Бузиньяк, Гийом
ок.1587 - ок.1642
Назад
Гийом Бузиньяк (Guillaume Bouzignac) - Французский композитор
Родился около 1587 года, Сен-Назер-д'Од, северная Нарбонна - умер после 1642 года.
Он внес значительный вклад в репертуар духовной музыки во время правления Людовика XIII и тем самым помог освободить провинциальный французский стиль от королевского консерватизма, включив в него итальянский и испанский стили.
Семья Бузиньяков жила в Сен-Назер-д'Од по меньшей мере с 1536 года, некоторые из ее членов были консулами и губернаторами сеньориального округа. Гийом Бузиньяк учился в соборе Сен-Жюста в Нарбонне незадолго до того, как там появился Этьен Мулинье. В 1604 году, по окончании своего ученичества, он, вероятно, стал су-метрдотелем Нарбонны, получив назначение на бенефис в кафедральном соборе. Мотив "О смерти, эро морс туа", с которым он завершил свое обучение, был написан "в возрасте 17 лет". Поскольку его финансовое положение было плачевным, он покинул Лангедок и стал певчим и су-метрдотелем Ангулемского кафедрального собора, проведя некоторое время на службе у королевского настоятеля Габриэля де ла Шарлонье в Ангулеме. В 1634 году мэр города высоко оценил его в переписке с Мерсенном. Бузиньяк покинул Шаранту в 1608 году, чтобы вернуться на родную пустошь и (благодаря своему младшему брату Антуану) расплатиться с долгами, которые у него были ранее. Его настоящая карьера музыканта, переходящего из одной хоровой школы в другую, началась в 1609 году, когда он подписал акт о приеме в коллегиальную церковь Сент-Андре в Гренобле в качестве мэтра музыки. Увлеченный другими предприятиями, он пробыл в Дофине всего три месяца, а затем, по-видимому, совсем покинул Францию. Он не появлялся до 1624 года, когда был назначен мэтром музыки в кафедральном соборе Буржа. Возможно, он отправился в Италию и познакомился там с концертной музыкой для двойного хора и с сакральными сценами, которые предшествовали расцвету оратории. Или, возможно, он совершал короткие поездки в разные уголки Франции в поисках еще более желанной должности, прежде чем отправиться в Испанию, где музыканты начинали внедрять новшества. Ничто не подтверждает ни ту, ни другую гипотезу, но в 1624 году, в силу указов собора 1584 года, Бузиньяк был рукоположен в сан священника в Бурже. Воспользовавшись различными периодами отпусков, предоставленных ему в качестве особой милости, в 1625 году он отправился в Париж "по делам" и, несмотря на расположение каноников, покинул Берри в 1626 году. Три года спустя он был назначен мэтром музыки в кафедральном соборе Нотр-Дам в Родезе, но в 1632 году подал в отставку, и о нем больше ничего не известно до 1643 года, когда его назвали "мэтром учеников хора и экспертом в музыкальном искусстве" в кафедральном соборе Клермон-Феррана. Бузиньяк не упоминается ни в одном последующем архивном документе, но в 1643 году Аннибал Гантес восхвалял его, как Мерсенн примерно семью годами ранее в своей книге "Всемирная гармония" (Париж, 1636-1677). В 1665 году Жак Ле Клерк, помощник настоятеля церкви Святой Троицы в Вандоме, упомянул сочинение Бузиньяка в теоретическом сборнике, озаглавленном "Метод облегчения и свершения для учеников", посвященном песнопениям о Боге без помощи азартных игр. В главе, о которой идет речь, рассказывается об акцентировании разговорного языка и его музыкальной транскрипции следующим образом: “В одном трио сьера Бузиньяка, преподавателя хоровой школы в Клермоне, Овернь, состоящем всего из шести коротких строк, я покажу, что слоги, которые при произнесении кажутся короткими, здесь становятся длинными более чем в 20 местах”. Эта формулировка наводит на мысль, что в то время Бузиньяк был еще жив. Несмотря на серьезные предположения, в значительной степени подкрепленные его паралитургическими трудами (в которых он, не колеблясь, ссылался на актуальные и заслуживающие освещения в печати события), нет ничего, что могло бы однозначно подтвердить, что Бузиньяк отправился на Атлантическое побережье в 1628 году (хотя взятие Ла-Рошели подробно описано в "Кантате Домино", omnis Francia)., что он служил Генриху, герцогу Монморанси, губернатору Лангедока (на что, по-видимому, указывают слова "мир для принца Генрико", цитируемые в турской версии "Dum silentium", или что он был в Каркассоне во время епископства Виталя де л'Эстанга (на что указывают слова "pax pro inclito Vitali", добавленные в конце той же работы в парижской версии). Однако мы не можем игнорировать тот факт, что в то время такие посвятительные апострофы были в ходу на монетах, как дань уважения местному покровителю, будь то религиозному или светскому. Таким образом, "Бернардинус" в "Иисусе Пропитии эсто", возможно, был адресован Бернардину де Корнейлану, епископу Родеза с 1614 по 1648 год, на который пришлось пребывание Бузиньяка в Родезе. Еще более вероятным кажется то, что он был в Туре летом 1641 года, когда город организовывал торжества по случаю перенесения мощей епископа III века Святого Мартина из аббатства Клюни. В нескольких священных произведениях Бузиньяка упоминается эта церемония (хор "Молитва", "Песнь домино", "О Туронцах", "Слава солнца", "Туронская церковь"), что позволяет предположить, что Бузиньяк был мэтром музыки в Туре, но нет никаких документальных подтверждений этой гипотезы. То же самое следует сказать и о связях Бузиньяка с Парижем. Тот факт, что две его композиции были в репертуаре собора Нотр-Дам-де-Виктуар, не доказывает, что сам он принадлежал к какому-либо столичному приходу.
Ноты сочинений Гийома Бузиньяка на сайте библиотеки IMSLP