Боретти, Джованни Антонио
1638 - 1672
Назад
Boretti, Giovanni Antonio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Антонио Боретти был итальянским композитором и певцом эпохи барокко. Большая часть информации, касающейся его краткой карьеры, прошедшей в основном в Венеции, происходит из предисловий к либретто опер, которые он написал в конце 1660-х и начале 1670-х годов. Предисловие к опере "Александр влюбленный" (датировано 1667 годом) называет его композитором оперы, а также исполнителем одной из главных партий. Его певческая карьера на самом деле началась несколько раньше, но он не является тем Гвид'Антонио Боретти из Губбио, который был указан в составе исполнителей оперы "Колдунья, пораженная молнией" (1638, Венеция) и который был певцом в папской капелле (1619–1646). Он был басом в базилике Сант-Антонио в Падуе в период между 1659 и 1661 годами, когда был уволен за самовольное отсутствие. Вероятно, он переехал в Венецию в 1662 году, проведя там большую часть следующих девяти лет. Однако его имя появляется в списке исполнителей оперы, поставленной в Турине в 1662 году — "Судьбы Родопы и Дамиры" Пьетро Андреа Дзиани, и он был указан как музыкант при савойском дворе там же в 1663 году. Предисловие к более позднему либретто, "Клавдий Цезарь" (декабрь 1671 года), упоминает его недавнее назначение руководителем капеллы к герцогу Пармскому, но он, по-видимому, не приступил к этой должности до апреля следующего года, и то лишь в качестве вице-руководителя. Он умер в Венеции несколькими месяцами позже во время подготовки своей последней оперы "Домициан". Единственными неоперными произведениями Боретти, дошедшими до наших дней, являются одна кантата и оратория "Эццелино" для четырех голосов и скрипок.
За исключением самой ранней известной оперы "Зенобия", возможно, впервые исполненной в Вене 18 ноября 1662 года, все оперы Боретти были впервые поставлены в Венеции, и многие из них впоследствии появились в других итальянских городах. Его музыкальный язык богат и разнообразен, драматически гибок, легко переходя от речитатива к ариозо и арии. Однако частота и сложность арий в нескольких его операх отражают растущую тенденцию к отказу от реалистичного музыкально-драматического потока, характерного для ранней венецианской оперы, notably Франческо Кавалли, в пользу более статичного, гедонистического вокального эксгибиционизма, которого требовала венецианская публика примерно с середины XVII века. Его наиболее привлекательные арии включают жалобы в сопровождении струнных и пьесы, в которых бегущий бас участвует в передаче эмоций текста.
Оперы
Другая вокальная музыка
Ноты сочинений Джованни Антонио Боретти на сайте библиотеки IMSLP