Бувар, Франсуа
1683 - 1760

Назад

Франсуа Бувар (Francois Bouvard) - Французский композитор, педагог и оперный певец

Родился в 1683 году, Лион - умер 2 марта 1760 года, Париж. 

Основным источником информации о нем является "Словарь театра братьев Парфакт", в котором говорится, что Бувар поступил в оперу в очень юном возрасте, чтобы исполнять партии сопрано, обладая "голосом такого диапазона, которого никто никогда не слышал". После того, как у него сломался голос, когда ему было около 16 лет, он провел пару лет в Риме. В феврале 1701 года он вернулся в Париж, где его первая (итальянская) ария появилась в сборнике, изданном Баллардом. В 1702 году, благодаря покровительству М. В Королевской академии музыки Франции с большим успехом была поставлена его первая опера "Медус", но в 1706 году "Кассандра", написанная в сотрудничестве с Бертеном де Ла Дуэ, провалилась. На протяжении 1701-11 годов Бувар регулярно публиковал арии в коллекциях Балларда, первоначально арии серье или итальянские арии, а с 1706 года арии по-буарски, которые стали одним из его фирменных блюд. Эти публикации внезапно прекратились в 1711 году, и с тех пор у нас нет никаких сведений о музыканте вплоть до 1723 года. Замечание в "Настольной биографии" Буажелу позволяет предположить, что он долгое время провел за границей, главным образом в Италии. Повторное пребывание в Италии объяснило бы, почему в свидетельстве о его смерти (в архиве Сены, фон Бежис) он назван "рыцарем" и "графом Святого Иоанна Латеранского" и почему две его кантаты, "Энигме" и "Безразличном к Эпу", а также его "последняя ария" (1756), написаны в Италии. подпись: "Бувар, шевалье Ромен’. Было высказано предположение, что Буваров было двое, один из них - граф Святого Иоанна Латеранского, автор скрипичных сонат, а другой - обычный мэтр музыки, ответственный за другие произведения, но выводы, которые можно сделать из самих публикаций, противоречат этому. В 1723 году Бувар опубликовал в Париже свою первую книгу "Сонаты для виолончели", и после этой даты он, похоже, сосредоточился на своей деятельности в качестве преподавателя и композитора-фрилансера, и, судя по количеству изданий и некоторым посвящениям, добился значительного успеха. В 1742 году он посвятил свой шестой сборник мелодий мадам президентше Фрагье, поблагодарив ее за то, что она назначила его учителем музыки ее сыновей, а одна из его последних кантат, "Энигме", была посвящена мадам де Помпадур. После 1750 года его композиторская деятельность, по-видимому, значительно сократилась, и он умер в Париже бедным и забытым. Обширное творчество Бувара отличается разнообразием и внезапными перерывами в его композиторской деятельности. Его карьера в опере, блестяще начавшаяся в 1702 году с "Медуса", закончилась в 1706 году провалом "Кассандры", и за его первым сборником скрипичных сонат так и не последовало второго. Однако он продолжал писать сценическую музыку в форме дивертисментов для аристократии и двора, и эти произведения свидетельствуют о его высокой репутации, в частности "Марсова школа", написанная в 1738 году, вероятно, по королевскому заказу. "Духовная идиллия во времена владыки Иисуса Христа" (1734) была высоко оценена в "Меркюр де Франс", но сегодня трудно составить какое-либо представление об этих сценических произведениях, поскольку музыка утрачена. Духовная музыка Бувара сводилась к 11 песнопениям, не отличавшимся особой оригинальностью. Известны названия 32 кантат и стихотворных сборников, но только 12 из них сохранились полностью. Некоторые из них в свое время приобрели определенную известность, в том числе экспрессивный и драматичный фильм "Возвращение нежности". Арии естественным образом делятся на три категории: самые многочисленные - арии в стиле буар, написанные для одного или двух голосов и часто заканчивающиеся длинными мелизмами на слова, связанные с выпивкой; арии серии "Серье" - самая разнообразная группа, включающая собственно арии серии (а также "мюзетты" и "ариетты"), воспевающие любовь в стихах. пасторальный контекст, а также другие ("брюнетки", "водевили", "шансонетки" и "голуаз") более популярного характера, в том числе "пейсаны" (переложения диалектных текстов) и несколько танцевальных песен (гавоты и менуэты).; а "итальянские арии" с инструментальным сопровождением и вокалом, написанными по мотивам оперы и кантаты, были предназначены для более образованной публики. После своих ранних опер Бувар стоял в стороне от основных музыкальных жанров, а также от музыкальных споров своего времени, и по этой причине он является интересным представителем французского музыкального общества первой половины XVIII века.

 

Ноты сочинений Франсуа Бувара на сайте библиотеки IMSLP