Бонончини, Джованни Мария (младший)
1678 - 1753

Назад

Bononcini, Giovanni Maria (iunior)

  • Дата рождения: 18 ноября 1678 года
  • Место рождения: Модена
  • Дата смерти: ноябрь 1753 года
  • Место смерти: Рим

Биография

Джованни Мария Бонончини (младший) был итальянским композитором и скрипачом, сыном Джованни Марии Бонончини (старшего). Он родился через час после смерти своего отца и получил то же имя. О его возможных связях со старшими сводными братьями ничего не известно. В 1704 году Джованни Мария написал из Венеции своему другу в Модену; другие его сохранившиеся письма были написаны из Рима в Модену в период 1707-1715 годов.

В Риме он работал профессиональным скрипачом у кардинала Бенедетто Памфили (1707-1709), князя Франческо Мария Русполи (1707-1715), в церкви Сан-Карло-ай-Катинари (1715-1736), кардинала Пьетро Оттобони (1717-1737), в Апостольском дворце (1725, 1733), в оратории Сан-Джироламо-делла-Карита (1730) и в других местах, включая Коллегию Назарено (1733, 1743, 1745). Он вступил в Конгрегацию Святой Цецилии 9 мая 1710 года, семь раз безуспешно баллотировался на пост "опекуна" инструменталистов (1723-1739), был избран опекуном на двухлетний срок (1742-1743), дважды избирался аудитором (1745-1746), а в последний раз выступал на собрании 16 ноября 1745 года.

В 1720 году он присоединился к музыкантам Капитолия в качестве тромбониста и играл на органе во время церковных служб. Его карьера была тесно связана с римской музыкальной жизнью первой половины XVIII века, где он работал при различных церковных и аристократических учреждениях.

Творчество

Творческое наследие Джованни Марии Бонончини (младшего) сохранилось лишь частично. Среди немногих дошедших до нас его произведений - кантата "О, сколько в нем зелени"*, "Мое сердце" и набор из 11 мотетов для шести голосов (два сопрано, альт, два тенора, бас), почти наверняка написанных в Риме, возможно, для кардинала Оттобони. Большинство мотетов начинаются аккордами, переходят к контрастной части и заканчиваются фугой. В единственной сохранившейся копии есть начатки латинского текста, но отсутствуют полные латинские тексты, вероятно, потому, что предполагалось перевести произведения на английский язык, как это было сделано для первого мотета и части второго. Его музыка демонстрирует владение контрапунктической техникой и следует традициям римской полифонической школы.

Произведения

Духовная музыка

  • "11 мотетов для шести голосов" ("11 Mottetti a sei voci")

Вокальная музыка

  • "О, сколько в нем зелени" ("Oh quante in lui verdure") - кантата
  • "Мое сердце" ("Il mio cor") - кантата

----------

*"О, сколько в нем зелени" ("Oh quante in lui verdure") — это типичный образец светской кантаты эпохи барокко, жанра, чрезвычайно популярного в Италии в XVII–XVIII веках.

Вот что можно о ней сказать, исходя из названия и контекста творчества Джованни Марии Бонончини:

  1. Тематика: Само название указывает на пасторальную или идиллическую тему. Слово "verdure" (зелень, растительность, свежесть) переносит нас в идеализированный сельский пейзаж. Такие кантаты часто были посвящены любви, красоте природы, мифологическим сюжетам или восхвалению знатного покровителя через аллегории.
  2. Структура: Скорее всего, это сольная кантата (для одного голоса, вероятно, сопрано или альта) в сопровождении бассо континуо (клавесин/орган и виолончель). Она, вероятно, состоит из чередования речитативов (более свободных, повествовательных разделов) и арий (лирических, мелодически развитых частей). Речитативы будут раскрывать сюжет или эмоции, в то время как ария "Oh quante in lui verdure" могла бы быть восторженным монологом, воспевающим красоту и свежесть, возможно, возлюбленного или героя.
  3. Музыкальный стиль: Будучи сыном Джованни Марии Бонончини-старшего, выдающегося теоретика и композитора, Джованни Мария-младший, несомненно, владел современной ему композиторской техникой. Музыка кантаты, вероятно, характеризуется:
  • Выразительной мелодикой: Типичной для итальянского барокко, с ориентацией на вокальную красоту.
  • Четкой гармонической структурой: С опорой на формирующуюся в то время мажоро-минорную систему.
  • Аффектом: Стремлением передать конкретную эмоцию — в данном случае, вероятно, восторг, нежность или восхищение.
  1. Исторический контекст: Такие кантаты были "салонной" музыкой, предназначенной для исполнения в аристократических кругах Рима, где работал Бонончини. Они демонстрировали не только талант композитора, но и виртуозность певца.

Краткий вывод:

  • Кантата "Oh quante in lui verdure" — это, по всей видимости, изящное, лирическое произведение, воплощающее идеалы красоты и чувственности эпохи барокко. Ее название намекает на свежесть, молодость и природную гармонию, что было излюбленной темой в искусстве того времени. К сожалению, поскольку партитура не была широко известна или издана, более детальный анализ затруднен. Ее существование напоминает нам о тысячах таких "камерных" произведений, которые составляли живую ткань музыкальной жизни того периода.