Боттегари, Козимо
1554 - 1620

Назад

Козимо Боттегари (Cosimo Bottegari) - Итальянский лютнист и композитор

Родился 27 сентября 1554 года, Флоренция - умер 31 марта 1620 года, Флоренция. 

В 1573 году он находился в Мюнхене при дворе герцога Баварского Альбрехта V, когда был назначен камердинером (gentiluomo della camera). Он редактировал антологию произведений придворных мюнхенских композиторов "Вторая книга мадригалов и голоса виртуозов Флориды, исполняющих Серениссимо герцога Баварского" (1575), сам написал два мадригала. Боттегари был любимцем герцога и не чурался придворных интриг; в частности, он вступил в соперничество с капельмейстером Лассусом. На гравюре с надписью “Козомус Боттегариус тенор” он изображен в золотом ожерелье, подаренном ему герцогом Альбрехтом в 1573 году (воспроизведено в Киркендейле, фото VIII). Боттегари несколько раз посещал Флоренцию в период с 1576 по 1578 год, вероятно, с дипломатическими миссиями, а в 1579 году, после смерти герцога Альбрехта, он навсегда вернулся во Флоренцию и вскоре женился. После вступления на престол Фердинанда Медичи в 1588 году он был внесен в придворные списки не как наемный исполнитель, а как джентльмен с независимыми средствами; он был членом ордена Святого Стефана и занимался различными коммерческими предприятиями. В 1595 году он отправил музыкальное "каприччио" на тему герба Эсте герцогу Альфонсо II в Феррару. Позже он назначил герцога Чезаре д'Эсте своим душеприказчиком, завещав ему свои книги, в том числе рукопись “Лютнист”. На фронтисписе манускрипта изображен герб герцогов Баварских. Даты, разбросанные по всему тому, указывают на то, что он использовался с 1573 по 1600 год. Он содержит 127 произведений для голоса и лютни, а также несколько танцев и фантазий для лютни соло. Около 40 произведений принадлежат Боттегари, включая мадригалы, мотеты и различные строфические произведения, а также ряд религиозных произведений на латыни и итальянском. Прозвучат мотеты Пьетро Винчи, Верта и Лассуса, а также переложения Боттегари для голоса и лютни мадригалов Роре, Лассуса, Винченцо Руффо, Стриджио, Палестрины, Мальвецци, Фабрицио Дентиче и Нолы, а также вилланеллы и канцонетты Векки, Примаверы, Конверси и Джованни Ферретти. Рукопись является основным (зачастую уникальным) источником сохранившихся произведений Ипполито Тромбончино, венецианского певца и лютниста, работавшего около 1550 года. Самый свежий репертуар включает в себя две строфы из оперы Каччини “Фере сельваджи”.