Борласка, Бернардино
ок.1580 - ок.1631

Назад

Бернардино Борласка (Bernardino Borlasca) - Итальянский композитор, певец и инструменталист

Родился около 1580 года, Гавио, Генуя - умер в 1631 году или после этого. 

Он активно выступал в основном в Германии и Австрии. По-видимому, нет никаких документальных подтверждений утверждению Джазотто о том, что Борласка родился около 1560 года; поскольку его первые опубликованные сочинения появились в 1609 году, более вероятной представляется более поздняя дата. 1 июля 1611 года он был назначен заместителем капельмейстера при мюнхенском дворе Максимилиана I, а с 1612 по 1615 год Борласка единолично руководил баварской музыкальной капеллой. Он также поддерживал контакты с габсбургским двором в Инсбруке, получая деньги на дорогу в 1612 году. После возвращения Фердинанда де Лассуса в Мюнхен после учебы в Италии Борласка разделил с ним должность капельмейстера. Однако к 1617 году Лассус был назначен единоличным капельмейстером, а Борласка был переведен на двойную должность заместителя капельмейстера и концертмейстера, с главной ответственностью за инструменталистов. В 1621 году Борласка посвятил утраченные произведения императору Фердинанду II с просьбой об их облагораживании, и император удовлетворил эту просьбу в 1623 году. Борласка поспешно покинул Мюнхен в 1625 году, чтобы избежать встречи с кредиторами, но поддерживал контакты с баварским двором, получив в подарок итальянские композиции в 1628 году. К 1629 году Борласка был музыкантом-инструменталистом при императорском дворе Фердинанда II в Вене, где его присутствие задокументировано в 1629 и 1630 годах. Он оставил службу у императора до 1637 года. В посвящениях к его "Фиоретти музикали" (которые сохранились в двух рукописных экземплярах с разными посвящениями, но идентичным содержанием) говорится, что он был в Регенсбурге в феврале 1630 года и во Франкфурте в 1631 году, после чего о нем больше ничего не известно. Многие из ранних произведений Борласки, включая по меньшей мере два сборника духовной музыки и первую книгу канцонетт, утрачены. Его сохранившиеся сочинения включают в себя две книги полихоральной духовной музыки, но большинство его произведений написаны в новой манере концертато для нескольких голосов. Его самые ранние опубликованные сочинения, "Церковные музыкальные скерциалы" (1609), посвященные кардиналу Джустиниано, папскому легату в Болонье, свидетельствуют о раннем внедрении Борлаской речитативного стиля в духовную музыку. Эти варианты текстов из "Песни песней", согласно титульному листу, подходят для исполнения в сопровождении "concerti gravi in stile rappresentativo". Канцонетты 1611 года и музыкальные сочинения Фиоретти показывают, что Борласка мог писать легкие, строфические, трехголосные канцонеты в беглом, но ничем не примечательном стиле, в котором преобладали слоговая декламация, симметричные последовательности и параллельные 3-и и 6-е пассажи. Многие из этих пьес напоминают более простые отрывки из трехголосных канцонетт Монтеверди 1584 года. В нескольких опубликованных сборниках Борласки содержатся откровенные рекомендации, касающиеся исполнительской практики. Предисловие к его "Cantica divae" (1615) содержит рекомендации по расположению голосов и инструментов в полихоральных композициях, а "Ardori spirituali" (1617) содержит советы певцам относительно тонких изменений темпа и проекции текста.

Ноты сочинений Бернардино Борласка на сайте библиотеки IMSLP