Бузиньяк, Гийом
1587 - 1642
Назад
Bouzignac, Guillaume
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Гийом Бузиньяк был французским композитором эпохи раннего барокко. Семья Бузиньяков проживала в Сен-Назер-д'Од по крайней мере с 1536 года, некоторые ее члены были консулами и прево сеньориального округа. Гийом Бузиньяк учился в соборе Сен-Жюст в Нарбонне незадолго до того, как там появился Этьен Мулинье. В 1604 году, по окончании ученичества, он, вероятно, стал су-мастером (помощником руководителя) в Нарбоне, получив бенефиций в соборе. Мотет "О смерть, я буду твоей смертью", которым он завершил учебу, был сочинен "в возрасте 17 лет". Поскольку его финансовое положение было неблагополучным, он покинул регион Лангедок и стал певчим и су-мастером собора в Ангулеме. В 1634 году прево высоко отзывался о нем в переписке с Мерсенном.
Бузиньяк покинул Шаранту в 1608 году, чтобы вернуться на родину и (благодаря своему младшему брату Антуану) расплатиться с долгами, которые он накопил ранее. Его настоящая карьера музыканта, переезжающего из одной хоровой школы в другую, началась в 1609 году, когда он подписал свое поступление на должность руководителя музыки в коллегиальной церкви Сен-Андре в Гренобле. Привлеченный другими возможностями, он пробыл в Дофине всего три месяца, а затем, по-видимому, полностью покинул Францию. Он вновь появляется только в 1624 году, когда был назначен руководителем музыки собора в Бурже. Возможно, он отправился в Италию и там познакомился с концертной музыкой для двойного хора и со "священными сценами", предшествовавшими возникновению оратории. В 1624 году, в силу эдиктов собора 1584 года, Бузиньяк был рукоположен в священники в Бурже. Воспользовавшись различными отпусками, предоставленными ему в качестве особой милости, он отправился в Париж в 1625 году "по делам" и, несмотря на благосклонность каноников, покинул Берри в 1626 году. Три года спустя он был назначен руководителем музыки в соборе Нотр-Дам в Родезе, но в 1632 году ушел в отставку, и о нем ничего не известно до 1643 года, когда он был описан как "мастер певчих и эксперт в искусстве музыки" в соборе Клермон-Феррана.
Бузиньяк не упоминается ни в одном последующем архивном документе, но в 1643 году Аннибал Гантез восхвалял его, как это сделал Мерсенн семью годами ранее в своей "Всеобщей гармонии". Несмотря на сильные предположения, в значительной степени подкрепленные его паралитургическими произведениями, нет никаких данных, чтобы определенно подтвердить, что Бузиньяк отправился на атлантическое побережье в 1628 году, что он служил герцогу Анри де Монморанси, губернатору Лангедока, или что он был в Каркассоне во время епископства Виталя де Л'Эстана. Однако нельзя игнорировать тот факт, что подобные посвятительные апострофы были обычным явлением в то время — дань уважения местному покровителю, религиозному или светскому. Таким образом, "Бернардинус" в "Иисус, будь милостив" мог быть адресован Бернардену де Корнейяну, епископу Родеза с 1614 по 1648 год, в период которого попадает пребывание Бузиньяка в Родезе. Кажется еще более вероятным, что он был в Туре летом 1641 года, когда город организовывал празднества по случаю перенесения мощей святого Мартина. Несколько духовных произведений Бузиньяка ссылаются на эту церемонию, что позволяет предположить, что он был руководителем музыки в Туре, но нет документальных свидетельств, подтверждающих эту гипотезу.
136 произведений составляют на сегодняшний день каталог сочинений Бузиньяка. Состоящие в основном из духовных произведений на латыни, они также включают четыре светские пьесы в стиле, который сочетает строгость письма XVI века с имитационной, мадригальной манерой итальянской школы, все это окрашено популярным воздухом куртуазности. Сочинения сохранились главным образом в двух рукописных собраниях: одно в Туре, другое — в коллекции Бросара в Национальной библиотеке в Париже. К ним следует добавить два мотета, также находящиеся в Национальной библиотеке: "Я глас вопиющего" и "Мария вознесена".
Только 11 произведений могут быть достоверно атрибутированы Бузиньяку; они включают шансон "Какая надежда на исцеление" и "Как сладко насилие", с которыми он победил на музыкальном конкурсе. К ним, возможно, следует добавить шестиголосное "Огонь вибрирующим светом", приписываемое ему Бросаром. Однако стилистическое сравнение нескольких произведений, присутствующих как в Турском, так и в основном Парижском собраниях, позволило Лоне идентифицировать еще 125 произведений как почти наверняка принадлежащих Бузиньяку.
Духовные пьесы Бузиньяка оригинальным и искусным образом сочетают эпизоды, вдохновленные писанием и злободневными событиями, что позволяет датировать его творчество в целом периодом между 1628 годом (взятие Ла-Рошели) и 1641 годом (церемонии в честь Святого Мартина в Туре). Однако за способом, каким современные события проецировались на библейские повествования, стояла дидактическая цель. Духовные произведения Бузиньяка, несомненно, предназначались для назидания паствы. Используя простые средства, Бузиньяк действовал как учитель необразованных масс.
Его паралитургические произведения можно разделить согласно их текстам на три основных жанра, происходящих от старого мотета. Один из них — это диалог, ведущий происхождение от венецианской практики разделенных хоров, который состоит исключительно из словесных и музыкальных обменов внутри хора или между хорами. Затем идет священная сцена, предшественница оратории в манере Кариссими; она принимает идею обменов, найденную в диалоге, но распределяет определенные роли, выраженные в прямой речи, между разными голосами, различая солистов и толпу как интерпретатора страстей, часто также с рассказчиком. Наконец, есть собственно мотет, который Бузиньяк использовал для интимного размышления — полифоническое эссе без хоровых диалогов и изображения персонажей.
Оригинальность Бузиньяка ослепительна в музыке этих паралитургических произведений. Он неоднократно использовал мелодические или ритмические формулы как код, молчаливо понимаемый всеми, чтобы пробудить чувства или вызвать образы: нисходящий хроматизм для скорби; хореи или быстрые хоровые обмены для имитации радости; пустые такты для передачи ночной тишины. Иногда музыкальный дискурс приближается к вербальному языку. Бузиньяк также быстро последовал примеру Дю Корруа и Форме в использовании двойного хора, стремясь не столько к акустическому великолепию, сколько к драматическому правдоподобию в игре вопросов и ответов. Его вкус к манихейству проявляется в том, как гомофонный двойной хор может сменять мелизматический или просто декламируемый сольный пассаж, и он давал волю своему воображению, группируя голоса в две массы звука в венецианской манере. Бузиньяк редко использовал контрапункт, предпочитая сохранять его для разделов, трактуемых как куплеты внутри гомофонных хоров.
Искусство Бузиньяка чисто вокальное, но он заставлял свои музыкальные ресурсы служить драме, никогда не позволяя им быть лишь избыточным добавлением к тексту. Хотя сочинения, приписываемые ему в упомянутых рукописных собраниях, редко предписывают использование бассо континуо, нет сомнений, что оно применялось.
Большинство произведений Бузиньяка принадлежат к паралитургическим жанрам, в некоторой степени находящимся под влиянием второй практики Монтеверди; но три мессы, две части мессы и обработка "Плача Иеремии" являются примером вовлеченности композитора также в музыку, предназначенную для украшения церковной службы. В этих произведениях музыка часто более строгая и ригидная, использующая аккордовый стиль и выдающая консервативную хватку, преобладавшую во всех частях Франции, когда литургическая традиция брала верх над паралитургическими устремлениями. Свобода выражения могла осуществляться только в последней сфере.
Духовная музыка (с установленным авторством)
Светская музыка (с установленным авторством)
Сомнительные и вероятно принадлежащие Бузиньяку произведения (анонимные)
Литургические произведения
Паралитургические произведения (мотеты, диалоги, священные сцены)
Светская музыка (сомнительные)
Ноты сочинений Гийома Бузиньяка на сайте библиотеки IMSLP