Буссе, Жан-Батист Друар де
1662 - 1725

Назад

Bousset, Jean-Baptiste Drouart de

  • Дата рождения: 1662
  • Место рождения: Аньер, близ Дижона, Франция
  • Дата смерти: 3 октября 1725
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Батист де Буссе был французским композитором и певцом эпохи барокко. После обучения у Жака Фажоннеля, руководителя музыки (maître de musique) в Святой Капелле в Дижоне, он переехал в Париж в начале 1690-х годов. Незадолго до 1700 года он стал руководителем музыки Французской Академии с основной обязанностью сочинять и дирижировать одним мотетом каждый год на праздник Святого Людовика (25 августа), отмечаемый мессой в капелле Лувра. К 1702 году он также стал руководителем музыки Академии наук и Академии надписей и изящной словесности, которые совместно отмечали праздник Святого Людовика в церкви Оратории. За свою работу для академий Буссе получал королевскую пенсию в размере 600 ливров, половина из которой шла на возмещение средств, выплаченных привлеченным им музыкантам.

Однако немногое из духовного наследия Буссе сохранилось, и его главные достижения лежат в другой области. Около 1692 года он стал ведущим композитором своего поколения в жанре серьезных и застольных арий. Согласно Лаборду, "его манера пения была столь восхитительна, что он составил большое состояние в Париже, исполняя арии, которые никто не сочинял лучше него". В посвящении своего последнего сборника "Новых арий" (1725) герцогине Орлеанской композитор написал, что вкус "величайших принцесс" Франции сформировал его Музу и что их поддержка обеспечила его непреходящую репутацию. В 1695 году Буссе женился на Мари Маргерит де Секвиль.

Творчество

Большинство из 875 серьезных и застольных арий, опубликованных Буссе за 35 лет творческой жизни, написаны для одного или двух голосов с бассо континуо. Титон Дю Тийе справедливо отметил истинную выразительность текста у Буссе, его благородную, естественную и приятную мелодию, а также разнообразие, удивительное для такого объема output. Буссе следовал традиции, в основном придерживаясь двухчастной формы, и его риторический подход к воплощению текста показывает влияние как Люлли, так и Ламбера. Он использовал технику удвоения (double) не только для предоставления выписанной вариации для всего второго куплета в 46 ариях, сочиненных между 1690 и 1716 годами, но и на протяжении всей своей карьеры, чтобы варьировать повторы отдельных фраз текста, часто сочетая ее с техниками мелодического развития, заимствованными из итальянской практики конца XVII века. Другие итальянизмы, встречающиеся в его творчестве, — это хроматика и секвенции. Буссе был одним из первых французов, кто экспериментировал с принципом ритурнеля как средством объединения арии (1696), и он опередил Кампру на два года как первый композитор кантат во Франции, который сочетал речитатив во французском стиле с формой da capo в ариях (1706). Его три "Эклоги" являются новыми попытками объединить сольные песни и дуэты в квази-драматические сцены; книга 5 "Новых арий" включает кантату "Любовное нетерпение".

Произведения

Вокальная музыка (светская)

  • "Серьезные и застольные арии", 37 книг (Париж, 1690–1699)
  • "Новые серьезные и застольные арии", 21 книга (Париж, 1702–1725)
  • Арии в антологиях: 16 в "Сборниках серьезных и застольных арий" Баллара (Париж, 1698–1701); 2 в "Духовных ариях лучших авторов", том II, Баллара (Париж, 1701)
  • Три французские кантаты: "Сливовое дерево" ("Le prunier"); "Роза" ("La rose"); "Иксион" ("Ixion") (до 1710)
  • Кантата "Любовное нетерпение" ("L'impatience amoureuse")
  • Три эклоги ("Eglogues")

Духовная музыка

  • Большой мотет "Бог наш прибежище" ("Deus noster refugium")
  • Малый мотет "Кто это" ("Quae est ista")
  • Большой мотет "Te Deum" и другие мотеты (утрачены)

Инструментальная музыка

  • Инструментальное трио (копия Филлидора, 1695)

Ноты сочинений Жана-Батиста Друара де Буссе на сайте библиотеки IMSLP