Бурбон, Филипп де
1674 - 1723

Назад

Филипп де Бурбон (Philippe de Bourbon) - французский меценат и музыкант

  • Родился 2 августа 1674 г. - Сен-Клу.
  • Умер 2 декабря 1723 г. - Версаль.

Он был герцогом Шартрским и (после смерти своего отца в 1701 году) герцогом Орлеанским, а с 1715 года регентом Франции. Племянник Людовика XIV, он вырос в Париже и играл на флейте, гитаре, клавесине и виоле. Он изучал музыку у Этьена Лулиэ и композицию у Марка-Антуана Шарпантье, Николя Бернье и Шарля-Юбера Жерве, своего камердинера, которого он назначил интендантом своей музыки в 1700 году. Он живо интересовался итальянской музыкой и нанимал как французских, так и итальянских музыкантов. Его самым ранним известным произведением была опера "Филомела", написанная в сотрудничестве с Шарпантье в 1694 году и трижды сыгранная в его резиденции Пале-Рояль. Герцог запретил ее публикацию, и она была утеряна. С помощью Жерве он сочинил "Пентею", оперу, которая, вероятно, была отрепетирована 21 октября 1703 года в Фонтенбло и поставлена 16 июля 1705 года и 15 марта 1709 года в Пале-Рояле; либретто написал маркиз де ла Фар, капитан его гвардии, и было опубликовано в "Поэзии маркиза" (1755).). Сюита "Армида в Иерусалимском саду", также написанная в соавторстве с Жерве, была отрепетирована 2 октября 1704 года в Фонтенбло, исполнена в Пале-Рояле в феврале 1705 года и, возможно, еще раз в Фонтенбло 17 октября 1712 года. Либретто, основанное на эпосе Тассо, было написано бывшим наставником герцога Бернаром Рекелейном, бароном де Лонжепьером; оно было напечатано без пролога в 1812 году Николя Моро. Герцог снова запретил публикацию этих двух опер, но они сохранились в рукописи. Говорят, что Филипп также помогал в сочинении "Гипермнестры" Жерве (1716): два тамбурина из 2-го акта действительно звучат в "Пентее" (2-й акт). Он также сочинил мотеты (утрачены), две арии ("Я не для удовольствия" и "Безумцы", "Мы не друзья"), четыре кантаты (утрачены; тексты в сборнике кантат Ж. Башелье, Гаага, 1728) и две инструментальные пьесы. Оперная музыка Филиппа выдержана в итальянском стиле, блестяще оркестрована и включает в себя несколько прекрасных арий.