Бурбон, Филипп де
1674 - 1723
Назад
Bourbon, Philippe de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Филипп де Бурбон — французский меценат, музыкант и композитор, герцог Шартрский, а после смерти отца в 1701 году — герцог Орлеанский. В 1715 году он стал регентом Франции. Племянник короля Людовика XIV, он воспитывался в Париже, где получил блестящее образование и развил интерес к музыке.
Филипп был исполнителем на флейте, гитаре, клавесине и виоле. Музыке он учился у Этьена Люлье, а композиции — у выдающихся мастеров: Марка-Антуана Шарпантье, Николя Бернье и Шарля-Юбера Жерве. Последний был его камердинером и близким доверенным лицом, назначенным в 1700 году интендантом его музыкальной капеллы.
Герцог питал особый интерес к итальянской музыке, что соответствовало модным тенденциям конца XVII – начала XVIII века. Он покровительствовал как французским, так и итальянским музыкантам, формируя вокруг себя блестящий художественный круг.
Филипп де Бурбон занимает уникальное место в истории французской музыки как аристократ-композитор и меценат. Его творчество отражает переход от строгого французского стиля Людовика XIV к более свободному и экспрессивному языку с заметным влиянием итальянской музыки. Его оперные произведения отличаются яркой оркестровкой, выразительными ариями и драматической интенсивностью. Будучи регентом Франции, он способствовал проникновению итальянских музыкальных влияний во французскую культуру. Первым известным сочинением Филиппа стала опера "Филомела", созданная им совместно с Марком-Антуаном Шарпантье в 1694 году. Произведение исполнялось трижды во дворце Пале-Рояль, однако публикации партитуры герцог не допустил, и музыка утеряна. С помощью Жерве он сочинил оперу "Пенфей", либретто к которой написал маркиз де ла Фар, капитан его гвардии. Другая крупная работа — опера "Армида, или Освобождённый Иерусалим", написанная совместно с Жерве. Современники утверждали, что Филипп участвовал и в работе над оперой Жерве "Гипермнестра": два тамбурина из второго акта этого произведения перекликаются с музыкой второго акта "Пенфея".
Оперы
Вокальные сочинения
Инструментальные сочинения