Бонончини, Антонио Мария
1677 - 1726
Назад
Bononcini, Antonio Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Мария Бонончини был итальянским композитором и виолончелистом, вторым сыном Джованни Марии Бонончини. Он работал бок о бок со своим более знаменитым старшим братом Джованни до 1713 года. К 1686 году оба брата были учениками Джакомо Антонио Перти в Болонье. Когда кардинал Бенедетто Памфили был там папским легатом в период с 1690 по 1693 год, оба брата играли в его оркестре. В 1693 году Антонио сочинил для виолончели "Хвалите, отроки" с витиеватым обрамлением, и примерно в то же время - набор из 12 сонат для виолончели, в которых используются те же узорные формы. Им предшествовали только две сонаты для виолончели, обе написаны Доменико Габриэлли.
В 1694 году Бонончини занял первое место среди виолончелистов, активно выступавших в Риме; к ноябрю 1696 года он присоединился к Конгрегации Святой Цецилии; и в течение 1694-1698 годов он или его старший брат играли на шести мероприятиях, спонсируемых кардиналом Пьетро Оттобони. В 1698 году он написал "Героическую славу", произведение, восхваляющее венецианского кардинала Джорджо Корнаро, который, возможно, нанял Антонио.
Около 1700 года Антонио присоединился к своему брату в Вене, и летом 1702 года Георг Филипп Телеман услышал их выступление в Берлине. Антонио впервые получил заказ на сочинение музыки для венского двора в 1705 году, когда Иосиф Первый стал императором. Во время правления Иосифа Антонио был назначен капельмейстером к брату Иосифа, который жил в Испании под именем Карла Третьего, претендента на вакантный трон. Большое расположение императора к Джованни Бонончини распространилось и на Антонио, который представил венскому двору 13 богато исполненных кантат, шесть праздничных серенад, четыре оратории из двух частей и оперу в трех действиях.
Иосиф Первый, должно быть, оценил их превосходное мастерство, поскольку в 1710 году он назначил Антонио "композитором императора", перенеся это назначение на начало 1707 года, назначил ему достойное жалованье и заказал первую оперу Антонио "Тигран". Год спустя Иосиф умер от оспы, а его брат Карл Шестой не сохранил за собой Бонончини. Антонио, возможно, сопровождал своего брата в Рим, когда они вдвоем вернулись в Италию в 1713 году, но он поселился в Модене, где его жена Элеонора Сутерин родила ему четырех сыновей и дочь в период с 1715 по 1722 год.
Впоследствии он приобрел известность по всей Италии благодаря своим постановкам десяти опер для Венеции, Рима и городов, находящихся под властью австрийского императора. В течение последних пяти лет своей жизни Бонончини был руководителем капеллы при моденском дворе, и это назначение, по-видимому, избавило его от необходимости сочинять оперы, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Предположительно, он написал свои дошедшие до нас мессу и "Стояла мать скорбящая" в последние годы жизни.
Антонио Мария Бонончини был выдающимся виолончелистом и композитором своего времени. Его ранние сонаты для виолончели были одними из первых произведений, написанных специально для этого инструмента. Сохранившиеся партитуры его произведений отличаются замысловатыми текстурами, включающими контрапунктическую искусность и обширную последовательную разработку, подчеркнутую быстрым гармоническим движением, характерным для Арканджело Корелли. Арии в основном написаны в минорных тональностях, и в них часто присутствуют пунктирные ритмы, угловатые мелодические линии и хроматические гармонии, которые передают большой пафос.
В своих более поздних операх его стиль эволюционировал в сторону большего влияния Антонио Вивальди, с преобладанием мелодичных линий над угловатыми, соблазнительных синкоп над мучительными пунктирными нотами, и удвоения голосов над контрапунктическим сопровождением для высоких инструментов. Его духовные произведения, особенно "Стояла мать скорбящая", демонстрируют контрапунктические сложности, которые высоко оценивались современниками, включая падре Джованни Баттисту Мартини.
Оперы
Оратории
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Ноты сочинений Антонио Мария Бонончини на сайте библиотеки IMSLP