композитором и органистом капеллы. С 1737 года и по крайней мере до 1756 года Бойс дирижировал Фестивалем трех хоров. В 1738 году он взял на себя первое из ряда обязательств перед благотворительными организациями, подписавшись как член-учредитель, наряду с Генделем, Грином, Фестингом и многими другими видными музыкантами, в Фонд поддержки обедневших музыкантов и их семей.

К концу десятилетия репутация Бойса достигла Дублина. Когда его впечатляющая ода Святой Цецилии "Узри славного Аполлона и Девять" была исполнена Филармоническим обществом Дублина 17 декабря 1740 года, "Фолкнерс Дублин Джорнал" сообщила, что она "была признана многими здешними лучшими знатоками одним из величайших произведений, которые когда-либо слышали". Другие произведения Бойса, исполненные там в начале 1740-х годов, включали оркестровый антифон "Блажен, кто внемлет страждущему", заказанный в пользу больницы Мерсера, "Плач Давида", оду "Нежная лира, начни напев" и серенату "Соломон".

Серената "Соломон" принесла Бойсу первый значительный успех в начале 1740-х годов. По оценке Чарльза Берни 1789 года, она была "не только долго и справедливо признаваема как приятное и красноречивое сочинение, но все еще доставляла большое удовольствие друзьям английской музыки, когда бы ее ни исполняли". Показательно, что на более позднем портрете кисти Томаса Хадсона Бойс изображен с копией этой серенаты. В 1745 году, утвердив свою репутацию, Бойс получил королевскую лицензию на печать и публикацию своей музыки.

Публикация "Двенадцати сонат для двух скрипок и баса" Бойса в 1747 году имела беспрецедентный успех для произведения такого рода. Эти сонаты, находящиеся в прямой линии преемственности от классических моделей Арканджело Корелли, вскоре были признаны самыми выдающимися английскими вкладами в этот жанр. Позже в том же году Бойс выпустил два сборника песен, дуэтов и кантат под названием "Лира Британника", которые в конечном итоге выросли до шести томов (1747–1759).

В 1749 году Бойс принял приглашение стать органистом в церкви Всех Святых Великих и Малых, приходской церкви Цеха столяров.

Кульминацией карьеры Бойса стало 1 июля 1749 года в Кембридже, когда его торжественная ода "Здесь все твои деятельные огни распространяй" была исполнена в Сенатском доме по случаю вступления герцога Ньюкасла в должность канцлера университета. На следующий день его оркестровый антифон "О, веселитесь о Боге" был исполнен в церкви Святой Марии Великой.

В 1746 году он получил единичный заказ от Джона Рича на написание траурной песни для "Цимбелина" в театре Ковент-Гарден. В декабре 1759 года он написал две песни для новаторской пантомимы Гаррика "Вторжение Арлекина", которая оказалась его прощанием с театром. Его песня "Дубовое сердце", вдохновленная серией британских морских побед, идеально передала дух своего времени и впоследствии утвердилась как национальная песня, с которой имя Бойса будет всегда ассоциироваться.

После смерти Мориса Грина в декабре 1755 года Бойс сменил его на посту Мастера королевской музыки.

Когда "Соборная музыка" была в конечном итоге опубликована (1760–1773), она установила канон английской церковной музыки.

"Восемь симфоний" Бойса (1760) представляли собой ретроспективный сборник оркестровых увертюр. Позже Бойс сам выпустил второй набор оркестровых произведений, "Двенадцать увертюр" (1770).

Бойс написал внушительный и глубоко прочувствованный оркестровый антифон "Души праведников" для похорон Георга II и великолепную обработку "Да возрадуется царь" для свадьбы Георга III. Для коронации он сочинил восемь антемов.

Бойс продолжал жить на Кволити-Корт в Сити по крайней мере до 1763 года. К марту 1764 года он и его семья переехали в свой последний дом по адресу Кенсингтон-Гор, 3, к западу от Лондона. Хотя он находился на полупенсии, он продолжал исполнять свои королевские обязанности, включая сочинение придворных од, создавал антифоны, принимал отдельные заказы и, прежде всего, готовил к публикации второй и третий тома "Соборной музыки". Он также с большим интересом следил за развитием молодого поколения английских музыкантов и, несомненно, оказывал на него влияние. Среди тех, кого он учил или кому давал советы, были Джонатан Баттишилл, братья Сэмюэл и Чарльз Уэсли, Томас Линли-младший, Джон Стаффорд Смит, который разделял его интерес к старине, и Мармадюк Оверенд, который в последние годы Бойса вел с ним переписку о вопросах гармонической теории и приобрел трактат Бойса после его смерти.

Общественная реакция на смерть Бойса была исключительной для английского музыканта. Огромный личный и профессиональный авторитет, который он приобрел, отразился в впечатляющей заупокойной службе, организованной в его честь и собравшей большое число прихожан в соборе Святого Павла 15 февраля 1779 года. На службе, во время которой исполнялся его антифон "Если мы веруем, что Иисус умер", пели объединенные хоры собора, Вестминстерского аббатства и Королевской капеллы. Бойс был погребен в крипте собора Святого Павла, где его эпитафию можно прочитать до сих пор.

Некоторая компенсация за то, что, за исключением "О, веселитесь" (1752), ни один из антифонов Бойса не был напечатан при его жизни, была сделана Филипом Хейсом, который отредактировал и опубликовал, от имени вдовы Бойса, "Пятнадцать антифонов доктора Бойса" (1780) и "Сборник антифонов" (1790). Обширная нотная библиотека Бойса была продана с аукциона, но Ханна Бойс сохранила его рукописи, многие из которых позже были приобретены Филипом Хейсом для Музыкальной школы в Оксфорде. Другие были куплены частными лицами и иногда попадали в библиотеки музыкальных обществ. Оставшиеся рукописи, хранившиеся в семье, были в конечном итоге проданы после смерти сына Бойса. Помимо крупного собрания автографов в Бодлианской библиотеке, значительные коллекции находятся в Королевском музыкальном колледже и Британской библиотеке.

Творчество

Уильям Бойс был одним из ведущих английских композиторов своего поколения, чья карьера развивалась, несмотря на прогрессирующую потерю слуха. Его творческое наследие охватывает практически все музыкальные жанры его времени: церковную музыку (антифоны, службы), инструментальную музыку (симфонии, увертюры, трио-сонаты), театральную музыку (маски, песни для пантомим), светские оды и кантаты. Его редакторский труд — сборник "Соборная музыка", содержащий произведения английских композиторов XVI–XVIII веков, — сыграл ключевую роль в сохранении и популяризации наследия английской церковной музыки. Стиль Бойса характеризуется мастерским владением контрапунктом, мелодической изобретательностью и способностью сочетать барочные традиции с зарождающимся классическим стилем.

Произведения

Духовная музыка

Многочисленные антемы, включая:

  • "Если мы веруем, что Иисус умер" ("If we believe that Jesus died")
  • "О, веселитесь о Боге" ("O be joyful in God")
  • "Души праведников" ("The souls of the righteous")
  • "Да возрадуется царь" ("The King shall rejoice")
  • Службы (Service in A)
  • Духовная кантата "Плач Давида о Сауле и Ионафане" ("David’s Lamentation over Saul and Jonathan")

Светская вокальная музыка

  • Серената "Соломон" ("Solomon")
  • Оды в честь Святой Цецилии
  • Ода "Здесь все твои деятельные огни распространяй" ("Here all thy active fires diffuse")
  • Песня "Дубовое сердце" ("Heart of Oak")
  • Песни, опубликованные в сборниках "Лира Британника" ("Lyra Britannica")

Сценическая музыка

  • Маска "Пелей и Фетида" ("Peleus and Thetis")
  • Музыка к пантомиме "Вторжение Арлекина" ("Harlequin’s Invasion")
  • Музыка к пьесе "Цимбелин" ("Cymbeline")

Инструментальная музыка

  • "Восемь симфоний" ("Eight Symphonys")
  • "Двенадцать увертюр" ("Twelve Overtures")
  • "Двенадцать сонат для двух скрипок и баса" ("Twelve Sonatas for Two Violins and a Bass")

Сборники (редактор)

  • "Соборная музыка" ("Cathedral Music") (в трех томах, 1760-1773)

Ноты сочинений Уильяма Бойса на сайте библиотеки IMSLP