Бурнонвиль, Жан де
1585 - 1632

Назад

Bournonville, Jean de

  • Дата рождения: около 1585
  • Место рождения: Нуайон, Франция
  • Дата смерти: 27 мая 1632
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан де Бурновиль был французским композитором. Указанная дата его рождения приведена у Фети и повторена у Гомара, но не подтверждена другими источниками. Он был руководителем музыки в хоровой школе коллегиальной церкви в Сен-Кантене в 1612 году, когда опубликовал свои "Восемь песней". По-видимому, он искал аналогичную должность в Камбре в 1613 году, когда предложил тамошнему соборному капитулу переплетенный том своих месс; он теперь утерян, хотя, возможно, это было первое издание "Тринадцати месс". Латинская поэма в его честь, напечатанная в этом сборнике в 1619 году, сообщает нам, что он получил первую премию на музыкальных конкурсах в Руане, Эврё и Абвиле, и на титульной странице он описан как "мастер музыки" при хористах Амьенского собора; Фети утверждает, что он покинул Сен-Кантен в 1618 году и недолго служил в аналогичном качестве в Абвиле, прежде чем переехать в Амьен в 1619 году. В конце 1631 года он был назначен руководителем хоровой школы Святой Капеллы в Париже, и 3 января 1632 года он был введен в должность "в нижние кресла с правой стороны, не будучи священником". То, что он, как мирянин, был назначен на такой пост, было данью уважения его репутации как композитора, но менее чем через пять месяцев он умер. Его современники хвалили его мягкое поведение не меньше, чем его таланты музыканта, и более чем через десять лет после его смерти Гантец приводил его в пример. Среди его учеников были его сын Валентин и О-Кусто.

Творчество

Бурновиль сочинял в основном a cappella духовную музыку на латинские тексты для литургического использования — мессы, псалмы, гимны, антифоны Деве Марии, обработки "Песнь Богородицы" и мотеты — но он также, в "Пятидесяти четверостишиях", опубликовал обработки французских моральных изречений. Он был превосходным контрапунктистом и с легкостью, даже изяществом, обращался с имитационной техникой, особенно в своих мессах и в "Пятидесяти четверостишиях": его контрапункт живой и непринужденный, а его мелодические линии, которые в основном силлабические, очень похожи на те, что встречаются в шансонах, особенно Жаннекена. Мессы в "Тринадцати мессах" иногда основаны на григорианском cantus firmus ("Радуйся, звезда морская", "Радуйся, Мария", "Горе мне", "Во имя Иисуса"), а иногда на мелодии шансона ("Соловей", "На рынке Арраса", и даже "Французская война", которая была вдохновлена "Битвой при Мариньяно" Жаннекена): последняя процедура явно нарушала недавние декреты Тридентского собора. В псалмах и обработках "Песнь Богородицы", которые написаны в стиле фобурдона, музыка для данного произведения используется для каждого стиха, при этом длительности нот адаптируются к количеству слогов латинского текста в соответствии с тогда новыми идеями гуманистов.

Произведения

Духовная музыка (латинские тексты)

  • "Восемь песней Богородицы, обычно называемых Величит, с общими гимнами почти всего года … Вечерня по римскому обряду" ("8 cantica virginis matris, qua vulgo Magnificat dicuntur, cum hymnis communibus pene totius anni … Vesperae secundum ritum romanus") для четырех, пяти голосов (Париж, 1612; расширенное 2-е изд. 1625)
  • Месса по образцу напева "Радуйся, звезда морская" ("Missa ad imitationem moduli ‘Ave maris stella’") для четырех голосов (Париж, 1618)
  • "Тринадцать месс, последняя из которых — заупокойная" ("Missae tredecim, quarum ultima pro defunctis") для четырех-шести голосов (Дуэ, 1619). Включает мессы на основе григорианских напевов и светских мелодий.

Светская музыка (французские тексты)

  • "Пятьдесят четверостиший сьера де Пибрак" ("50 quatrains du sieur de Pybrac") для двух-четырех голосов (Париж, 1622)

Утерянные произведения (упомянуты в источниках)

  • Две мессы для четырех голосов: "Как в летнее утро" ("Par un matin d'été"), "Знай, мадонна" ("Sappi, madonna")
  • Три мессы для пяти голосов: "Я испытал сладкие муки" ("J'ay senti les doux maux"), "Соловей" ("Luscinia"), "Нарцисс" ("Narcisse")