Бонончини, Джованни
1670 - 1747
Назад
Bononcini, Giovanni
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Бонончини был итальянским композитором, сыном Джованни Марии Бонончини. Джованни Бонончини переехал в Болонью, когда после смерти отца в возрасте восьми лет остался сиротой. Там он изучал контрапункт у Джакомо Антонио Перти в церкви Сан-Петронио; в возрасте 15 лет он опубликовал три инструментальных сборника и был принят в Филармоническую академию 30 мая 1686 года. В течение следующих двух лет он опубликовал еще три сборника, был приглашен в Сан-Петронио в качестве скрипача и певца, написал две оратории, которые были исполнены как в Болонье, так и в Модене, и сменил Джакомо Антонио Перти на посту руководителя капеллы в церкви Сан-Джованни ин Монте. Для этой церкви он написал мессы для двух хоров, которые были напечатаны как его сочинение номер 7 в 1688 году. В 1690 году он сочинил новую ораторию для Модены, а в 1691 году посвятил свою восьмую работу, состоящую из мастерски исполненных вокальных дуэтов, императору Леопольду Первому.
В 1691 году Бонончини отправился в Рим, где поступил на службу к Филиппо Колонна, его жене Лоренце и ее брату Луиджи делла Серда, испанскому послу. Либреттист Сильвио Стампилья служил семье Колонна с 1680-х годов, и с 1692 по 1696 год они с Бонончини создали шесть серенад, одну ораторию и три, а возможно, и пять опер. Последняя из них, "Триумф Камиллы", была поставлена в Неаполе после того, как Луиджи делла Серда стал там вице-королем Испании. В октябре 1695 года Бонончини был принят в Конгрегацию Святой Цецилии, а 20 мая 1696 года он стал одним из семи музыкантов, предложенных в качестве основателей "хора", или исполнительского крыла, Аркадской академии. Возможно, этот "хор" выступал на собраниях, поскольку в либретто оперы и оратории 1737 года Бонончини называл себя "Аркадийцем и филармоником". В Риме он преподавал молодым музыкантам, свидетельством чему является сонет Джузеппе Валентини, восхваляющий его преподавание.
Через несколько месяцев после смерти своего римского покровителя Лоренцы Колонна в августе 1697 года Бонончини был принят на службу к Леопольду Первому в Вене. Там он получал необычайно высокое жалованье в 5000 флоринов в год с 1698 по 1712 год. В период с 1698 по 1705 год наследник Леопольда, Иосиф, внес 2000 флоринов в это жалованье, и Бонончини, несомненно, был любимым композитором Иосифа: шесть из десяти его драматических произведений, исполнявшихся при дворе во время правления Леопольда, были посвящены наследнику или его жене. В 1702 году из-за войны за испанское наследство музыкальные празднества в Вене были прерваны, поэтому Бонончини возглавил группу музыкантов при дворе Софии Шарлотты в Берлине, где он стал центром повседневной музыкальной жизни королевы и сочинил две "маленькие безделушки" - "Кефал" и "Полифем". По-видимому, он отправился в Италию в год траура по Леопольду (с мая 1705 по июнь 1706): его новая опера была поставлена в Венеции во время карнавала 1706 года.
К 1706 году Бонончини был известен во всей Европе. С 1706 по 1709 год в Лондоне было дано 63 исполнения "Камиллы", в 1707 году была предпринята попытка привлечь самого Бонончини, арии из его произведений были включены в восемь пастиччо, созданных в период 1707-1711 годов, и он считался "бесспорно первым" среди виолончелистов. Во время правления Иосифа (1705-1711) Бонончини поставил семь опер и пять небольших драматических произведений. Затем Джованни Бонончини поступил на службу к послу Карла в Риме Иоганну Венцелю, графу Галласу. Его служба началась с серенады 1714 года и оперы 1715 года, написанных в сотрудничестве с Паоло Ролли, и он оставался музыкальным руководителем посольства вплоть до смерти графа в июле 1719 года.
Летом 1719 года граф Берлингтон совершил свою вторую поездку в Италию, и именно он был главным ответственным за назначение Бонончини композитором в Королевскую академию музыки в Лондоне. Бонончини отправился в Лондон в октябре 1720 года, и его первые два сезона были исключительно успешными. В конце своего второго сезона он получил заказ от Фрэнсиса Аттербери, декана Вестминстерского собора, написать гимн для похорон Мальборо, а от герцогини Букингемской - написать хоры, завершающие действия пьесы ее покойного мужа "Марк Брут". Главным образом из-за своих знакомых якобитов и итальянского католического происхождения, Бонончини вскоре потерял свой успех в Лондоне.
14 мая 1724 года Генриетта, герцогиня Мальборо, предложила ему пожизненное жалованье в размере 500 фунтов стерлингов в год. В обмен на эту стипендию он руководил исполнением своей собственной музыки на ее частных концертах вплоть до 1731 года. Бонончини был активным членом Академии старинной музыки с 1726 года. Летом 1731 года Бонончини отправился во Францию. Его последним выступлением в Лондоне стало представление 24 июня 1732 года. Бонончини, которому тогда было 62 года, отправился в Париж, где написал вокальные произведения для выступлений в "Духовном концерте" 7 февраля и 2 апреля 1733 года. В декабре 1733 года он отправился в Мадрид, а затем в Лиссабон, где, по-видимому, оставался до 1736 года. Он вернулся в Вену в середине 1736 года и поставил две оперы и ораторию для исполнения в 1737 году. В 1741 году императрица Мария Терезия распорядилась о выплате пособия, а 1 октября 1742 года увеличила его небольшую пенсию до суммы, которая позволила ему провести свои последние пять лет в условиях безбедного существования.
Джованни Бонончини было от 15 до 21 года, когда появились первые восемь изданий его музыки. Первые шесть из них содержат по 12 инструментальных произведений, каждое из которых обычно включает четыре части, по крайней мере последние три в бинарной форме; но инструментальная музыка как таковая составляет очень малую часть его творчества. Его сочинение номер 7 содержит мессы из пяти частей с двумя хорами в декламационном стиле; но духовная музыка также составляла небольшую часть его творчества. Его сочинение номер 8 содержит вокальные дуэты, которые были очень популярны.
Его первые драматические произведения, написанные в 1687 году для Болоньи и в 1692 году для Рима, содержат короткие арии, в основном в форме da capo и сопровождаемые только бассо континуо. Арии из "Камиллы" 1696 года выделяются многими элементами, которые внесли свой вклад в более поздний галантный стиль. Огромный успех "Камиллы" вполне возможно побудил различных композиторов перенять некоторые аспекты стиля галант. Он был скорее участником, чем лидером постепенных изменений стиля примерно в 1700 году.
Жалобная мелодичность всегда была отличительной чертой драматических произведений Бонончини. Его мелодии, самые богатые и сладкие из всех, которые мы знаем, написаны в его собственном стиле; его гармонии оригинальны и в то же время естественны. Однако в течение десятилетий после 1700 года, когда арии Бонончини стали заметно длиннее и сопровождались более полным аккомпанементом, их генделевские пропорции редко поддерживались музыкальной субстанцией и внутренним движением.
Второй достопримечательностью было великолепное оформление текста Бонончини, которое либреттист Ролли в 1724 году похвалил как неописуемо выразительное в человеческих страстях. Такой выразительности, несомненно, способствовала его обширная работа с известными аркадскими либреттистами, особенно со Стампильей и Ролли. В его речитативах, по словам современников, "те разнообразные интонации голоса, которые сопровождают обычную речь, с присущими им междометиями, восклицаниями и паузами, отмечены с большой точностью и уместностью". Поскольку аркадские писатели предпочитали пасторальную атмосферу, неудивительно, что в произведениях Бонончини обычно присутствуют вздохи и нежные настроения. Если мы воспринимаем эту "простоту" как завершающий этап бельканто XVII века и предшественницу галантных и доклассических мелодий, то она, несомненно, становится пробным камнем вкуса в переломный момент около 1700 года.
Оперы
Оратории
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Ноты сочинений Джованни Бонончини на сайте библиотеки IMSLP