Боретти, Джованни Антонио
1638 - 1672
Назад
Джованни Антонио Боретти (Giovanni Antonio Boretti) - Итальянский композитор и певец
Родился в 1638 году, Рим - умер 29 декабря 1672 года, Венеция.
Большая часть информации о его короткой карьере, проведенной в основном в Венеции, почерпнута из предисловий к либретто опер, написанных им в конце 1660-х - начале 70-х годов. В предисловии к "Алессандро Аманте" (датированном 1667 годом) он упоминается как композитор оперы, а также как исполнитель одной из ведущих ролей. На самом деле его певческая карьера началась несколько раньше, но он не тот Гвидо Антонио Боретти из Губбио, который был указан в актерском составе оперы "Молниеносный маг" (1638, Венеция) и который был певцом в папской капелле (1619-1646). Он пел басовые партии в Сан-Антонио, Падуя, с 1659 по 1661 год, когда был уволен за самовольное отсутствие. Вероятно, в 1662 году он переехал в Венецию и провел там большую часть следующих девяти лет. Однако его имя фигурирует в списке актеров оперы "Фортуна Родопы и дамиры", поставленной в Турине в 1662 году, в постановке П.А. Зиани, а в 1663 году он числился музыкантом при Савойском дворе. В предисловии к более позднему либретто Клаудио Чезаре (декабрь 1671 года) упоминается о его недавнем назначении маэстро капеллы герцога Пармского, но, по-видимому, он занял эту должность только в апреле следующего года, а затем стал всего лишь вице-маэстро. Он умер в Венеции несколько месяцев спустя во время подготовки к своей последней опере "Домициано". Единственными сохранившимися неоперными произведениями Боретти являются кантата и оратория "Эццелино" для четырех голосов и скрипок. За исключением самой ранней известной оперы "Зенобия", которая, возможно, впервые была поставлена в Вене 18 ноября 1662 года, премьеры всех опер Боретти состоялись в Венеции, многие из них впоследствии были поставлены в других городах Италии. Его музыкальный язык богат разнообразием и драматической гибкостью, он легко переходит от речитатива к ариозо и арии. Тем не менее, частота и проработанность арий в нескольких его операх отражают растущую тенденцию к отказу от реалистического музыкально-драматического течения, характерного для ранней оперы Венеции, особенно оперы Кавалли, в пользу более статичного, гедонистического вокального эксгибиционизма, востребованного венецианской публикой примерно с середины 17-го века. Его самые привлекательные арии включают в себя причитания в сопровождении струнных и пьесы, в которых звучащий бас участвует в передаче эмоций в тексте.
Ноты сочинений Джованни Антонио Боретти на сайте библиотеки IMSLP