Бонончини, Антонио Мария
1677 - 1726
Назад
Антонио Мария Бонончини (Antonio Maria Bononcini) - Композитор и виолончелист
Родился 18 июня 1677 года, Модена - умер 8 июля 1726 года, Модена.
Второй сын Джованни Марии Бонончини. Он работал бок о бок со своим более знаменитым старшим братом, Джованни, до 1713 года. К 1686 году оба были учениками Г.П. Колонны в Болонье. Когда кардинал Памфили был там папским легатом в период с 1690 по 1693 год, оба они играли в его оркестре. В 1693 году Антонио сочинил для виолончели "Лаудате пуэри" с витиеватым обрамлением, и примерно в то же время - набор из 12 сонат для виолончели, в которых используются те же узорные формы. Им предшествовали только две сонаты для виолончели, обе написаны Габриэлли. В 1694 году Бонончини занял первое место среди виолончелистов, активно выступавших в Риме; к ноябрю 1696 года он присоединился к Конгрегации Святой Чечилии; и в течение 1694-1698 годов он или его старший брат играли на шести мероприятиях, спонсируемых кардиналом Оттобони. В 1698 году он написал "Героическую славу", произведение, восхваляющее венецианского кардинала Джорджо Вивенте Корнаро, который, возможно, нанял Антонио. Около 1700 года Антонио присоединился к своему брату в Вене, и летом 1702 года Телеман услышал их выступление в Берлине. Антонио впервые получил заказ на сочинение музыки для венского двора в 1705 году, когда Иосиф I стал императором. Во время правления Иосифа Антонио был назначен капельмейстером к брату Иосифа, который жил в Испании под именем Карла III, претендента на вакантный трон. Большое расположение императора к Джованни Бонончини распространилось и на Антонио, который представил венскому двору 13 богато исполненных кантат, шесть праздничных серенад, четыре оратории из двух частей и оперу в трех действиях. Только его брат и заместитель капельмейстера Иосифа М.А. Зиани написал сопоставимое количество работ для венского двора в период с 1705 по 1711 год. Сохранились все партитуры, за исключением оратории 1705 года, и они отличаются замысловатыми текстурами, включающими контрапунктическую искусность и обширную последовательную разработку, подчеркнутую быстрым гармоническим движением, характерным для Корелли. Арии в основном написаны в минорных тональностях, и в них часто присутствуют пунктирные ритмы, угловатые мелодические линии и хроматические гармонии, которые передают большой пафос. Возможно, главным образом на основании таких стилевых особенностей Джеминиани решил, что Антонио “намного превосходит своего брата по глубине и знаниям”. Иосиф I, должно быть, оценил их превосходное мастерство, поскольку в 1710 году он назначил Антонио "композитором императора", перенеся это назначение на начало 1707 года, назначил ему достойное жалованье (эквивалентное жалованью Зиани) и заказал первую оперу Антонио "Тигран". Год спустя Иосиф умер от оспы, а его брат, Карл VI, не сохранил за собой Бонончини. Антонио, возможно, сопровождал своего брата в Рим, когда они вдвоем вернулись в Италию в 1713 году, но он поселился в Модене, где его жена Элеонора Сутерин родила ему четырех сыновей и дочь в период с 1715 по 1722 год. Впоследствии он приобрел известность по всей Италии благодаря своим постановкам десяти опер для Венеции, Рима и городов, находящихся под властью австрийского императора. В этих произведениях его стиль больше напоминает стиль Вивальди, чем Корелли, поскольку в нем преобладают мелодичные, а не угловатые линии, соблазнительные синкопы, а не мучительные пунктирные ноты, и удвоение голосов, а не контрапунктическое сопровождение для высоких инструментов. Однако того, что он воспринял некоторые характерные черты, было недостаточно, чтобы сделать его драматические произведения популярными, поскольку ни одно из них не было переиздано. Он также "срежиссировал" (то есть, возможно, написал музыку для) "Энигмы Дисциолто" и "Лучио Веро" в Модене в октябре 1716 года и "Митридата Эвпаторе" в Реджо-Эмилии в январе 1723 года. В течение последних пяти лет своей жизни Бонончини был маэстро капеллы при моденском дворе, и это назначение, по-видимому, избавило его от необходимости сочинять оперы, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Предположительно, он написал свои дошедшие до нас мессу и Stabat mater в последние годы жизни, и контрапунктические сложности в последней в значительной степени (а возможно, и полностью) повлияли на оценку падре Мартини его стиля: "настолько возвышенный, живой, искусный и восхитительный, что он выделяется среди большинства композиторов начала XVIII века"..
Ноты сочинений Антонио Мария Бонончини на сайте библиотеки IMSLP