Бонончини, Джованни Баттиста
1670 - 1747

Назад

Джованни Баттиста Бонончини (Giovanni Battista Bononcini) - Итальянский композитор и виолончелист

Родился 18 июля 1670 года, Модена - умер 9 июля 1747 года, Вена.

Сын Джованни Марии Бонончини. Джованни Бонончини переехал в Болонью, когда после смерти отца в возрасте восьми лет остался сиротой. Там он изучал контрапункт у Дж.П. Колонны в Сан-Петронио; в возрасте 15 лет он опубликовал три инструментальных сборника и был принят в Филармоническую академию 30 мая 1686 года. В течение следующих двух лет он опубликовал еще три сборника, был приглашен в Сан-Петронио в качестве струнника и певца, написал две оратории, которые были исполнены как в Болонье, так и в Модене, и сменил Г.Ф. Този на посту маэстро капеллы в Сан-Джованни в Монте. Для этой церкви он написал мессы для двух хоров, которые были напечатаны как его сочинение №7 в 1688 году. В 1690 году он сочинил новую ораторию для Модены, а в 1691 году посвятил свою восьмую часть, состоящую из хорошо исполненных вокальных дуэтов, императору Леопольду I и исполненную в оркестре папского легата, римского кардинала Бенедетто Памфили. В 1691 году Бонончини отправился в Рим, где поступил на службу к Филиппо Колонне, его жене Лоренце и ее брату Луиджи делла Серда, испанскому послу. Либреттист Сильвио Стампилья служил Колоннам с 1680-х годов, и с 1692 по 1696 год они с Бонончини создали шесть серенад, одну ораторию и три, а возможно, и пять опер. Последний из них, "Триумф Камиллы", был выпущен в Неаполе после того, как Луиджи делла Серда стал там вице-королем Испании. В октябре 1695 года Бонончини был принят в Конгрегацию Святой Чечилии, а 20 мая 1696 года он стал одним из семи музыкантов, предложенных в качестве основателей ‘хора’, или исполнительского крыла, Аркадской академии. Возможно, этот "хор" выступал на собраниях, поскольку в либретто оперы и оратории 1737 года Бонончини называл себя "Аркадой и филармонией’. В Риме он преподавал молодым музыкантам, свидетельством чему является сонет Джузеппе Валентини, восхваляющий его учение. По словам Джеминиани, "Камилла" "поразила музыкальный мир своим отходом от сухой, однотонной мелодии, к которой до тех пор привыкали их уши". К 1710 году она была поставлена в 19 других городах Италии и в Лондоне. Вероятно, все эти постановки были основаны на декорациях Бонончини, которые, таким образом, следует рассматривать как образец итальянского вкуса примерно в 1700 году. Через несколько месяцев после смерти своего римского покровителя Лоренцы Колонны в августе 1697 года Бонончини был принят на службу к Леопольду I в Вене. Там он получал необычайно высокую зарплату в 5000 флоринов в год с 1698 по 1712 год. В период с 1698 по 1705 год наследник Леопольда, Иосиф, внес 2000 флоринов на эту зарплату, и Бонончини, несомненно, был любимым композитором Иосифа: шесть из десяти его драматических произведений, исполнявшихся при дворе во время правления Леопольда, были посвящены наследнику или его жене. В 1702 году из-за войны за испанское наследство музыкальные празднества в Вене были прерваны, поэтому Бонончини возглавил группу музыкантов при дворе Софии Шарлотты в Берлине, где он стал центром повседневной музыкальной жизни королевы и сочинил две "маленькие безделушки" - "Чефало" и "Полифемо". По-видимому, он отправился в Италию в год траура по Леопольду (с мая 1705 по июнь 1706): его новая опера была поставлена в Венеции во время карнавала 1706 года. К 1706 году Бонончини был известен во всей Европе. Рагне, который видел постановку "Камиллы" в Риме в 1698 году, заявил в 1705 году, что более 200 кантат и целых опер Бонончини были известны в Париже, где он был "образцом изящества". С 1706 по 1709 год в Лондоне было дано 63 исполнения Камиллы, в 1707 году была предпринята попытка привлечь самого Бонончини, арии из его произведений были включены в восемь пастиччо, созданных в период 1707-1711 годов, и он считался "бесспорно первым’ среди виолончелистов. Гаспарини закончил свой трактат 1708 года похвалой "причудливости, красоте, гармонии, искусному изучению и причудливой выдумке" кантат Бонончини, которых сохранилось около 300. По словам Бенедетто Марчелло, стандартной кантатой, которую певцы исполняли на прослушиваниях, была "Impara a non dar fede" Бонончини. Во время правления Иосифа (1705-1711) Бонончини поставил семь опер и пять небольших драматических произведений. Вероятно, его большое расположение побудило Иосифа нанять своего брата (3) Антонио и своего бывшего либреттиста Стампилью. Эти три произведения не были сохранены преемником Иосифа, Карлом VI, хотя Стампилья и Джованни написали "серенаду" к приезду новой императрицы в Милан в 1713 году. Затем Джованни Бонончини поступил на службу к послу Карла в Риме Иоганну Венцелю, графу Галласу. Его служба началась с серенады 1714 года и оперы 1715 года, написанных в сотрудничестве с Паоло Ролли, и он оставался музыкальным руководителем посольства вплоть до смерти графа в июле 1719 года. В Риме преобладали консервативные вкусы. Алессандро Скарлатти и Франческо Гаспарини по-прежнему пользовались большой популярностью, и последний писал в 1715 году, что Бонончини "действительно сочинял произведения, достойные рая". Летом 1719 года граф Берлингтон совершил свою вторую поездку в Италию, и именно он был главным ответственным за назначение Бонончини композитором в Королевскую академию музыки в Лондоне. Бонончини отправился в Лондон в октябре 1720 года, и его первые два сезона были исключительно успешными, возможно, во многом потому, что в Лондоне господствовали такие же консервативные вкусы, как и в Риме: на пять его произведений (включая "Муцио Сцеволу", для которого он написал только 2 акт) пришлось 82 из 120 постановок, поставленных театром. Королевская академия музыки; на его кантатах и дуэтах был напечатан внушительный список из 238 подписчиков, а его дивертисмент "Камера" вышел в двух изданиях: простом для скрипичных инструментов с аккомпанементом и богато украшенном - только для клавесина. В конце своего второго сезона он получил заказ от Фрэнсиса Аттербери, декана Вестминстерского собора, написать гимн для похорон Мальборо, а от герцогини Букингемской - написать хоры, завершающие действия пьесы ее покойного мужа "Маркус Брут". Герцогиня была известной якобиткой, и в августе 1722 года Аттербери был заключен в тюрьму за изменническую якобитскую деятельность. Главным образом из-за своих знакомых якобитов и итальянского католического происхождения, Бонончини вскоре потерял свой успех в Лондоне. Несмотря на то, что благодаря его операм Королевская академия провела свой единственный прибыльный сезон в 1721-1722 годах, осенью 1722 года режиссеры, по-видимому, не пригласили его вновь. Его "Эрминия" была поставлена в марте 1723 года, но, по-видимому, она была написана в основном для парижской постановки с участием певцов Королевской академии в июле 1723 года; эта постановка была отменена, но летом Бонончини и, по крайней мере, Анастасия Робинсон выступили в Париже. Королевская академия вновь пригласила Бонончини на сезон 1723-1724, но интриги против него были сильны, и он планировал покинуть Лондон в конце сезона, чтобы принять должность, предложенную ему любовницей первого министра Франции. Он и несколько лондонских певцов, включая Куццони, провели лето 1724 года во Франции, и для Куццони он сочинил две пьесы, вероятно, "Veni Jesu sponse chare" и "Laudate pueri in F", которые должны были прозвучать в капелле Фонтенбло 10 сентября. Затем он вернулся в Англию. 14 мая 1724 года Генриетта, герцогиня Мальборо, предложила ему пожизненное жалованье в размере 500 фунтов стерлингов в год. В обмен на эту стипендию он руководил исполнением своей собственной музыки на ее частных концертах вплоть до 1731 года, и его единственным публичным предприятием в эти годы была "Астианатте", постановки которой печально известны из-за борьбы между сторонниками Куццони и Фаустины. Хотя "Астианатте" была спродюсирована за 20 лет до его смерти, она фактически положила конец его карьере драматического композитора. Бонончини был активным членом Академии старинной музыки с 1726 года, и именно в 1727 или 1728 году его друг Морис Грин представил на собрании неподписанную рукопись "In una siepe ombrosa". Бонончини, по-видимому, претендовал на звание композитора этого мадригала, пока на собрании 14 января 1731 года Бернард Гейтс не поставил то же произведение, взятое из "Дуэтти, терцетти и мадригали" Лотти (Венеция, 1705). Был обнаружен необычайно вопиющий пример повсеместного в то время обычая непризнанного заимствования, и директора академии подняли большой шум по этому поводу, чтобы дискредитировать Бонончини и Грина. Летом 1731 года Бонончини отправился во Францию. По-видимому, он оставался на службе у герцогини Мальборо по крайней мере до ноября 1731 года, когда была написана сюита в честь восьмилетия ее дочери; но они, должно быть, прекратили свои отношения к 1732 году, когда он опубликовал XII сонат, посвященных главному противнику Генриетты, ее собственной матери Саре, вдовствующей герцогине.. Его последним выступлением в Лондоне стало представление 24 июня 1732 года; интриги помешали ему представить "Праздничную пастораль", которую он написал специально для этого случая. Бонончини, которому тогда было 62 года, отправился в Париж, где написал вокальные произведения для выступлений в концерте "Спиритуал" 7 февраля и 2 апреля 1733 года и опубликовал "Хвалебный стих". В декабре 1733 года он отправился в Мадрид, а затем в Лиссабон, где, по-видимому, оставался до 1736 года; в обоих городах он выступал и писал музыку, но ничего не писал для сцены. Он вернулся в Вену в середине 1736 года и поставил две оперы и ораторию для исполнения в 1737 году. В 1741 году императрица Мария Терезия распорядилась о выплате пособия, а 1 октября 1742 года увеличила его небольшую пенсию до суммы, которая позволила ему провести свои последние пять лет в условиях безбедной экономии. Неизвестно, была ли его жена Маргарита Баллетти (которая жила в Лондоне с 1736 по 1738 год) с ним в Вене в последние годы его жизни, но их 22-летняя дочь умерла там 10 мая 1743 года.

Джованни Бонончини было от 15 до 21 года, когда появились первые восемь копий его музыки. Первые шесть из них содержат по 12 инструментальных произведений, каждое из которых обычно включает в себя четыре части, по крайней мере, последние три в бинарной форме; но инструментальная музыка как таковая составляет очень малую часть его творчества, и его единственные поздние гравюры появились в 1722 и 1732 годах в Лондоне. Его сочинение №7 содержит мессы из пяти частей с двумя припевами в декламационном стиле; но религиозная музыка также составляла небольшую часть его творчества, и единственными поздними произведениями, напечатанными под его руководством, были "Гимн на похороны Мальборо" 1722 года, написанный исключительно в медленном темпе и тональностях от двух до четырех бемолей, и "Лаудате пуэри" 1733 года, написанный в ритурнелло с хорошо сбалансированным ритмом. гармоничная схема и приятно разнообразная инструментовка. Его сочинение №8 содержит вокальные дуэты, которые были настолько популярны, что были переизданы и затем обсуждались Ле Серфом де ла Вьевилем в 1705 году и Риккати в 1787 году; эти дуэты 1691 года демонстрируют контрапунктические способности Джованни более отчетливо, чем любые другие работы до его "Иезекии" (1737) и "Те боги" (1741). Искусство контрапункта не было оценено господствующим вкусом, который был удовлетворен большим количеством сольных кантат и драматических произведений, созданных Джованни Бонончини. Его первые драматические произведения, написанные в 1687 году для Болоньи и в 1692 году для Рима, содержат короткие арии, в основном в форме да капо и сопровождаемые только континуо. Гендель расширил несколько арий из "Ксерсы" Бонончини 1694 года для использования в своей "Серии" 1738 года (см. Powers, 1962); даже после расширения арии 1738 года значительно уступают обычной генделевской длине. Арии из "Камиллы" 1696 года были выделены (Даунз, 1961) за многие элементы, которые внесли свой вклад в более поздний галантный стиль Винчи, Лео, Перголези и других. Огромный успех Камиллы, вполне возможно, побудил различных композиторов перенять некоторые аспекты стиля галант. Крисандер и Дент выразили сожаление по поводу присутствия таких черт в произведениях Генделя и Алессандро Скарлатти, назвав Бонончини фактически козлом отпущения. Вероятно, они переоценили его значимость; он был скорее участником, чем лидером постепенных изменений стиля примерно в 1700 году. Жалобная мелодичность, подобная ‘Славе Адорарви" в "Гризельде" (1722), всегда была отличительной чертой драматических произведений Бонончини. Хокинс метко подметил, что "гений Бонончини был приспособлен для выражения нежных и трогательных чувств". Его мелодии, самые богатые и сладкие из всех, которые мы знаем, написаны в его собственном стиле; его гармонии оригинальны и в то же время естественны. Однако в течение десятилетий после 1700 года, когда арии Бонончини стали заметно длиннее и сопровождались более полным аккомпанементом, их генделевские пропорции редко поддерживались музыкальной субстанцией и внутренним движением, которые оправдывают такую длину в произведениях Генделя, или нейтральной концертной композицией, которая сохраняет динамику в произведениях Вивальди или Винчи. Так, Берни был менее комплиментарен в своей оценке Бонончини: "его мелодия, возможно, была более отточенной и вокальной, хотя и не такой новой, как у его могущественного саксонского соперника’. Это действительно могло показаться устаревшим сторонникам новых звезд, таких как Фаустина и Фаринелли, чья ловкость была поразительной. Второй достопримечательностью было великолепное оформление текста Бонончини, которое либреттист Ролли в 1724 году похвалил как неописуемо выразительное в человеческих страстях. Такой выразительности, несомненно, способствовала его обширная работа с известными аркадскими либреттистами, особенно со Стампильей и Ролли. В его речитативах, по словам Хокинса, "те разнообразные интонации голоса, которые сопровождают обычную речь, с присущими им междометиями, восклицаниями и паузами, отмечены с большой точностью и уместностью’. Берни согласился с этим, заявив, что его речитатив "повсеместно считался лучшим в то время и по-настоящему гениальным в исполнении итальянского языка’. Такую выразительность лучше всего оценивают итальянские ценители, и многое из этого, должно быть, осталось незамеченным в Вене и Лондоне, городах, для которых Бонончини создал большинство своих драматических произведений в период с 1699 по 1737 год. Поскольку аркадские писатели предпочитали пасторальную атмосферу, неудивительно, что в произведениях Бонончини обычно присутствуют вздохи и нежные настроения, которые в "Примкоке" (1728) контрастируют с героическими эмоциями и тиранической яростью Генделя. В 1716 году Дж.Э. Гальярд назвал стиль Бонончини "приятным и непринужденным", но к концу 1720-х годов он стал скорее убаюкивающим, чем возбуждающим, и был осмеян некоторыми "очень знатными джентльменами за чрезмерную простоту" ("Мастер", 10 июня 1727 года). Если мы воспринимаем эту "простоту" как завершающий этап бельканто 17-го века и предшественницу галантных и доклассических мелодий, то она, несомненно, становится пробным камнем вкуса в переломный момент около 1700 года.

Ноты сочинений Джованни Баттиста Бонончини на сайте библиотеки IMSLP