Боттригари, Эрколе
1531 - 1612
Назад
Эрколе Боттригари (Ercole Bottrigari) - Итальянский ученый, математик, архитектор, теоретик музыки, композитор и поэт
Родился 24 августа 1531 года, Болонья - умер 30 сентября с года, Сант-Альберто, Северная Болонья.
Незаконнорожденный сын Джованни Баттисты Боттригари, богатого болонского аристократа, и Корнелии (она же Катерина) де Кьяри из Брешии, он был узаконен 16 августа 1538 года и затем воспитывался в доме своего отца в Сант-Альберто, недалеко от Болоньи. 7 марта 1542 года Боттригари был избран сенатом Болоньи в качестве одного из 12 молодых аристократов, прибывших приветствовать в городе нового кардинала-легата Гаспаро Контарини. Очевидно, Боттригари отличился в чтении стихов и речах по этому случаю; он был должным образом вознагражден Контарини, который пожаловал ему титулы рыцаря Святого Престола и Латеранского ордена во время торжественной папской мессы в Болонском кафедральном соборе 9 апреля 1542 года. В молодости он изучал классические языки у Франческо Луккино из Трента, перспективу и архитектуру у Джакомо Рануцци и математические науки у Николо Симо, профессора астрономии Болонского университета. Боттригари также изучал музыку у Бартоломео Спонтоне, с которым он поддерживал тесные контакты в течение многих лет; их дружба отмечена Спонтоне в посвящениях к его "Первой книге мадригалов с четверостишиями" (Венеция, 1558) и "Книге терцо мадригалов с четверостишиями" (Венеция, 1583). В 1546 году Боттригари при поддержке своего отца основал частную типографию в центре Болоньи, вероятно, по образцу "Типографии боккиана", слабо связанной с Академией Герматена. Известно, что там было напечатано всего девять изданий, все довольно короткие и небольшого формата; их чрезвычайная редкость, вероятно, объясняется короткими тиражами для прессы. В мае или июне 1551 года Боттригари начал свою политическую карьеру, когда был избран членом Совета Анциани в Болонье, а в конце того же года женился на богатой уроженке Болоньи Лукреции Усберти (умерла в 1591 году). В 1576 году, в результате судебного спора о наследстве своей жены, Боттригари бежал в Феррару, где оставался в течение следующих 11 лет. За это время, как видно из его самого важного музыкального трактата "Желание", посвященного концертам различных музыкальных инструментов, он познакомился с богатой музыкальной жизнью при дворе Альфонсо II д'Эсте, а также с рядом поэтов и интеллектуалов, включая Тассо, который обратился к трем сонеты, посвященные ему. После своего возвращения в Болонью, спустя некоторое время после 12 октября 1586 года, Боттригари переехал в семейный дом в Сант-Альберто. Там он зарекомендовал себя как частный ученый, окруженный своими книгами и рукописями и поддерживающий контакты с учеными-единомышленниками (включая Царлино) в других частях Италии. За эти годы он стал близким другом болонского музыканта и ученого Аннибале Мелоне, который в конце концов переехал в дом Боттригари, где выступал в качестве секретаря и мог ознакомиться с трудами Боттригари и переводами античной теории, которые до сих пор не были опубликованы. Первое издание "Иль дезидерио" было опубликовано под псевдонимом Алеманно Бенелли (анаграмма от имени Аннибале Мелони) в попытке поддержать кандидатуру Мелоне на должность маэстро капеллы в соборе Петронио в Болонье; только после смерти Мелоне (в апреле 1598 года) трактат был наконец опубликован под именем Боттригари. Боттригари, по сути, был гуманистом в духе Глареана, Мэй и Царлино; как и у них, его интерес к музыке был лишь одним из следствий всепоглощающего интереса к классическому прошлому, который характеризовался его любовью к диалогической форме в его трактатах, а также его увлеченностью греческой математикой, астрономией и теорией музыки. Первая публикация Боттригари о музыке, "Il Patricio" (1593), ставит под сомнение объяснение Франческо Патрици аристоксеновского разделения тетрахорда. В следующем году появилась "Il Desiderio". Написанный, как и "Иль Патрисио", в форме диалога, он богат информацией о современных музыкальных инструментах и рисует яркий портрет музыкальной жизни при дворе Эстенсе в Ферраре в последние десятилетия XVI века. "Il Melone, discorso armonico ..." и "il Melone secondo" посвящены спекулятивной теории и включают в себя подробное описание греческих родов и первую опубликованную транскрипцию греческого музыкального текста. В нем также критикуется "Дискурс сопра и мадригалов" Гандольфо Сигонио и высказываются современные композиторы и теоретики, в частности Никола Вичентино. Одна из важных работ, сохранившихся в рукописи, - "Тушь для ресниц" (1598), представляет собой подробное описание истории и физического устройства театров и является ценным источником информации о практике Ренессанса. Сохранившиеся документы и рукописи Боттригари хранятся в Болонье. Небольшая группа книг из его библиотеки включает его экземпляры книг Вичентино и Царлино с автографами на полях и аннотациями; они свидетельствуют о знакомстве с трудами древних авторов, включая Боэция, Птолемея и Евклида. Хотя Боттригари с 11 лет играл на самых разных инструментах, он никогда не считал себя сколько-нибудь заметным музыкантом-практиком или композитором. Один из трех его мадригалов для пяти голосов, "Приди, иль пирог с грибами на эрба фреска", был, согласно Тримероне, заимствован Филиппом де Монте в его мадригале "Любовь, как соль, для леггиадриды", опубликованном в 1582 году. Четырехголосый мадригал ‘Новый галоп" (который появляется в "Мелоне") экспериментирует с хроматическим письмом. Стихи Боттригари разбросаны по различным печатным и рукописным сборникам того времени; он также написал комедию "Меркантильный" и вместе с сыном Бартоломео Спонтоне, Сиро, ввел в итальянскую поэзию 11-слоговую строку.