Бонтемпи, Джованни Андреа
1625 - 1705
Назад
Джованни Андреа Бонтемпи (Giovanni Andrea Bontempi) - Итальянский композитор, певец, либреттист, историк и архитектор
Родился 21 февраля 1625 года, Перуджа - умер 1 июля 1705 года, Бруфа, Северная Перуджа.
Урожденный Анджелини, он учился у Созио Сози, настоятеля оратории деи Филиппини в Перудже, в 1635 году, а затем продолжил обучение в Риме в качестве протеже Чезаре Бонтемпи, дворянина, чье имя он взял. Там он учился пению у Вирджилио Маццокки и снискал покровительство кардинала Франческо Барберини. В 1641 году он отправился во Флоренцию на прослушивание, которое, по-видимому, не принесло результатов, но с 1643 по 1650 год он был певцом в Сан-Марко в Венеции под руководством Монтеверди, Роветты и Кавалли. В 1651 году он поступил на службу к курфюрсту Саксонии Иоганну Георгу I в Дрездене, где после смерти курфюрста и объединения двух капельмейстерских в 1656 году был назначен совместным капельмейстером вместе с Шютцем и Винченцо Альбричи. Благосклонность, которой Альбричи пользовался у Иоганна Георга II, и прибытие в 1667 году Карло Паллавичино были названы Бонтемпи в предисловии к его "Истории рыбной ловли в Джунглях" (Дрезден, 1672) в качестве причин, по которым он переключил свое внимание с музыки; но в 1664 году он уже был назначен сценографом и мастером машин в придворном театре (а позже был инспектором театра комедии), и его первая немузыкальная публикация "Рассуждения о гражданской архитектуре" (утраченная) появилась в его "Истории саксонских домов" (Дрезден, 1666).. С 1666 по 1670 год он находился в Италии, но к 1671 году вернулся в Дрезден в качестве дизайнера и мастера станков. Когда Иоганн Георг II умер в 1680 году, его музыканты покинули Дрезден, а Бонтемпи вернулся в Италию, удалившись на свою виллу близ Перуджи. Он пел и сочинял музыку для церкви Святой Марии Маджоре в Спелло, недалеко от Фолиньо, и был там маэстро капеллы с января по июль 1682 года, но большую часть своего времени посвящал учебе и писательству. Помимо своей "Истории музыки" (1695), первой книги по истории музыки на итальянском языке, он опубликовал "Историю происхождения Сасксонии" (Перуджа, 1697) и в том же году был избран членом Академии искусств Перуджи. Бонтемпи известен своими двумя сохранившимися операми и "Историей музыки". "Париде" (1662), первая опера на итальянском языке, поставленная в Дрездене, была поставлена в замке по случаю бракосочетания Эрдмуте Софии, дочери курфюрста Саксонии, и Кристиана Эрнста, маркграфа Бранденбурга. Декорации были созданы Джакомо Торелли, и представление длилось пять часов. Постановка оперы и публикация полной партитуры в печатном виде в рамках празднования - практика, от которой в Италии к тому времени отказались, - позволяют предположить, что Дрезден пытался воспроизвести атмосферу праздничности ранних итальянских придворных опер. Действие состоит из пяти актов и 39 сцен, многие второстепенные роли и эпизоды вращаются вокруг центрального сюжета. Стилистически в спектакле прослеживается венецианское влияние Монтеверди, Кавалли и Чести, и для него характерно преобладание ариозо. Однако в тексте четко указаны 25 отрывков "Rede" (речитатив) и "Lied" (ария). Каждое действие заканчивается танцем, музыка к которому не фигурирует в партитуре; есть только один припев, состоящий из второстепенных богов, но есть много номеров для двух и трех голосов. "Париду" часто называют предшественницей оперы Чести "Помо д'Оро", поставленной в Вене шесть лет спустя. Они посвящены схожей тематике, и обе скорее лиричны, чем драматичны, демонстрируя вкус к итальянскому бельканто, которое в Бонтемпи подчеркивается скромными инструментами (две скрипки и континуо). Плач Эрмилло в 5-м акте, исполненный хроматическим басом, понижающимся на 4-ю ноту, является важным примером оперного плача 17-го века, хотя его комический контекст (персонаж ошибочно полагает, что он ранен) изменяет драматическое напряжение, на которое также влияет перерыв. "Парид" представляет собой, наряду с "Галатеей" Лорето Виттори, редкий пример оперы XVII века, для которой композитор имел достаточную классическую подготовку, чтобы написать собственное либретто. Бонтемпи не назвал это произведение ни комедией, ни трагедией, трагикомедией или драмой, а назвал “музыкальным эротопенио”. "Дафна" (1671) и "Юпитер и Ио" (1673), обе на немецком языке, были написаны при литературном и, возможно, музыкальном сотрудничестве М.Г. Перанды. Дафни была вдохновлена ранней флорентийской оперой, позаимствовав непосредственно либретто Ринуччини, которое было переведено Мартином Опицем в 1627 году для Шютца. В "Юпитере и Ио", от которого сохранилось только либретто, много комических и гротескных моментов, связанных с контрастом между идеальным миром богов и скромным положением крестьян; образцом, по-видимому, послужила "Иона" А.М. Аббатини. История музыки, по-видимому, была вдохновлена "Системой музыки" (Перуджа, 1666) Лемма Росси. Бонтемпи посвятил большую часть своей работы музыке древних, утверждая, что греческая музыка не была полифонической, но он также затронул теорию и практику музыки барокко. Его интерес к теории проявился уже в его "Новом методе" (1660), посвященном Шютцу и описанном Букофцером как один из "четырех выдающихся трактатов о контрапункте" периода барокко; в "Истории" он предвосхитил современные представления о природе фуги. Что касается практической стороны, то его рассказ о распорядке дня учеников Маццокки по праву известен: помимо занятий пением, он включал теорию музыки, контрапункт, письмо и игру на клавесине или композицию. Однако, если судить буквально, как об истории музыки, его книга менее удовлетворительна: "Бонтемпи просто увековечивает схоластическое отношение к этому предмету как к математической дисциплине" (Аллен), и за это Берни и Хокинс резко осудили его.
Ноты сочинений Джованни Андреа Бонтемпи на сайте библиотеки IMSLP