Борласка, Бернардино
1580 - 1631

Назад

Borlasca, Bernardino

  • Дата рождения: около 1580
  • Место рождения: Гавио, близ Генуи, Италия
  • Дата смерти: в или после 1631
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Бернардино Борласка был итальянским композитором, певцом и инструменталистом, работавшим в основном в Германии и Австрии. Кажется, нет документальных свидетельств, подтверждающих утверждение Джадзотто о том, что Борласка родился около 1560 года; поскольку его первые опубликованные сочинения появились в 1609 году, более поздняя дата кажется более правдоподобной. К 1 июля 1611 года он был назначен вице-капельмейстером при мюнхенском дворе Максимилиана Первого, и с 1612 по 1615 год Борласка единолично руководил баварской придворной капеллой. Он также поддерживал контакты с Габсбургским двором в Инсбруке, получив деньги на проезд в 1612 году. После возвращения Фердинанда де Лассо в Мюнхен из Италии, где тот завершал обучение, Борласка разделил с ним пост капельмейстера. Однако к 1617 году Лассо был назначен единственным капельмейстером, а Борласка был понижен до двойной должности вице-капельмейстера и концертмейстера, с основной ответственностью за инструменталистов. В 1621 году Борласка посвятил произведения, ныне утерянные, императору Фердинанду Второму, прося возвести его в дворянство, что император и сделал в 1623 году. Борласка в спешке покинул Мюнхен в 1625 году, чтобы избежать кредиторов, но поддерживал контакты с баварским двором, получив подарок за итальянские сочинения в 1628 году. К 1629 году Борласка был инструменталистом при императорском дворе Фердинанда Второго в Вене, где его присутствие документировано в 1629 и 1630 годах. Он покинул службу у императора до 1637 года. Посвящения в его "Музыкальных цветочках" (которые сохранились в двух рукописных копиях с разными посвящениями, но идентичным содержанием) помещают его в Регенсбурге в феврале 1630 года и во Франкфурте в 1631 году, после чего следы его теряются.

Творчество

Многие ранние работы Борласки, включая по крайней мере два сборника духовной музыки и первую книгу канцонетт, утеряны. Его сохранившиеся сочинения включают две книги полихоральной духовной музыки, но большинство его произведений написаны в новом для того времени концертирующем стиле для небольшого числа голосов. Его самые ранние опубликованные сочинения, "Церковные музыкальные шутки"* (1609), посвященные кардиналу Джустиниано, папскому легату в Болонье, демонстрируют раннее внедрение Борлаской речитативного стиля в духовную музыку. Эти обработки текстов из Песни Песней, согласно титульному листу, пригодны для пения с "серьезными концертами в представительном стиле". Канцонетты 1611 года и "Музыкальные цветочки" показывают, что Борласка мог писать легкие, строфические, трехголосные канцонетты в беглом, но ничем не примечательном стиле, в котором доминируют слоговое декламирование, симметричные секвенции и пассажи в параллельных терциях и секстах. Многие из этих пьес напоминают более простые пассажи трехголосных канцонетт Клаудио Монтеверди 1584 года.

Несколько опубликованных сборников Борласки содержат показательные предписания, касающиеся исполнительской практики. Предисловие к его "Песням божественной любви" (1615) содержит рекомендации относительно расположения голосов и инструментов в полихоральных сочинениях, а "Духовные горения" (1617) включают советы певцам относительно тонких изменений темпа и проекции текста.

Произведения

Духовная музыка

  • "Церковные музыкальные шутки" ("Scherzi musicali ecclesiastici")
  • "Песни божественной Девы Марии" ("Cantica divae Mariae virginis")
  • "Лестница Иакова" ("Scala Jacob")
  • "Духовные горения, книга первая" ("Ardori spirituali, libro primo")
  • "Мотет" ("Motet")
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") (утеряно)
  • "Два сборника духовной музыки" ("Two collections of sacred music") (утеряны)

Светская музыка

  • "Канцонетты, книга вторая" ("Canzonette, libro secondo")
  • "Восемь фантазий на три голоса" ("Eight fantasias for three voices")
  • "Изящные музыкальные цветочки, часть любовная" ("Fioretti musicali leggiadri parte amorosi")
  • "Изящные музыкальные цветочки" ("Fioretti musicali leggiadri")
  • "Симфонии" ("Symphonies")
  • "Мадригалы" ("Madrigals")
  • "Мотеты" ("Motets")
  • "Канцонетты, книга первая" ("Canzonette, libro primo") (утеряна)


----------

*"Церковные музыкальные шутки" (итал. "Scherzi musicali ecclesiastici") — это не шутки в современном понимании, как нечто комическое. В контексте музыки начала XVII века, особенно в Италии, слово "scherzi" (ед. ч. scherzo) имело иное значение.

Этот термин обозначал небольшие, легкие, изящные музыкальные пьесы, часто с чертами танцевальности и живым, подвижным характером. Они противопоставлялись большим, серьезным и сложным полифоническим формам, таким как мотеты или мадригалы.

Таким образом, "Церковные музыкальные шутки" Бернардино Борласки — это:

Сборник духовной музыки, но написанной в более легком и доступном стиле.

Небольшие концертные пьесы для трех голосов и органа (генерал-баса).

Сочинения, в которых, судя по названию, композитор экспериментировал, сочетая новый, модный "концертирующий" стиль (stile concertato) с духовными текстами (в данном случае, из Песни Песней).

Пример раннего внедрения речитативного стиля в церковную музыку, что было новаторским для своего времени.

Ключевой вывод: Это не юмористические произведения, а духовные сочинения в легком, изящном и современном для той эпохи музыкальном стиле. Название следует понимать как "Церковные музыкальные безделушки" или "Легкие духовные пьесы".


Ноты сочинений Бернардино Борласка на сайте библиотеки IMSLP