Бонтемпи, Джованни Андреа
1625 - 1705
Назад
Bontempi, Giovanni Andrea
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Андреа Бонтемпи был итальянским композитором, певцом, либреттистом, историком и архитектором. Рожденный как Анджелини, он начал обучение у Социо Сози, настоятеля оратория Филиппинцев в Перудже, в 1635 году, продолжив в Риме под покровительством Чезаре Бонтемпи, дворянина, чью фамилию он принял. Там он изучал пение под руководством Вирджилио Маццокки и завоевал покровительство кардинала Франческо Барберини. В 1641 году он отправился во Флоренцию для, по-видимому, безрезультатного прослушивания, но с 1643 по 1650 год был певцом в соборе Святого Марка в Венеции под руководством Монтеверди, Роветты и Кавалли. В 1651 году он поступил на службу к курфюрсту Иоганну Георгу I Саксонскому в Дрездене, где после смерти курфюрста и объединения двух капелл в 1656 году был назначен совместным капельмейстером наряду с Шютцем и Винченцо Альбричи. Благосклонность, которой пользовался Альбричи у Иоганна Георга II, и прибытие в 1667 году Карло Паллавичино были указаны Бонтемпи в предисловии к его "Истории венгерского восстания" (Дрезден, 1672) в качестве причин, по которым он обратил свое внимание от музыки; но он уже был назначен художником-постановщиком и мастером машин при придворном театре в 1664 году (а позже инспектором комедийного дома), и его первая немузыкальная публикация, (утерянное) рассуждение о гражданской архитектуре, появилась до его "Истории дома Саксонии" (Дрезден, 1666). С 1666 по 1670 год он находился в Италии, но к 1671 году вернулся в Дрезден в качестве художника-постановщика и мастера машин. Когда Иоганн Георг II умер в 1680 году, его музыканты покинули Дрезден, и Бонтемпи вернулся в Италию, удалившись на свою виллу близ Перуджи. Он пел и сочинял для базилики Санта-Мария-Маджоре в Спелло, близ Фолиньо, и был maestro di cappella там с января по июль 1682 года, но большую часть времени посвящал учебе и писательству. Помимо его "Истории музыки" (1695), первой истории музыки на итальянском языке, он опубликовал "Историю происхождения саксов" (Перуджа, 1697) и в том же году был избран в Академию Безумных (Accademia degli Insensati) Перуджи.
Джованни Андреа Бонтемпи вошел в историю музыки благодаря своим двум сохранившимся операм и его труду "История музыки". "Парис в музыке" (1662), первая опера на итальянском языке, поставленная в Дрездене, была представлена в замке по случаю брака Эрдмуты Софии, дочери курфюрста Саксонии, и Кристиана Эрнста, маркграфа Бранденбургского. Декорации были созданы Джакомо Торелли, и представление длилось пять часов. Постановка оперы и издание напечатанной полной партитуры в ознаменование события, практика, к тому времени оставленная в Италии, предполагают, что Дрезден пытался воспроизвести атмосферу ранних итальянских придворных опер.
Действие "Париса в музыке" состоит из пяти актов и тридцати девяти сцен, со множеством второстепенных ролей и эпизодов, вращающихся вокруг центрального сюжета. Стилистически она показывает венецианское влияние Клаудио Монтеверди, Франческо Кавалли и Антонио Чести и характеризуется преобладанием ариозо. Однако в тексте четко обозначены двадцать пять отрывков "речитатива" и "арии". Каждый акт заканчивается танцем, музыка которого не появляется в партитуре; есть только один хор второстепенных богов, но много номеров для двух и трех голосов.
"Парис" часто называют предшественником "Золотого яблока" Чести, поставленной в Вене шесть лет спустя. Они на схожие сюжеты, и обе более лиричны, чем драматичны, демонстрируя вкус к итальянскому бельканто, который у Бонтемпи подчеркнут скромной инструментовкой (две скрипки и генерал-бас). Плач Эрмилло в пятом акте, на хроматическом басу, нисходящем на кварту, является важным примером оперного плача XVII века, хотя его комический контекст (персонаж ошибочно полагает, что ранен) изменяет драматическое напряжение, на которое также влияет прерывание. "Парис" представляет наряду с "Галатеей" Лорето Виттори редкий пример оперы XVII века, для которой композитор обладал достаточной классической подготовкой, чтобы написать собственное либретто. Бонтемпи описал работу как ни комедию, ни трагедию, ни трагикомедию, ни драму, но как "музыкальную любовную игру".
"Дафна" (1671) и "Юпитер и Ио" (1673), обе на немецком языке, были написаны при литературном и, возможно, музыкальном сотрудничестве Маттео Гуарио Пера́нды. "Дафна" была вдохновлена ранней флорентийской оперой, заимствуя напрямую из либретто Оттавио Ринуччини, которое было переведено Мартином Опицем в 1627 году для Генриха Шютца. От "Юпитера и Ио", от которой сохранилось только либретто, осталось много комических и гротескных моментов, проистекающих из контраста между идеальным миром богов и скромным положением крестьян; моделью, по-видимому, является "Ионе" Антонио Марии Аббатини.
"История музыки" была, по-видимому, стимулирована работой "Музыкальная система" (Перуджа, 1666) Лемме Росси. Бонтемпи посвятил большую часть своей работы музыке древних, утверждая, что греческая музыка не была полифонической, но он также затрагивал теорию и практику музыки барокко. Его интерес к теории уже проявился в его "Новом методе" (1660), посвященном Генриху Шютцу и описанном Манфредом Букофцером как один из "четырех выдающихся трактатов о контрапункте" периода барокко; в "Истории" он выносит современные идеи о природе фуги. С практической стороны, его описание ежедневного расписания учеников Доменико Маццокки справедливо знаменито: помимо практики пения оно включало теорию музыки, контрапункт, литературу и игру на клавесине или композицию. Оцениваемая буквально как история музыки, однако, его книга менее удовлетворительна: "Бонтемпи лишь продолжает схоластическую трактовку предмета как математической дисциплины" (Аллен), и за это он был резко осужден Чарльзом Берни и Джоном Хокинсом.
Оперы (все впервые исполнены в Дрездене)
Сомнительное авторство
Другая вокальная музыка
Оратория
Письменные труды (только о музыке)
Ноты сочинений Джованни Андреа Бонтемпи на сайте библиотеки IMSLP