Бонончини, Джованни Мария
1642 - 1678
Назад
Bononcini, Giovanni Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Мария Бонончини был итальянским композитором и теоретиком. Он вероятно покинул свой провинциальный дом еще мальчиком чтобы учиться в Модене у Марко Учеллини, который в 1641 году начал важную традицию моденских композиторов-скрипачей (предшествуя более известной болонской школе примерно на 15 лет). Что касается его другого обучения, Бонончини сам сообщил в своем трактате "Практический музыкант" что он изучал контрапункт с отцом Агостино Бендинелли. Однако он никогда не был учеником Колонны в Болонье, не служил в оркестре Сан-Петронио или как руководитель капеллы в Сан-Джованни ин Монте, как иногда утверждалось; эти посты занимал его старший сын Джованни. Путаница, кажется, возникла из-за письма 1686 года от Джованни к Колонне, которое появляется в первом томе "Писем музыкантов за пять столетий" Ла Мары с неправильной датой 1656 года. 19 февраля 1662 года Бонончини женился на Анне Марии Преции. Из их восьмерых детей выжили только Джованни и Антонио Мария; каждый из них должен был сделать международную карьеру композитора. После публикации трех книг сонат Бонончини получил двойное назначение в 1671 году как скрипач в соборе и камерный музыкант вдовствующей герцогини Лоры д'Эсте. Интригующий набросок (около 1670 года) нарисованный Джованни Антонио Пистокки в копии партии первой скрипки "Разнообразных цветов" Бонончини показывает что Бонончини также играл на виолончели да спалла, большом инструменте держанном над плечом и иногда пристегнутом к груди.
Предрасположенность Бонончини к контрапункту, заметная в его самых ранних публикациях, стала полностью очевидной в канонах сочинения 3 (1669), которые включали головоломный канон чье авторство оспаривалось критиками. Бонончини ответил не только в посвящении сочинения 4 (1671) но также в кратком неопубликованном "Музыкальном рассуждении". В посвящении сочинения 4 Бонончини также указал что он закончил подготовку своего "Практического музыканта", впервые напечатанного в 1673 году, год когда он сменил отца Марио Агатею как руководитель капеллы собора Модены. По-видимому любимец герцогини, он выиграл ее рекомендацию и был избран единогласно прежде чем капитул собора получил сообщение от ее 13-летнего сына Франческо Второго поддерживающего Джузеппе Коломби. Столкнувшись с свершившимся фактом, молодой герцог согласился, но в следующем году Коломби получил пост как глава молитвенной капеллы подав заявку до Бонончини. От сочинения 6 далее (1672-1678) Бонончини использовал титул "Член Филармонической академии". Никакие записи не появляются чтобы документировать его членство в знаменитой академии, но связи Бонончини с Болоньей, особенно с издателями Монти и Сильвани, предполагают что его претензия на титул была оправданной. Его трактат циркулировал широко и мог служить как модель для академии.
Бонончини сочинял только инструментальную музыку до сочинения 9 (1675), но в его последние годы он обратился к вокальным жанрам. Кроме двух наборов кантат и тома мадригалов, он произвел "Первые полеты австрийского орла", камерную драму от которой только либретто сохранилось. Он, кажется, был первым кто использовал термин "кантата для камеры", и его кантаты вероятно исполнялись для случайных академических активностей в Модене. Он посвятил камерную оперу и мадригалы, также как "Практического музыканта", императору Леопольду Первому, что без сомнения помогло подготовить путь для eventual engagement обоих его сыновей при дворе Габсбургов.
Четыре месяца после смерти его первой жены, 29 июня 1677 года, Бонончини женился на Барбаре Аньезе Тозатти. Сын, Джованни Мария (младший) (называемый Анджело), родился 18 ноября 1678 года, час после смерти его отца.
Сонаты Бонончини представляют высшее достижение моденской инструментальной школы конца 17-го века. Вместе с северными итальянцами такими как Каццати, он трансформировал секционную, песенно-стилевую сонату в одну состоящую из нескольких отличных частей. Его камерные сонаты показывают многие французские характеристики, возможно отражая вкус герцогини, которая была племянницей Мазарина. Его танцы включают самые популярные французские и итальянские типы, также как некоторые которые комбинируют черты двух традиций, и вероятно среди последних примеров чтобы быть использованными для актуального социального танца. Цикл танцев известный как брандо (бранль) был общим при моденском дворе; примеры таких брандо-сюит появляются в коллекциях Бонончини и современников таких как Коломби, Витали и Учеллини. В сочинениях 1 и 2 Бонончини брандо состоит из нескольких секций сопровождаемых гавотом и одной или двумя куррантами. Некоторая гибкость относительно количества исполняющих инструментов может быть увидена в камерных сонатах; танцы в четырех частях могут быть сыграны в две путем опущения второй скрипки и виолоне, оставляя только первую скрипку и спинет (клавишный инструмент предпочитаемый Бонончини для бассо континуо в светской музыке). Формы церковных сонат сочинений 1 и 6 все еще тесно связаны с песней середины 17-го века, но в пяти зрелых пьесах сочинения 9 Бонончини склонялся чередовать аффективные, гомофонные части с более быстрыми контрапунктическими в паттернах которые, как брандо-сюиты, предвосхищают Корелли.
Гармония Бонончини стоит на пороге мажоро-минорной тональности. Он, кажется, был первым теоретиком чтобы принять тональный ответ как "регулярный". Наполненный следами модальности и быстрыми тональными сдвигами которые характеризуют музыку среднего Барокко, его сонаты тем не менее показывают осознание базовых тональных отношений, цикла квинт и вторичных гармоний. Бонончини редко эксплуатировал mere техническую виртуозность; он делал только скупое использование эффекта скордатуры предпочитаемого Учеллини, и он никогда не требовал аппликатуры выше 3-й позиции на скрипке. Для разнообразия, он вместо этого призывал свое умение как контрапунктиста, и естественно преуспевал в фугированных частях церковных сонат. Он демонстрировал свое контрапунктическое умение письмом абстрактных композиций таких как каноны сочинения 3 или заключающая симфония сочинения 5, которая может быть исполнена в ретрограде. Его влияние на Пёрселла кажется полностью правдоподобным: Мария Беатриче, дочь Лоры д'Эсте, вышла замуж за Герцога Йоркского (будущего Джеймса Второго) в 1673 году и вероятно взяла последнюю итальянскую инструментальную музыку в Англию с ней. Сонаты Бонончини продолжали быть напечатанными в Англии Уолшем так поздно как 1730-е годы.
Как теоретик, Бонончини соответствует широкому традиционному формату "Основ гармонии" Царлино, но его правила для консонанса и диссонанса, признание свобод в соответствии со второй практикой и полное принятие тонального ответа раскрывают его базовое согласие с современной гармонической практикой. Перепечатки "Практического музыканта" (Венеция, 1678; Болонья, 1688) и его широкое распределение (около 80 копий в библиотеках через Европу и США) свидетельствуют о его влиянии в десятилетия после смерти Бонончини. Вторая половина руководства появилась в немецком переводе (Штутгарт, 1701), который служил как модель для глав о фуге в "Руководстве к органу" И.Б. Самбера (Зальцбург, 1704), "Предписаниях музыкальной композиции" И.Г. Вальтера (Веймар, 1708) и "Совершенном капельмейстере" Маттезона (Гамбург, 1739).
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Джованни Мария Бонончини на сайте библиотеки IMSLP