Буссе, Жан-Батист Друар де
1662 - 1725

Назад

Жан-Батист Друар де Буссе (Jean-Baptiste Drouart de Bousset) - Французский композитор и певец

Родился в 1662 году, Аньер, Дижон - умер 3 октября 1725, Париж. 

После учебы у Жака Фаржоннеля, мэтра музыки в Сент-Шапель в Дижоне, он переехал в Париж в начале 1690-х годов. Незадолго до 1700 года он стал мэтром музыки Французской академии, главной обязанностью которого было сочинять и дирижировать песнопениями каждый год на праздник Святого Людовика (25 августа), отмечаемый мессой в часовне Лувра. К 1702 году он стал мэтром музыки также в Академии наук и Академии надписей, которые совместно отмечали праздник Святого Людовика в церкви Оратории. За свою работу в академии Буссе получал королевскую пенсию в размере 600 турнских ливров, половина из которых была компенсацией за денежные выплаты нанятым им музыкантам. Однако мало что из произведений Буссе сохранилось, и его основные достижения были связаны с чем-то другим. Около 1692 года он стал ведущим композитором "Арий сере и буара" своего поколения. По словам Лаборда, "его манера пения была настолько восхитительной, что он сколотил большое состояние в Париже, исполняя мелодии, которые никто не сочинял лучше него’. В посвящении своего последнего сборника "Арии в стиле модерн" (1725) герцогине Орлеанской композитор написал, что вкусы "величайших принцесс" Франции сформировали его музу и что их поддержка обеспечила ему неизменную репутацию. Большинство из 875 арий Серье и буара Буссе, опубликованных за его 35-летнюю композиторскую жизнь, предназначены для одного или двух голосов с продолжением. Титон Дю Тийе ("Парнас Франсуа", 1732) справедливо отметил подлинную выразительность слов Буссе, его благородную, естественную и приятную мелодию и разнообразие, поразительное при таком объеме его творчества. Буссе следовал традиции, придерживаясь в основном бинарной формы, и его риторический подход к оформлению текста демонстрирует влияние как Люлли, так и Ламберта. Он использовал двойную технику не только для того, чтобы создать письменную вариацию для всего второго куплета из 46 арий, сочиненных между 1690 и 1716 годами, но и на протяжении всей своей карьеры, чтобы варьировать повторы отдельных фраз текста, часто творчески сочетая их с приемами мелодического развития, усвоенными с конца XVII века. -столетняя итальянская практика. Другими итальянскими чертами, присущими его творчеству, являются хроматизм и последовательное письмо. Буссе был одним из первых французов, кто экспериментировал с принципом ритурнелло как средством объединения арий (1696), и он опередил Кампру на два года как первого композитора кантат во Франции, который сопоставил речитатив во французском стиле с формой да капо в арии (1706). Три его сочинения (два из которых были опубликованы как по отдельности, так и в сборниках) представляют собой новые попытки объединить сольные песни и дуэты в квазидраматические сцены; в 5-ю книгу "Новой музыки" входит кантата "Страстная влюбленная". Предположение о том, что Буссе был зятем Кристофа Балларда (который напечатал все свои музыкальные произведения, изданные до 1701 года), выдвинутое Папийоном в 1742 году и повторенное во многих более поздних рассказах о его жизни, необоснованно: в 1695 году Буссе женился на Марии Маргарите де Секвиль, чья сестра была женой Пьер, брат Кристоф Баллард.

Ноты сочинений Жана-Батиста Друара де Буссе на сайте библиотеки IMSLP