Бурбон, Филипп де
1674 - 1723
Назад
Bourbon, Philippe de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Филипп де Бурбон — французский меценат, музыкант и композитор, герцог Шартрский, а после смерти отца в 1701 году — герцог Орлеанский. В 1715 году он стал регентом Франции. Племянник короля Людовика XIV, он воспитывался в Париже, где получил блестящее образование и развил интерес к музыке.
Филипп был исполнителем на флейте, гитаре, клавесине и виоле. Музыке он учился у Этьена Люлье, а композиции — у выдающихся мастеров: Марка-Антуана Шарпантье, Николя Бернье и Шарля-Юбера Жерве. Последний был его камердинером и близким доверенным лицом, назначенным в 1700 году интендантом его музыкальной капеллы.
Герцог питал особый интерес к итальянской музыке, что соответствовало модным тенденциям конца XVII – начала XVIII века. Он покровительствовал как французским, так и итальянским музыкантам, формируя вокруг себя блестящий художественный круг.
Первым известным сочинением Филиппа стала опера "Philomèle" (Филомела), созданная им совместно с Марком-Антуаном Шарпантье в 1694 году. Произведение исполнялось трижды во дворце Пале-Рояль, однако публикации партитуры герцог не допустил, и музыка утеряна.
С помощью Жерве он сочинил оперу "Penthée" (Пенфей), либретто к которой написал маркиз де ла Фар, капитан его гвардии. Постановки состоялись в Пале-Рояль: впервые 16 июля 1705 года и повторно 15 марта 1709 года. Вероятно, ещё одна репетиция проходила в Фонтенбло в октябре 1703 года. Либретто было опубликовано в сборнике стихов маркиза "Poésies" (Поэзии) в 1755 году.
Другая крупная работа — опера "Suite d'Armide, ou Jerusalem délivrée" (Армида, или Освобождённый Иерусалим), написанная совместно с Жерве. Либретто на сюжет из эпоса Торквато Тассо принадлежало бывшему наставнику герцога, барону де Лонжпьеру. Репетиция состоялась в Фонтенбло 2 октября 1704 года, а постановки — в Пале-Рояль в феврале 1705 года и, возможно, вновь в Фонтенбло в октябре 1712 года. Эта опера также не была опубликована, но сохранилась в рукописях.
Современники утверждали, что Филипп участвовал и в работе над оперой Жерве "Hypermnestre" (Гипермнестра, 1716): два тамбурина из второго акта этого произведения перекликаются с музыкой второго акта "Penthée".
В творческом наследии Филиппа упоминаются также мотеты (утрачены), два арии — "Je suis né pour le plaisir" (Я рождён для удовольствия) и "Insensés, nous ne voyons pas" (Безумцы, мы не видим), четыре кантаты (утрачены, тексты опубликованы в сборнике Ж. Башелье "Recueil de cantates" (Собрание кантат), Гаага, 1728), а также два инструментальных сочинения.
Его оперная музыка отличалась итальянскими влияниями, яркой оркестровкой и выразительными ариями.