Бонпорти, Франческо Антонио
1672 - 1749

Назад

Франческо Антонио Бонпорти (Francesco Antonio Bonporti) - Итальянский композитор

Родился 11 июня 1672 года, Трент - умер 19 декабря 1749, Падуя. 

Из хорошей семьи, он получил образование в своем родном городе Инсбруке по философским и гуманистическим дисциплинам, соответствующим духовному призванию, которому он должен был следовать. Изучая теологию в коллегии Германико в Риме в 1691-1695 годах, Бонпорти брал уроки музыки (предположительно, не первые). Говорят, что Корелли обучал его игре на скрипке, а Питони - сочинению духовной вокальной музыки, но этому есть лишь несколько свидетельств. Бонпорти вернулся в Трент, был рукоположен в сан священника и получил незначительную должность в кафедральном соборе в 1697 году. Его сочинение op.1, состоящее из десяти трио-сонат (он последовательно группировал свои инструментальные произведения по десяткам, а не по двенадцати), было опубликовано годом ранее. На титульном листе композитор назвал себя "джентилуомо ди Тренто", указав на свой непрофессиональный статус музыканта. Затем последовали еще 11 серий, все, кроме одной (соч.3), состоящей из светской музыки с уклоном в сторону da camera.; большинство из них появилось в первом десятилетии XVIII века, когда наблюдался беспрецедентный бум в издании итальянской инструментальной музыки как внутри Италии, так и за ее пределами. Бонпорти считал себя прежде всего священником, а не композитором, хотя, по иронии судьбы, его духовное продвижение было не более быстрым, чем распространение его музыкальной славы. Это объясняет загадочный "светский" характер его музыкальной деятельности, поскольку, несмотря на заботу, которую он, очевидно, уделял даже наименее содержательным своим композициям, музыка была для Бонпорти средством достижения немузыкальной цели: его назначения каноником в Тренте или на эквивалентную духовную должность в другом месте. Каждый новый опус был все более отчаянной попыткой завоевать расположение высокопоставленного лица, которое могло бы обеспечить ему продвижение по службе. Скромно начав с посвящений местным, в основном церковным, властителям, он продвигался вверх по феодальной и церковной иерархии, пока в письме от 1716 года мы не услышали о том, что к нему обратился не кто иной, как король Англии Георг I. (В письмах к секретарю курфюрста Майнца, написанных в 1715 году, Бонпорти предлагал отказаться от годового жалованья, если его назначат капелланом императора в Вене.) Те выгоды, которые Бонпорти получил благодаря этим предложениям, были чисто формальными. В 1721 году он подписался в письме князю Шварценбергу ‘маэстро деи концерти ди С. Эти люди - настоящие знатоки, и в 1727 году Карл VI сделал его "своим фамильяром". Канонизация оставалась отдаленной. Известно, что соперничество между немецкоговорящими и италоязычными членами церковной иерархии в Тренте (где первые, связанные языком и культурой с центром империи, пользовались преимуществом) препятствовало его назначению всякий раз, когда возникали вакансии. Огорченный этой неудачей, Бонпорти в 1740 году переехал в Падую и поселился в доме своего коллеги-священника. Последнее обращение к императрице Марии Терезии в 1746 году, в котором участвовал ор.12, оказалось безуспешным. Он умер три года спустя и был похоронен в Падуе. Заслуги Бонпорти как композитора впервые были осознаны в наше время, когда в 1911 году Вернер Вольфхайм объявил, что четыре его сочинения для скрипки и континуо, соч.10, №2, 5, 6 и 7, были включены Альфредом Дерффелем в XLV том сочинений И.С. Баха из-за неправильной интерпретации. авторство Баха в рукописном источнике. Возможно, Бах не только подражал Бонпорти в использовании необычного термина "Изобретение" в качестве названия, но и третья часть ("Экко") десятого "изобретения" в соч.10 Бонпорти, возможно, послужила Баху образцом для соответствующей части, сходной по замыслу, его увертюры в опере. Си минор для клавесина (bwv831). Известно, что знаменитый скрипач Ф.М. Верачини включил соч.10 в свой репертуар во время гастролей по Германии в 1715 году. К тому времени произведение, впервые появившееся в 1712 году, было известно под названием "Ла пасе", и композитор воспользовался возможностью, предоставленной Утрехтским мирным договором 1713 года, чтобы добавить это лестное прозвище к более поздним изданиям. (‘Триумф Великого альянса", стр.8 и 9, датируемый 1710 годом, раскрывает сходные мотивы.) Как и другие североитальянские инструментальные композиторы своего поколения, Бонпорти основывал свой музыкальный язык на Корелли. Но в то время как главной заботой многих его современников, таких как Далл'Абако, было расширение и уточнение формы, Бонпорти, похоже, сосредоточился на улучшении мелодических деталей. (Здесь можно провести ограниченную параллель с Бахом). В первой части "Речитатива" из соч.10 Бонпорти предлагает то, что на самом деле является обильно украшенным адажио, полностью посвященным идиоматике. Но в части с аналогичным названием в пятом концерте соч.11 (очень впечатляющее издание в области концертной музыки) звучат интонации, в которых безошибочно угадывается вокальное происхождение, в высшей степени оригинальные и эффектные в их неожиданном контексте. За "экстравагантностью" (как назвали бы это современные писатели) технически высокоразвитых сочинений Бонпорти для скрипки можно разглядеть твердый музыкальный замысел; он выражается в убедительных, хотя и не всегда строго систематизированных формах, образной гармонии и живом написании партий. Сегодняшнее пренебрежительное отношение к музыке Бонпорти в какой-то мере связано с нехваткой сохранившихся исходных материалов, в какой-то степени с недооценкой произведений в камерном стиле, а в какой-то степени с его непринадлежностью к какой-либо региональной школе, имеющей признанное историческое значение, такой как венецианская. Это не отдает должного его авторитету как композитора.

Ноты сочинений Франческо Антонио Бонпорт на сайте библиотеки IMSLP