Бонончини, Антонио Мария
1677 - 1726

Назад

Bononcini, Antonio Maria

  • Дата рождения: 18 июня 1677 года
  • Место рождения: Модена
  • Дата смерти: 8 июля 1726 года
  • Место смерти: Модена

Биография

Антонио Мария Бонончини был итальянским композитором и виолончелистом, вторым сыном Джованни Марии Бонончини. Он работал бок о бок со своим более знаменитым старшим братом Джованни до 1713 года. К 1686 году оба брата были учениками Джакомо Антонио Перти в Болонье. Когда кардинал Бенедетто Памфили был там папским легатом в период с 1690 по 1693 год, оба брата играли в его оркестре. В 1693 году Антонио сочинил для виолончели "Хвалите, отроки" с витиеватым обрамлением, и примерно в то же время - набор из 12 сонат для виолончели, в которых используются те же узорные формы. Им предшествовали только две сонаты для виолончели, обе написаны Доменико Габриэлли.

В 1694 году Бонончини занял первое место среди виолончелистов, активно выступавших в Риме; к ноябрю 1696 года он присоединился к Конгрегации Святой Цецилии; и в течение 1694-1698 годов он или его старший брат играли на шести мероприятиях, спонсируемых кардиналом Пьетро Оттобони. В 1698 году он написал "Героическую славу", произведение, восхваляющее венецианского кардинала Джорджо Корнаро, который, возможно, нанял Антонио.

Около 1700 года Антонио присоединился к своему брату в Вене, и летом 1702 года Георг Филипп Телеман услышал их выступление в Берлине. Антонио впервые получил заказ на сочинение музыки для венского двора в 1705 году, когда Иосиф Первый стал императором. Во время правления Иосифа Антонио был назначен капельмейстером к брату Иосифа, который жил в Испании под именем Карла Третьего, претендента на вакантный трон. Большое расположение императора к Джованни Бонончини распространилось и на Антонио, который представил венскому двору 13 богато исполненных кантат, шесть праздничных серенад, четыре оратории из двух частей и оперу в трех действиях.

Иосиф Первый, должно быть, оценил их превосходное мастерство, поскольку в 1710 году он назначил Антонио "композитором императора", перенеся это назначение на начало 1707 года, назначил ему достойное жалованье и заказал первую оперу Антонио "Тигран". Год спустя Иосиф умер от оспы, а его брат Карл Шестой не сохранил за собой Бонончини. Антонио, возможно, сопровождал своего брата в Рим, когда они вдвоем вернулись в Италию в 1713 году, но он поселился в Модене, где его жена Элеонора Сутерин родила ему четырех сыновей и дочь в период с 1715 по 1722 год.

Впоследствии он приобрел известность по всей Италии благодаря своим постановкам десяти опер для Венеции, Рима и городов, находящихся под властью австрийского императора. В течение последних пяти лет своей жизни Бонончини был руководителем капеллы при моденском дворе, и это назначение, по-видимому, избавило его от необходимости сочинять оперы, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Предположительно, он написал свои дошедшие до нас мессу и "Стояла мать скорбящая" в последние годы жизни.

Творчество

Антонио Мария Бонончини был выдающимся виолончелистом и композитором своего времени. Его ранние сонаты для виолончели были одними из первых произведений, написанных специально для этого инструмента. Сохранившиеся партитуры его произведений отличаются замысловатыми текстурами, включающими контрапунктическую искусность и обширную последовательную разработку, подчеркнутую быстрым гармоническим движением, характерным для Арканджело Корелли. Арии в основном написаны в минорных тональностях, и в них часто присутствуют пунктирные ритмы, угловатые мелодические линии и хроматические гармонии, которые передают большой пафос.

В своих более поздних операх его стиль эволюционировал в сторону большего влияния Антонио Вивальди, с преобладанием мелодичных линий над угловатыми, соблазнительных синкоп над мучительными пунктирными нотами, и удвоения голосов над контрапунктическим сопровождением для высоких инструментов. Его духовные произведения, особенно "Стояла мать скорбящая", демонстрируют контрапунктические сложности, которые высоко оценивались современниками, включая падре Джованни Баттисту Мартини.

Произведения

Оперы

  • "Тигран" ("Tigrane")
  • "Загадка Дисциолто" ("L'enigma disciolto")
  • "Луций Вер" ("Lucio Vero")
  • "Митридат Евпатор" ("Mitridate Eupatore")
  • Еще шесть опер для Венеции и Рима

Оратории

  • Четыре двухчастные оратории для венского двора

Духовная музыка

  • "Хвалите, отроки" ("Laudate pueri") для виолончели
  • Месса
  • "Стояла мать скорбящая" ("Stabat mater")

Инструментальная музыка

  • 12 сонат для виолончели
  • "Героическая слава" ("La fama eroica")

Вокальная музыка

  • 13 кантат для венского двора
  • 6 праздничных серенад

Ноты сочинений Антонио Мария Бонончини на сайте библиотеки IMSLP