Бурнонвиль, Жан де
1585 - 1632

Назад

Жан де Бурнонвиль (Jean de Bournonville) - Французский композитор

Родился в 1585 году, Нуайон - умер 27 мая 1632 года, Париж. 

Приведенная здесь дата его рождения совпадает с датой, указанной Фетисом и повторенной Гомаром, но она не подтверждена. Он был музыкальным руководителем хоровой школы коллегиальной церкви в Сен-Кантене в 1612 году, когда опубликовал свою восьмикнижную песнь. По-видимому, он искал аналогичную должность в Камбре в 1613 году, когда предложил тамошнему кафедральному собору переплетенный том своих месс; в настоящее время он утерян, хотя, возможно, это было первое издание Missae tredecim. В латинском стихотворении, посвященном ему, напечатанном в этом сборнике в 1619 году, говорится, что он получил первую премию на музыкальных конкурсах, проходивших в Руане, Эвре и Абвиле, а на титульном листе он назван "мэтром музыки" для певчих Амьенского собора Фетис утверждает, что он покинул Сен-Кантен в 1618 году и некоторое время служил в аналогичной должности в Аббевиле, прежде чем переехать в Амьен в 1619 году. В конце 1631 года он был назначен директором хоровой школы Сент-Шапель, а 3 января 1632 года был назначен туда "в нижний партер с правой стороны, не будучи священником’. То, что он, как непрофессионал, был назначен на такой пост, было данью уважения к его авторитету как композитора, но через пять месяцев он скончался. Современники высоко ценили его благородное поведение и таланты музыканта, и более чем через десять лет после его смерти Гантес приводил его в пример. Среди его учеников были его сын Валентин и О-Кусто. Бурнонвиль сочинял в основном церковную музыку а капелла на латинские тексты для литургического использования – мессы, псалмы, гимны, антифоны Богородице, магнификаты и мотеты, – но он также опубликовал в сборнике четверостиший "Чинкванте" переложения французских нравоучений. Он был превосходным контрапунктистом и обращался с имитационным письмом с легкостью, даже элегантностью, особенно в своих мессах и четверостишиях чинкванте: его контрапункт живой и спонтанный, а мелодические линии, которые, как правило, силлабические, очень похожи на те, что встречаются в шансонах, особенно у Жанекена. Мессы в Missae tredecim иногда основаны на григорианском песнопении cantus firmus ("Аве марис стелла", "Аве Мария", "Во имя Иисуса"), а иногда на мелодии шансона ("Россиньоль", "Десус ле марш д'Аррас" и даже "Война Франсуазы", которая была вдохновлена "Де Батай"). Мариньян, Жанекен): последняя процедура явно нарушала недавние постановления Тридентского собора. В переложениях псалмов и магнификатов, выполненных в стиле Фокбурдона, для каждого стиха используется музыка данного произведения, а значения нот адаптируются к объему латинского текста в соответствии с новыми идеями гуманистов того времени.