Боттригари, Эрколе
1531 - 1612

Назад

Bottrigari, Ercole

  • Дата рождения: 24 августа 1531
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 30 сентября 1612
  • Место смерти: Сант-Альберто, близ Болоньи, Италия

Биография

Эрколе Боттригари был итальянским ученым, математиком, архитектором, музыкальным теоретиком, композитором и поэтом. Внебрачный сын Джованни Баттисты Боттригари, богатого болонского аристократа, и Корнелии де Кьяри из Брешии, он был узаконен 16 августа 1538 года и воспитывался в доме отца в Сант-Альберто, близ Болоньи. 7 марта 1542 года сенат Болоньи выбрал Боттригари одним из двенадцати молодых аристократов, назначенных для приветствия нового кардинала-легата, Гаспаро Контарини, в городе. Очевидно, Боттригари отличился в декламации поэзии и речей по этому случаю; он был должным образом вознагражден Контарини, который пожаловал ему титулы Рыцаря Святого Престола и Латеранского рыцаря во время торжественной папской мессы в соборе Болоньи 9 апреля 1542 года. В молодости он изучал классические языки с Франческо Луккино из Тренто, перспективу и архитектуру с Джакомо Рануцци и математические науки с Николо Симo, профессором астрономии в Болонском университете. Боттригари также изучал музыку с Бартоломео Спонтоне, с которым оставался в тесном контакте в течение многих лет; их дружба отмечена Спонтоне в посвящениях как его "Первой книги мадригалов на четыре голоса" (Венеция, 1558), так и "Третьей книги мадригалов на пять голосов" (Венеция, 1583). В 1546 году Боттригари, при поддержке отца, основал частную типографию в центре Болоньи, вероятно, по образцу "Типографии Бокки", свободно связанной с Академией Эрматена. Известно, что там было напечатано всего девять изданий, все довольно короткие и в малом формате; их крайняя редкость, вероятно, отражает небольшие тиражи.

В мае или июне 1551 года Боттригари начал свою политическую карьеру, когда был избран членом Совета Старейшин в Болонье, и в конце того же года женился на богатой болонке Лукреции Усберти (умерла в 1591 году). В 1576 году, в результате судебного спора о наследстве жены, Боттригари бежал в Феррару, где оставался в течение следующих 11 лет. В это время, как видно из его самого важного музыкального трактата "Желание, или о концертах различных музыкальных инструментов", он познакомился с богатой музыкальной жизнью при дворе Альфонсо Второго д'Эсте, а также познакомился с рядом поэтов и интеллектуалов, включая Торквато Тассо, который адресовал ему три сонета. После возвращения в Болонью, некоторое время после 12 октября 1586 года, Боттригари переехал в семейный дом в Сант-Альберто. Там он утвердился как частный ученый, окруженный своими книгами и рукописями и поддерживающий контакт с единомышленниками-учеными (включая Джаозеффо Дзарлино) в других частях Италии. В эти годы он стал близким другом болонского музыканта и ученого Аннибале Мелони, который в конечном итоге переехал в дом Боттригари, где работал переписчиком и имел возможность консультироваться с еще неопубликованными трудами и переводами Боттригари древней теории. Первое издание "Желания" было опубликовано под псевдонимом Алеманно Бенелли (анаграмма имени Аннибале Мелони) в попытке укрепить заявку Мелони на пост руководителя капеллы в базилике Сан-Петронио в Болонье; лишь после смерти Мелони (в апреле 1598 года) трактат был наконец опубликован под именем Боттригари.

Творчество

Эрколе Боттригари был, по сути, гуманистом в духе Генриха Глареана, Джероламо Меи и Джаозеффо Дзарлино; как и они, его интерес к музыке был лишь одним следствием всепоглощающего интереса к классическому прошлому, интереса, характеризующегося его любовью к диалогической форме в его трактатах и его поглощенностью греческой математикой, астрономией и музыкальной теорией. Первая публикация Боттригари о музыке, "Патриций" (1593), оспаривает объяснение Франческо Патрици аристоксенового деления тетрахорда. В следующем году появилось "Желание". Написанное, как и "Патриций", в форме диалога, оно богато информацией о современных музыкальных инструментах и рисует яркий портрет музыкальной жизни при дворе д'Эсте в Ферраре в последние десятилетия XVI века. "Мелон, гармонический дискурс … и Второй Мелон" касается спекулятивной теории и включает длинное изложение греческих родов и первую опубликованную транскрипцию греческого музыкального текста. Он также атакует "Рассуждение о мадригалах" Гандольфо Сигонио и защищает дело современных композиторов и теоретиков, в частности Николу Вичентино. Одна важная работа, оставшаяся в рукописи, "Маскара, или об устройстве театров" (1598), представляет собой подробное обсуждение истории и физической структуры театров и является ценным источником информации о практике эпохи Возрождения. Сохранившиеся бумаги и рукописи Боттригари остаются в Болонье, разделенные между библиотеками. Небольшая группа книг из его библиотеки включает его экземпляры трудов Вичентино и Дзарлино с автографными маргинальными пометками и аннотациями; они показывают панибратство с трудами древних авторов, включая Боэция, Птолемея и Евклида.

Хотя он играл на самых разных инструментах с одиннадцати лет, Боттригари никогда не считал себя практикующим музыкантом или композитором в сколько-нибудь значительном смысле. Один из его трех мадригалов для пяти голосов, "Как белая нога по свежей траве" был, согласно "Тримероне", плагиатом Филиппа де Монте в его мадригале "Амур, что лишь прелестные сердца опутывает", опубликованном в 1582 году. Мадригал для четырех голосов "Новое пение" (который появляется в "Мелон") экспериментирует с хроматическим письмом. Стихи Боттригари разбросаны по различным печатным и рукописным сборникам того времени; он также написал комедию "Купец" и ввел, вместе с сыном Бартоломео Спонтоне, Чиро, одиннадцатисложную строку в итальянскую поэзию.

Произведения

Музыкальные сочинения

  • Три мадригала для пяти голосов (включая "Come il candido pie per l'erba fresca")
  • Мадригал для четырех голосов "Il canter novo"

Письменные труды (о музыке)

  • "Патриций, или о гармонических тетрахордах" ("Il Patricio, overo de tetracordi armonici") (1593)
  • "Желание, или о концертах различных музыкальных инструментов" ("Il desiderio, overo de' concerti di varii strumenti musicali") (1594, 1599, 1601)
  • "Мелон: гармонический дискурс … и Второй Мелон: музыкальные соображения" ("Il Melone: discorso armonico … e il Melone secondo: considerationi musicali") (1602)
  • "Маскара, или об устройстве театров" ("La mascara, overo della fabbrica de' teatri") (1598, рукопись)
  • "Тримерон о гармонических основах" ("Trimerone de fondamenti armonici") (1599, рукопись)

Прочие труды

  • "Трактат о описании небесной сферы на плоскости Клавдия Птолемея", перевод ("Trattato della descrittione della sfera celeste in piano di Cl. Tolomeo") (1572)
  • "Тибериада, трактат о реках Д. Бартоли", редакция ("Tyberiadis, D. Bartoli … tractatus de fluminibus") (1576)
  • "Сочинения Оранцио Финео … И зеркала", перевод ("Opere di Orantio Fineo … Et gli specchi") (1587)
  • Поэзия в сборнике "Il Bottrigaro" (1580)
  • Комедия "Купец" ("Il mercatante")
  • Переводы многих классических авторов, включая Боэция "О музыке"