Бонпорти, Франческо Антонио
1672 - 1749
Назад
Bonporti, Francesco Antonio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Антонио Бонпорти был итальянским композитором и священником. Происходя из благородной семьи, он получил образование в своем родном городе и в Инсбруке, изучая философские и гуманитарные дисциплины, подходящие для духовного призвания, которому он решил последовать. Во время изучения теологии в Немецкой коллегии в Риме в 1691–1695 годах Бонпорти брал уроки музыки (вероятно, не первые). Говорили, что Арканджело Корелли обучал его игре на скрипке, а Джузеппе Питони – композиции духовной вокальной музыки, но существуют лишь незначительные свидетельства этого. Бонпорти вернулся в Тренто, будучи рукоположенным в священники, и получил незначительную должность в соборе в 1697 году. Его опусе 1, набор из десяти трио-сонат (он последовательно группировал свои инструментальные работы по десять, а не по двенадцать), был опубликован годом ранее. На титульной странице композитор назвал себя "джентльменом из Тренто", отмечая свой непрофессиональный статус музыканта. За ним последовали одиннадцать дальнейших опусов, все, кроме одного (опуса 3), состоящие из светской музыки с уклоном в сторону обозначения "для камеры"; большинство из них появилось в течение первого десятилетия XVIII века, когда наблюдался беспрецедентный бум в издании итальянской инструментальной музыки как внутри Италии, так и за ее пределами.
Бонпорти считал себя в первую очередь священником, а не композитором, хотя, по иронии судьбы, его церковное продвижение было не более быстрым, чем распространение его музыкальной известности. Это объясняет иначе ставящий в тупик "светский" характер его музыкального наследия; ибо, несмотря на заботу, которую он, очевидно, уделял даже наименее значительным из своих сочинений, музыка была для Бонпорти средством достижения немusicальной цели: назначения на должность каноника в Тренто или аналогичной церковной должности в другом месте. Каждый новый опус сопровождался все более отчаянной попыткой снискать благосклонность сановника, который мог бы обеспечить его продвижение. Начав скромно с посвящений местным, в основном церковным, властителям, он поднялся по феодальной и церковной иерархии, пока в письме 1716 года мы не слышим, что был упомянут не кто иной, как Георг I, король Англии. (В письмах к секретарю курфюрста Майнца, написанных в 1715 году, Бонпорти предлагал отказаться от годового жалования, если его назначат капелланом к императору в Вене.) Те выгоды, которые Бонпорти получил благодаря этим представлениям, были лишь титулярными. В 1721 году он подписался в письме к князю Шварценбергу как "маэстро концертов" Его Императорского и Католического Величества, а в 1727 году Карл VI пожаловал ему звание "придворного служителя". Должность каноника оставалась недосягаемой. Известно, что соперничество между немецко- и италоязычными представителями в церковной иерархии Тренто (где первые, ассоциируемые по языку и культуре с имперским престолом, пользовались преимуществом) мешало его назначению всякий раз, когда возникали вакансии. Огорченный этой неудачей, Бонпорти переехал в Падую в 1740 году, поселившись в доме своего собрата-священника. Последняя апелляция к императрице Марии Терезии в 1746 году, к которой был привлечен опус 12, оказалась безрезультатной. Он умер три года спустя и был похоронен в Падуе.
Достоинства Бонпорти как композитора были впервые осознаны в новое время, когда в 1911 году Вернер Вольффхайм объявил, что четыре его инвенции для скрипки и бассо континуо, опус 10 № 2, 5, 6 и 7, были включены Альфредом Дёрфелем в том XLV собрания сочинений Баха после ошибочного приписывания Баху в одном из рукописных источников. Не только Бах, возможно, подражал Бонпорти в использовании необычного термина "Инвенция" в качестве заголовка, но и третья часть ("Экко") десятой инвенции в опусе 10 Бонпорти могла послужить Баху моделью для соответствующей части, схожей по замыслу, в его Увертюре си минор для клавесина (BWV 831). Известно, что знаменитый скрипач Франческо Мария Верачини включал опус 10 в свой репертуар во время гастролей по Германии в 1715 году. К тому времени это сочинение, первоначально появившееся в 1712 году, было известно как "Ла паче" ("Мир"), поскольку композитор воспользовался возможностью, предоставленной Утрехтским миром 1713 года, чтобы добавить это лестное прозвище к поздним изданиям. ("Триумф Великого Альянса", опуса 8 и 9, датируемые примерно 1710 годом, выдают схожие мотивы.)
Наравне с другими северо-итальянскими инструментальными композиторами своего поколения, Бонпорти основывал свой музыкальный язык на стиле Корелли. Но если главной заботой многих его современников, таких как Далль'Абако, было расширение и прояснение формы, то Бонпорти, по-видимому, концентрировался на обогащении мелодических деталей. (Здесь можно провести ограниченную параллель с Бахом.) В части "Речитативо" первого произведения в опусе 10 Бонпорти предлагает, по сути, обильно украшенное Адажио, полностью инструментальное по своему стилю. Но аналогично озаглавленная часть в пятом концерте опуса 11 (очень впечатляющая публикация в области концерта) вводит интонации несомненно вокального происхождения, высоко оригинальные и эффективные в своем неожиданном контексте. Под "экстравагантностью" (как назвали бы это современные ему писатели) технически высокоразвитой скрипичной письменности Бонпорти можно разглядеть солидное музыкальное намерение; оно выражено через убедительные, если не всегда высоко систематизированные, формы, образную гармонию и оживленное голосоведение.
Сегодняшнее забвение музыки Бонпорти отчасти связано с редкостью сохранившихся источников, отчасти с недооценкой произведений в камерной идиоме и отчасти с его непринадлежностью к какому-либо региональному направлению, имеющему признанное историческое значение, такому как венецианское. Это воздает слабую дань его величию как композитора.
Опусы
Отдельные произведения
Ноты сочинений Франческо Антонио Бонпорти на сайте библиотеки IMSLP