Бонончини, Джованни Мария
1642 - 1678

Назад

Джованни Мария Бонончини (Giovanni Maria Bononcini) - Итальянский композитор и теоретик

Родился 23 сентября 1642 года, Монтекорона, Северная Модена - умер 18 ноября 1678года. 

Вероятно, еще мальчиком он покинул свой провинциальный дом, чтобы учиться в Модене у Марко Уччеллини, который в 1641 году положил начало важной традиции моденских скрипачей-композиторов (опередив более известную болонскую школу примерно на 15 лет). Что касается других его занятий, то сам Бонончини в своем трактате "Музыка праттико" сообщает, что он изучал контрапункт у падре Агостино Бендинелли. Однако он никогда не был учеником Колонны в Болонье, не служил в оркестре Сан-Петронио или в качестве маэстро капеллы в Сан-Джованни в Монте, как иногда утверждается; эти должности занимал его старший сын, (2) Джованни. Путаница, по-видимому, возникла из-за письма Джованни Колонне, датированного 1686 годом, которое появилось в первом томе "Краткого изложения музыки Ла Мары" (Лейпциг, 1886) с неверной датой 1656 года. 19 февраля 1662 года Бонончини женился на Анне Марии Презии. Из их восьми детей выжили только (2) Джованни и (3) Антонио Мария; каждому из них предстояло сделать международную композиторскую карьеру. После публикации трех сборников сонат Бонончини в 1671 году получил двойное назначение - скрипачом в кафедральном соборе и камерным музыкантом вдовствующей герцогини Лауры д'Эсте. Интригующий эскиз (около 1670 г.), выполненный Джованни Антонио Пистокки в копии (I в. до н.э.) партии скрипки в опере Бонончини "Вариации Фиори", показывает, что Бонончини также играл на виолончели да спалла, большом инструменте, который носили через плечо, а иногда пристегивали к груди. Пристрастие Бонончини к контрапункту, заметное в его ранних публикациях, стало полностью очевидным в "Канонах соч.3" (1669), которые включали в себя "канон головоломок", авторство которого оспаривалось критиками. Бонончини ответил на это не только посвящением соч.4 (1671), но и кратким неопубликованным "Музыкальным дискурсом" (воспроизведенным Вальдриги и Кленцем). В посвящении к соч.4 Бонончини также указал, что он закончил подготовку своего "Мюзико праттико", впервые напечатанного в 1673 году, когда он сменил падре Марио Агатея на посту маэстро капеллы Моденского собора. Будучи, по-видимому, фаворитом герцогини, он получил ее рекомендацию и был избран единогласно еще до того, как капитул собора получил послание от ее 13-летнего сына Франческо II, поддерживающего Джузеппе Коломби. Перед лицом свершившегося факта молодой герцог согласился, но в следующем году Коломби получил должность главы обетной часовни, подав заявление Бонончини. Начиная с соч.6 (1672-1688), Бонончини использовал название "Филармоническая академия". Нет никаких документов, подтверждающих его членство в знаменитой академии, но связи Бонончини с Болоньей, особенно с издателями Монти и Сильвани, позволяют предположить, что его притязания на это звание были оправданы. Его трактат широко распространялся и, возможно, послужил образцом для академии. До соч.9 (1675) Бонончини сочинял только инструментальную музыку, но в последние годы жизни обратился к вокальным жанрам. Помимо двух сборников кантат и сборника мадригалов, он написал "Первую волю австрийской аквилы", драму "Камера", от которой сохранилось только либретто. Он, по-видимому, был первым, кто использовал термин "кантата перед камерой", и его кантаты, вероятно, исполнялись время от времени на академических мероприятиях в Модене. Он посвятил камерную оперу и мадригалы, а также "Музыку праттико" императору Леопольду I, что, несомненно, помогло подготовить почву для возможной помолвки обоих его сыновей при дворе Габсбургов. Через четыре месяца после смерти своей первой жены, 29 июня 1677 года, Бонончини женился на Барбаре Аньезе Тозатти. Сын, (4) Джованни Мария (ii) (по имени Анджело), родился 18 ноября 1678 года, через час после смерти отца. Сонаты Бонончини представляют собой высшее достижение моденской инструментальной школы конца XVII века. Вместе с североитальянцами, такими как Каццати, он преобразовал секционную сонату в стиле канцоны в сонату, состоящую из нескольких отдельных частей. В его сонате "Камера" много французских черт, возможно, отражающих вкус герцогини, которая была племянницей Мазарини. Его танцы включают в себя самые популярные французские и итальянские виды, а также некоторые, сочетающие в себе черты двух традиций, и, вероятно, являются одними из последних примеров, которые используются для настоящих социальных танцев. Цикл танцев, известный как брандо (Бранле), был распространен при моденском дворе; образцы таких брандо-сюит представлены в коллекциях Бонончини и его современников, таких как Коломби, Витали и Уччеллини. В опциях 1 и 2 Бонончини брандо состоит из нескольких частей, за которыми следует гавотта и одно или два корренте. В sonate da camera можно увидеть некоторую гибкость в отношении количества исполняемых инструментов.; танцы в четырех частях могут быть сыграны должным образом, если исключить вторую скрипку и виолу, оставив только первую скрипку и спинетту (клавишный инструмент, который Бонончини предпочитает для продолжения светской музыки). Формы сонаты кьеза из соч.1 и 6 по-прежнему тесно связаны с канцоной середины XVII века, но в пяти зрелых произведениях соч.9 Бонончини, как правило, чередовал эмоциональные, гомофонические движения с более быстрыми контрапунктическими, создавая модели, которые, как и сюиты Брандо, предвосхищают кореллианские. Гармония Бонончини находится на пороге мажорно–минорной тональности. Кажется, он был первым теоретиком, который принял тональный ответ как ‘реголяр’. Наполненные нотками модальности и быстрыми тональными переходами, характерными для музыки среднего барокко, его сонаты, тем не менее, демонстрируют понимание основных тональных соотношений, цикла 5-й и второстепенных гармоний. Бонончини редко прибегал к чисто технической виртуозности; он лишь в малой степени использовал эффект скордатуры, который предпочитал Уччеллини, и никогда не требовал, чтобы аппликатура была выше 3-й позиции на скрипке. Для разнообразия он обратился к своему мастерству контрапунктиста и, естественно, преуспел в фугальных партиях сонаты да кьеза. Время от времени он демонстрировал свое контрапунктическое мастерство, сочиняя абстрактные композиции, такие как каноны соч.3 или заключительная симфония соч.5, которые могут быть исполнены в ретроградном исполнении. Его влияние на Перселла кажется вполне вероятным: Мария Беатрис, дочь Лауры д'Эсте, вышла замуж за герцога Йоркского (будущего Якова II) в 1673 году и, вероятно, привезла с собой в Англию новейшую итальянскую инструментальную музыку. Сонаты Бонончини продолжали печататься в Англии Уолшем вплоть до 1730-х годов. Как теоретик, Бонончини придерживается широкого традиционного формата "Istitutioni harmoniche" Зарлино, но его правила для созвучия и диссонанса, признание свобод в соответствии со второй практикой и полное принятие тонального ответа свидетельствуют о его принципиальном согласии с современной гармонической практикой. Переиздания "Музыки праттико" (Венеция, 1678; Болонья, 1688) и ее широкое распространение (около 80 экземпляров в библиотеках Европы и США) свидетельствуют о ее влиянии в течение десятилетий после смерти Бонончини. Вторая половина руководства появилась в немецком переводе (Штутгарт, 1701), который послужил образцом для глав о фуге в "Руководстве к органуму" Й.Б. Самбера (Зальцбург, 1704), "Рецепте музыкальной композиции" Й.Г. Вальтера (Веймар, 1708) и "Книге капельмейстера" Маттесона (Гамбург, 1739).

Ноты сочинений Джованни Мария Бонончини на сайте библиотеки IMSLP